Слайд 2
Оригами
Икебана
Бонсай
Нэцкэ
Каллиграфия
Живопись
Слайд 3
Живопись
Японская живопись (яп. 絵画 кайга, «картина, рисунок») —
один из наиболее древних и изысканных из японских видов
искусств, характеризуется широким разнообразием жанров и стилей.
Для японской живописи, как и для литературы, характерно отведение ведущего места природе и изображение её в качестве носительницы божественного начала.
Начиная с X века в японской живописи выделяют направление яматоэ, картины представляют собой горизонтальные свитки, которыми иллюстрировали литературные произведения. В XIV веке развивается стиль суми-э (монохромная акварель), а в первой половине XVII века художники начинают печатать укиё-э — гравюры на дереве, изображавшие гейш, популярных актёров театра кабуки и пейзажи. Влияние популярности гравюр укиё-э на европейское искусство XVIII века называют японизмом.
Слайд 5
Нэцкэ
Нэцкэ (яп. 根付 netsuke, нэцукэ) — миниатюрная скульптура,
произведение японского декоративно-прикладного искусства, представляющее собой небольшой резной брелок.
Нэцкэ
использовалось в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ (帯鉗), которая была лишена карманов. Небольшие вещи вроде кисета или ключа клали в особые ёмкости (называемые сагэмоно 下げ物). Ёмкости могли иметь форму кисетов или маленьких плетёных корзинок, но наиболее популярными были ящички (инро), которые закрывались с помощью бусины, скользившей по шнуру (одзимэ 緒締め). Инро крепились к поясу кимоно (оби) с помощью шнура. Его связывали в кольцо, складывали пополам и пропускали через пояс. К одному из концов получившейся петли крепили нэцкэ. Узел шнура прятали в одном из двух химотоси (紐解) — отверстий нэцкэ, соединённых сквозным клапаном. Таким образом, нэцкэ служило одновременно своеобразным противовесом и изящным украшением одежды.
Слайд 7
Оригами
Оригами (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — древнее
искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями
уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен лишь представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Лишь после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой.
Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.
Слайд 8
Каллиграфия
В Японии каллиграфия считается одним из видов искусств
и носит название сёдо (яп. 書道 «путь письма»). Наравне
с рисованием каллиграфия преподаётся в школах.
Искусство каллиграфии было завезено в Японию вместе с китайской письменностью. В старину в Японии признаком культурного человека считалось владение искусством каллиграфии. Существует несколько различных стилей написания иероглифов. Совершенствованием стилей написания иероглифов занимались буддийские монахи.
Слайд 10
Икебана
Икебана (яп. 生け花 или яп. いけばな икебана, «икэ»
— жизнь, «бана» — цветы, буквально «живые цветы») —
традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере. В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала. Икебана возникла в Японии в 15 веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.
Слайд 12
Бонсай
Бонсай (яп. 盆栽) — (букв. «растение в горшке»)
— искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре.
Слово «бонсай» пришло из китайского, там аналогичное понятие «пен-цай» было заимствовано после распространения в Японии техник бонсаи. Возникло искусство в 200 году до н.э. в Китае.
Изначально бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам, бедным почвам и различным другим методам.