Слайд 2
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ — русский художественный промысел лаковой росписи
по металлу, сложившийся в начале 19 века в деревне
Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Слайд 3
Возникновение промысла связано с лукутинской лаковой миниатюрой на
папье-маше, изготовлявшейся в расположенном неподалеку Федоскине.
Слайд 4
Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской откупившихся
на волю крестьян — братьев Вишняковых.
В 1825 художник
- миниатюрист О. Ф. Вишняков основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью. В вишняковской мастерской первоначально производили и расписывали не только подносы, но и изделия из папье -маше.
Слайд 6
С первой половины XIX века мастерские по производству
расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове,
с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др.
Слайд 7
В начале 20 века спрос на изделия жостовских
мастеров сократился, что привело к упадку промысла.
Слайд 8
В 1922 в деревне Новосильцево из оставшихся художников
сформировалась «Новосильцевская трудовая артель», выпускавшая подносы.
Слайд 9
Артели появились в других селах: в Жостове —
в 1924 «Жостовская трудовая артель» и «Спецкустарь», в 1925
«Лакировщик»; в Троицком — «Свой труд».
Слайд 10
В 1928 все мелкие артели объединились в специализированную
артель «Металлоподнос» с центром в деревне Жостово.
Слайд 11
С 1938 года мастеров по росписи подносов готовили
в школе бригадного ученичества, прямо на производстве. Обучали молодежь
А.П.Гогин, В.И.Дюжаев, П.И.Плахов.
Слайд 12
В 1960-е годы спецартель была преобразована в Жостовскую
фабрику художественной росписи, где работают заслуженные мастера: Б. В.
Графов, Д. Д. Кледов, Н. Н. Гончарова, Н. Н. Мажаев, В. И. Дюжаев, М. П. Савельев и молодые художники Л. И. Рябинина, А. Н. Голубева и др.
Слайд 13
ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБОЙ МАНЕРЫ РОСПИСИ
Формирование особой манеры росписи
Слайд 14
К середине 19 века в Жостове формируется своя
оригинальная художественная манера и приемы росписи. Распространенные мотивы росписи
жостовских подносов — букеты и натюрморты, цветы, вазоны, гирлянды. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет на черном или красном фоне. Реже фоном служат другие цвета, золото или перламутр.
Слайд 15
По назначению подносы делятся на две группы: для
бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как
украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Слайд 16
Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной
композиции. Художник пишет не с натуры, а ориентируясь на
свое воображение.
Слайд 17
В основе жостовского искусства лежит свободный кистевой мазок,
находящийся в прямой связи с традицией народной росписи на
деревянных и берестяных изделиях.
Слайд 18
Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет -
имеет несколько сложившихся типов композиций.
Цветы могут располагаться гирляндами по
периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.
Слайд 20
Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь:
листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости
бортам. Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. На поднос наносится несколько слоев цветного лака с просушкой и полировкой каждого слоя.
Слайд 21
Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками
без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию.
Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Слайд 22
При росписи жостовских подносов используются масляные краски на
скипидаре, наносимые мягкими беличьими кистями. Многослойная роспись выполняется в
несколько стадий, каждая из которых сопровождается длительной просушкой.
Первая — «подмалевок», когда мастер широкой кистью, без предварительного рисунка, набрасывает силуэт композиции и определяет основной колорит.
Слайд 23
Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном
в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской
с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком.
Слайд 24
Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка:
накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики,
тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка).
Слайд 25
После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным
лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком
вручную до зеркального блеска и возвращают живописцу.
Слайд 26
Сильными сочными мазками полупрозрачной краски художник подчеркивает затененные
места — наносит «тенежку», после чего осуществляет «бликовку» —
выполняет белилами блики на цветах и листьях, подчеркивая их объемы.
Слайд 27
Завершают работы по выявлению основных форм букета «чертежка»
и «посадка семенцов» — прорисовка тонкими линиями прожилок, лепестков,
изображение пестиков и тычинок.
Слайд 28
И, наконец, в просветах между цветами и листьями
выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются
тонким декоративным орнаментом.
Слайд 29
И, наконец, в просветах между цветами и листьями
выписывается травный узор — делается «привязка». Борта подноса украшаются
тонким декоративным орнаментом.
Слайд 30
После завершения росписи поднос покрывается несколькими слоями масляного
лака с просушкой и полировкой.
Последняя операция - наводка
зеркального блеска - выполняется ладонями рук с использованием тончайшего мелового порошка.