Слайд 2
Праздник ели
Ритуал празднования Нового года сегодня практически одинаков
по всему миру: люди приносят в дом дерево, украшают
его, дарят друзьям и родным подарки. Вероятно, истоки этого праздника надо искать в одном месте. Обратимся к некоторым фактам древней европейской истории.
Слайд 3
Новый год у европейцев
Был у фламандцев (потомков древних
германцев) праздник, самый важный в году. Он приходился на
середину зимы и назывался Йоль. День, когда тьма начинала убывать, 25 декабря. После христианизации его назвали Рождеством, а этимологию слова "йоль", которое сохранилось в германских языках, объявили неизвестной. Однако это не так. Если знать, что основы европейской культуры были заложены во времена Великого переселения народов в 3-4 веках н.э., а это были в основной своей массе тюркоязычные народы (скифы, гунны и т.д.), то название праздника можно расшифровать. Точное название праздника "Йоль Тенгри", что в переводе с тюркского означает "Бог Судьбы". Символ праздника – дерево, получившее по празднику и название – «ель», «ёлка». Ель у тюрков считалась священным деревом.
Слайд 4
Мировое древо
Дерево в модели мира древних людей –
это универсальный символ, объединяющий все сферы космоса. Крона достигает
небес, корни опускаются в преисподнюю, ствол - срединный мир, земля.
Слайд 5
Йер-су
Праздник сперва посвящался именно Йер-су ( тюрк.
-«земля – вода»). Йер-су жил в центре Земли –
в месте отдыха божеств и духов, где растет священное дерево тюрков – ель. Ель - любимое дерево Ульгеня.
Слайд 6
Ульгень
Ульгень (или Юргень) был главой светлых
духов. По другим источникам
он является и родовым покровителем, предком-божеством, которому поклонялись племена алтайцев. Обитает на девятом слое неба на востоке, где всходит солнце. Ульгень живёт в золотом дворце с золотыми воротами, имеет золотой престол. Изображали его в виде старика с белой бородой, в богатом красном кафтане.
Слайд 7
Праздник Йоль
Праздник наступал в самый разгар зимы -
25 декабря. Люди молились Ульгеню, благодарили его за возвращенное
солнце. А чтобы молитва была услышана, украшали ель - любимое дерево Ульгеня. Ее приносили в дом, к ветвям привязывали яркие ленточки, рядом укладывали подарки. Вокруг елки до утра водили хоровод: люди вставали в круг, ходили «посолонь» - по солнцу.
Слайд 8
Ульгень – это Дед Мороз?
Сколько веков прошло, а
древний праздник не забылся. Сегодня это всем известный праздник
новогодней елки! Ульгень, правда, получил новое имя - Дед Мороз, но его роль и его одежда остались прежними. По-прежнему водят хороводы вокруг елки. И никто ни о чем не догадывается... А между прочим, кафтан, шапка, кушак, валенки, т.е одежда Деда Мороза, - из гардероба древних тюрков. Почему Ульгень превратился в Деда Мороза?
Слайд 9
Этимология слова «дед»
«Дед» — это домовой, то есть,
дух предка, охраняющий дом от чужих, враждебных духов. «Дедками»
славяне называли домашних божков, изображавших этих домовых. Слова эти очень-очень древние и свидетельствуют о большой роли культа умерших предков в мировоззрении славян - язычников.
Слайд 10
Теперь о слове «мороз»
В легендах древних славян можно
встретить персонаж — Зимник, Мороз Ёлкич, Дед Трескун, который
правил зимой. Он представлялся в виде старика небольшого роста с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет — там жди жестокой стужи. Это Дух Зимы — строгий, иногда сварливый, но всегда справедливый: хорошим людям он помогает и одаривает их, а плохих может и заморозить. Славяне считали, что Мороз — один из общих предков всех семей, потому что от него зависел и будущий урожай. Вот почему образ Ульгеня слился с образом Деда Мороза – они олицетворяли духа-предка.
Слайд 11
Колядки на Украине
Картина худ. Трутовского, 1864
А чтобы Дед
стал добрее, наши предки всячески старались умилостивить его. Для
этого устраивались всякие ритуальные действа. Зимой это были колядки.. Духи стучались в окна и люди выносили им подарки, угощения. Среди колядующих обычно присутствовал один персонаж, одетый грознее всех. Как правило, ему запрещалось говорить. Он-то и назывался Дедом.
Слайд 12
Колядки в Болгарии
Колядующие одеваются как можно страшнее:
шубы выворачивают наизнанку, маски, изображают духов
Слайд 13
Современная Коляда
В
наше время, люди наряжаются в разные костюмы, раскрашивают лицо
Слайд 14
Почему наш Дед Мороз стал Санта Клаусом?
Прототипом Дедушки
Николая, или Санта Клауса, стал святой Николай Мирликийский, реальный
человек, живший в третьем веке нашей эры в Византии. В России он больше известен как Николай Угодник и Николай Чудотворец. Почему Святой Николай стал главным персонажем нового года? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого — 19 декабря — перед самым Рождеством. Ведь и в России в старые времена Рождество справляли еще до Нового года.
Слайд 15
Св.Николай
Святой Николай стал объектом почитания христиан из разных
стран мира. В Средние века твердо установился обычай в
Николин день — 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря святой стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.
Слайд 16
Санта Клаус и Старый Рупрехт
В Германии
Санта Клаус приходил не со Снегурочкой, а с рыцарем
Рупрехтом. Персонаж пришел к нам на короткое время из старых немецких рождественских сказок во времена Петра I.
Санта Клаус и его резиденция в Финляндии.
Слайд 18
Празднование Нового года на Руси
Наши предки отмечали приход
Нового года, исходя из своих взаимоотношений с окружающей природой.
Деление года определялось естественными природными знамениями. Год начинался с первого весеннего месяца — марта, так как именно с этой поры природа пробуждается от мертвенного сна к жизни. При этом празднование 25 декабря – как дня рождения нового солнца – продолжало отмечаться. Со времени прихода христианства этот праздник совместился с празднованием Рождества Христова.
Слайд 19
Празднование Нового года в Москве
Именно Петр I издал
указ в 1699 г, что Новый год начинается с
1 января: «А в знак того доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в доме своем, по большим и проезжим знатным улицам… учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых…»