Слайд 2
Искусство графики – это процесс
художественной организации поверхности.
Слайд 3
Для графики очень важна фактура поверхности, в отличие
от
живописи, где поверхность закрывается грунтом.
Даже
на
оттиске
видны
линии
резца.
А. Карраччи.
Поклонение
пастухов,
1606
Слайд 4
Искусство графики делится
на два больших вида:
рисунок
и печатная графика
(гравюра).
А. Дюрер.
Оплакивание Христа,
1522
А. Дюрер.
Оплакивание Христа,
1507
Слайд 5
Э. Мане.
Кошачье свидание,
1868
(гравюра на камне)
А. Мантенья.
Вакханалия,
ок. 1494
(гравюра
на металле)
Тициан.
Портрет
Пьетро
Аретино,
1538
(гравюра на дереве)
В зависимости от материала
поверхности различают
три вида гравюры.
Слайд 6
В выпуклой гравюре
значимые элементы
изображения
приподняты
над фоном.
Так работают по дереву
в
технике ксилографии.
Слайд 7
Ксилограф формирует изображение из линий и пятен.
Тициан. Поклонение
пастухов, ок. 1532-36
Слайд 8
Особенности дерева
диктуют художнику
большую степень
обобщенности
образа.
А. Альтдорфер.
Жертворприношение
Авраама,
ок. 1520-25
Слайд 9
В технике кьяроскуро
(«светотень») изображение
печатают с нескольких
досок, каждая из
которых
соответствует
определенной
градации светотени
или отдельному цвету.
Образ здесь создается,
в основном,
при помощи пятен.
Л.
Кранах Старший.
Святое семейство
на пути в Египет,
1522
(кьяроскуро в две доски)
Слайд 10
В технике торцовой (тоновой) гравюры
изображение вырезается на поперечном
срезе дерева.
Это позволяет
активно
использовать
мелкие
пересекающиеся
линии и
создавать
очень точные
изображения.
Т. Бьюик.
Сова,
конец XVIII века
Слайд 11
Выпуклая гравюра
по линолеуму
получила
распространение
с конца XIX века,
благодаря простоте
исполнения
и доступности
материала.
Слайд 12
Линолеум – очень мягкий и податливый материал,
позволяющий свободно
резать его любым резцом.
И. Крусамёджи.
Ворон,
сер. XX века
И. Голицын.
На балконе,
1958
Х.
Бенёр.
Дуб,
1975
Слайд 13
В углубленной
гравюре
значимые элементы
изображения
опущены ниже
уровня фона.
В технике
углубленной гравюры
работают
по металлу
(резцовая
гравюра, офорт).
Слайд 14
Резцовая гравюра на металле выполняется тонкими
резцами (штихелями). Образ
создается с помощью
перекрестных штрихов.
А. Карраччи. Пьета, 1598
Слайд 15
В технике офорта (от франц. eau-forte – азотная
кислота)
используют кислоты, которые, воздействуя на металл,
оставляют углубления.
Ж. Калло.
Маски dell’arte,
ок.
1622
Слайд 16
Часто мастера офорта печатают рисунок с нескольких
«досок», добиваясь
разной четкости линий для передачи
эффекта воздушной перспективы.
Ш. Добиньи.
Вид
в окрестностях
Субиако,
1840
Слайд 17
Техника плоской гравюры
основана на свойстве
разных частей
поверхности
принимать или
отталкивать краску.
В
технике плоской
гравюры работают
по камню
(литография).
Слайд 18
Рисунок на литографском камне наносят специальным
жирным карандашом. Это
позволяет приблизить
технику гравюры к простому рисунку.
В. Ван Гог.
Едоки
картофеля,
1885
Слайд 19
Оттиски
с литографского
камня
получаются
мягкие,
слегка
бархатистые.
Э. Дега.
Женщина
с веером,
ок. 1878-79
Слайд 20
Благодаря простоте техники литографию часто используют
для оформления печатной
продукции.
О. Домье. Вид из подвала на мир наверху, 1856
Слайд 21
Во время работы
художник-гравер
проверяет изображение,
создавая пробные оттиски,
которые называют
«состояниями».
Они позволяют
проследить
стадии работы мастера.
Х. Голциус. Аркадский пейзаж, 1591
Слайд 22
А. Мантенья. Мадонна, 1490-1506
Слайд 23
Исторически первым жанром гравюры стала
книжная иллюстрация.
Датский ксилограф 1790
года.
Картинки-наклейки для книжных обложек.
Слайд 24
Буквы и иллюстрации
часто вырезали
на одной
деревянной доске.
Это создавало
единство
стиля.
Ф. Бреннон.
Гайд-парк
и Хрустальный дворец,
1851
Слайд 25
Очень рано техника гравюры стала использоваться
в жанре карикатуры.
Она позволяла быстро размножать
«насмешливые листки».
О. Домье.
Мороженое,
1837
(литография)
О. Домье.
Председатель,
1833
(литография)
О. Домье.
Шпик,
1835
(литография)
Слайд 26
В XX веке технику гравюры использовали
в жанре плаката,
создавая яркие, броские образы.