Слайд 2
Основные разделы:
Вместо пролога или краткая статистика
Концептуальные научно-теоретические основы
и подходы
Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния)
Количественные
характеристики европейского культурного наследия
Качественные характеристики культурного наследия народов Европы
Современные региональные институты международного культурного сотрудничества в Европе
Совет Европы и сохранение культурных ценностей
Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и Европейского Союза
Тенденции развития европейского права в сфере культуры
Системно-правовые тенденции развития
Заключение
Слайд 3
Вместо пролога
или краткая статистика
Европа
1/3 часть Старого Света,
1/6 часть
Света в целом,
Пространственная территория = ~ 10 млн. кв. км.
или 7 % земной суши.
"Невежественный человек сначала должен стать цивилизованным, потом образованным; став образованным, он делается интеллигентным, затем следует утонченность и сознание синтеза, которое завершается принятием понятия Культуры".
Н.К Рерих
ООН и Всемирного банка по состоянию на 1995 г.
в Европе проживало более 807 млн. жителей (это число составляет 14 % населения планеты или в 3 раза больше, чем в США (263 млн.), и в 7 раз больше, чем в Японии (124 млн.)
Доля производства Европы в мировой экономике в целом в 1995 г. составила 35, 2 %, что на 16,9 % больше, чем аналогичный показатель Японии и - на 10, 1 % больше, чем США.
В настоящий период в Европе частично или полностью расположены 47 государств мирового сообщества.
Слайд 5
Концептуальные научно-теоретические основы и подходы
На современном этапе
эволюции-инволюции земного человечества в начале 21 века в системе
международного права, а также в национальных правовых системах государств происходит концептуальный переход от доктрины памятниковедения к универсальной парадигме культурных ценностей, суть которой составляют следующие базисные основы (начала), частично закрепленные в международном культурном праве, а также в национальных нормативно-правовых системах:
Слайд 6
Каждая культурная ценность уникальна и неповторима
Все культурные
ценности подлежат национальной и международной защите, прежде всего -
уважению и сохранению
Культурные ценности, составляющие культурное наследие народов человечества (национальное культурное достояние), неотчуждаемы и подлежат специальной международной защите
I
Слайд 7
Человек является основным индивидуальным носителем культуры, главным субъектом
культурной деятельности и центральной культурной ценностью (последнее относится к
современным правовым системам Запада)
Культурные меньшинства (национальные, этнические, религиозные и др. сообщества, организации и группы), как коллективные носители культуры и равноправные субъекты культурной деятельности также являются культурными ценностями и подлежат международной и национальной правовой защите
Культурное большинство (нация, народ, этнос, суперэтнос) и человечество в целом как коллективный носитель культуры является центральной и приоритетной культурной ценностью и, как таковое, подлежит приоритетной защите (характерно для правовых систем Востока и развивающихся стран)
II
Слайд 8
Культурное единство и разнообразие на планете представляют собой
высшую двуединую целостность и цельность, составляющую культурное достояние человечества
и подлежащую международной правовой защите
I+II=III
Слайд 9
С содержательной
точки зрения суть этого перехода можно определить как понятийно-смысловую
интегральную дифференциацию, дефиниционно и этимологически легко воспринимаемую в русском языке: от слова "памятник" (переводимого как “память прошлого”) к универсальному и нейтральному понятию "культурная ценность”, которое не содержит временных характеристик, и таким образом далее – через “культурное наследие” как знание и память прошлого к “культурному достоянию” как знанию и памяти настоящего и будущего.
Все вышесказанное с учетом европейских региональных особенностей составляет парадигматическую основу системы европейского культурного права, которая рассматривается нами как региональная подсистема международного культурного права.
Слайд 10
Определения культуры, культурных ценностей и культурного наследия (достояния)
Говоря о сохранении культурного наследия Европы нельзя не сказать
о культуре как таковой. В современной культурологии насчитывается более 500 различных определений понятия "культура".
к первоистокам, припомним, что изначально, слово Культура (культ Ура),
со времен Рерихов, понимается, как почитание Света, почитание Высшего начала.
Она есть синтез и триединство Искусства, Науки и Религии.
По другому яркому символическому определению, Культура это "Прошлые, Настоящие и Будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности".
Пожалуй, одним из самых универсальных определений термина "культура", носящим международный характер, является определение культуры как “совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу, - закрепленное в Декларации Мехико о политике в области культуры, - Культура охватывает, помимо искусства и литературы, образы жизни, основные права человека, системы ценностей, традиции и веры”.
близкó понимание культуры как "сотворенной человеком материальной и духовной
среды обитания, а также процессов создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей, способствующих возвышению человека и гуманизации общества", с одной оговоркой, что любая культурная ценность как и культура в целом не может быть "воспроизведена" в силу ее единственности, уникальности и неповторимости в принципе. Любой повтор есть подделка или просто копия. И слово "производство-воспроизводство" сюда не подходит. Оно не от культуры, оно - от цивилизации, носящей конечный и преходящий характер.
Слайд 13
Необходимо также
отметить, что во внутреннем законодательстве России универсальная концепция культурных
ценностей нормативно-практически впервые закреплена в ст.3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г.:
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко - культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко - культурном отношении территории и объекты.
Слайд 14
Количественные характеристики европейского культурного наследия
Несмотря на то, что Европа вполне
общепризнанно считается крупнейшим мировым пространственным центром сосредоточения культурных памятников и институтов в мире, насколько мы знаем, комплексные статистические исследования о совокупных количественных параметрах объектов культурного наследия, расположенных в Европе и подлежащих охране, в первую очередь, государствами, в границах территориальной юрисдикции которых они находятся, еще не проводились.
Слайд 15
Результаты отдельных
попыток, предпринятых в отношении некоторых видов культурных ценностей, в
частности, Советом Европы – в отношении архитектурного наследия 27 государств-членов, и опубликованных в соответствующих докладах, не позволяют на сегодняшний день хоть как-нибудь целостно оценить общую картину.
А посему обратимся к общедоступным и надежным источникам, которые дадут нам хотя-бы косвенное представление о европейском культурном наследии, к таким, например, как Список всемирного наследия ЮНЕСКО, учрежденный в соответствии с Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г.
недвижимого объекта, внесенного по состоянию на декабрь 2001 г.,
в Списке всемирного наследия, 342 находятся в условных территориальных границах европейских государств. Эта цифра составляет 47 % от общего числа охраняемых памятников всемирного наследия.
Согласно статистическим исследованиям, проводившимся Европейским Союзом, в Западной Европе расположено около 40 процентов всех музеев мира. В культурном секторе государств ЕС в настоящее время занято около 7,2 млн. человек, а на общеевропейском рынке производства и предоставления услуг, связанных с технико-технологическим обеспечением культурной сферы работают около 1000 компаний.
данным, приведенным в докладе Статистического института ЮНЕСКО "Международный оборот
отдельных товаров культурного назначения в 1980-98 гг.", на общем фоне новых международных экономических группировок Европейский Союз особо выделяется, обеспечив в 1998 г. совместно с Организацией экономического сотрудничества стран Азии и Тихого океана (APEC) 91 % мирового импорта и 94 % экспорта товаров культурного назначения.
Из 4 главных мировых экспортеров (53,8 % экспортных поставок) таких товаров, наряду с Японией и США, два - Германия и Великобритания - расположены в Европе. К 4 государствам, концентрирующим мировой импорт (47 %), наряду с США, относятся 3 европейские государства - снова Германия, Великобритания и Франция.
Слайд 18
Качественные характеристики
Народная мудрость гласит: “О вкусах не спорят”. Дабы не
быть глупыми, не будем спорить и мы. Хотя несколько слов о поддающихся определению квалитативных юридических аспектах памятников европейского культурного наследия все-таки сказать просто жизненно необходимо.
Слайд 19
Справедливости ради
нужно заметить, что в настоящее время на европейском уровне
нет ни одного списка объектов культурного наследия общеевропейской значимости, нет ни одной институциональной структуры, которая бы такой список составляла, мало того, ни в одном известном нам источнике европейского права не установлены качественные формально-юридические и материальные критерии отнесения той или иной культурной ценности к объектам культурного наследия Европы.
на вышеизложенное, опираясь на утвердившуюся в современном универсальном международном
праве концепцию культурного наследия народов, а также исходя из практики деятельности Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО по включению в свои списки соответствующих объектов исключительно общенационального значения, все-таки считаем целесообразным презюмировать, что, по аналогии с вышеприведенным правилом Комитета всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, принимая во внимание логику развития международного права в данной сфере и эффективность фактической охраны памятников, к общеевропейскому культурному наследию на данном этапе развития могут быть отнесены памятники культуры исключительно национальной значимости (не ниже).
Слайд 21
Современные региональные институты международного сотрудничества и охрана памятников
культурного наследия в Европе
невозможно в рамках одной статьи объять необъятное, остановимся на
анализе законодательства трех основных международных интеграционных объединений, функционально делающих упор в своей деятельности на сохранении культурных ценностей, защите культурных прав человека и международной регламентации культурной деятельности. Это право Совета Европы, а также законодательство Европейского Сообщества и Европейского Союза.
судьбы, право Совета Европы в настоящий период в России
еще не вошло в учебный курс "Европейское право".
Полностью концептуально разделяя подход многих исследователей и относя к "европейскому праву" в широком смысле право всех европейских интеграционных организаций, а не только право Европейского Союза, заметим, что именно право Совета Европы является методологической основой правовой охраны памятников культурного наследия в Европе. И посему остановимся на его обзоре подробнее.
Слайд 24
Совет Европы и сохранение культурных ценностей
По самым скромным подсчетам, в настоящее
время в рамках Совета Европы или под его эгидой принято более 250 правовых и рекомендательных актов, регулирующих юридический статус культурных ценностей и регламентирующих культурные права коренных народов, национальных меньшинств, а также культурные права человека.
декларации, рекомендации, резолюции Комитета Министров (CM); рекомендации, резолюции, и
приказы Консультативной – Парламентской Ассамблеи (PACE); декларации, резолюции, рекомендации и мнения Конгресса местных и региональных властей (CLRAE); резолюции и рекомендации пяти состоявшихся до сего времени конференций министров, ответственных за культурное наследие.
Все эти акты имеют разную правовую природу, отличаются механизмом принятия, степенью юридической обязательности, порядком вступления в силу и образуют определенную иерархическую структуру.
Слайд 26
будучи международным договором, в соответствии с
Венской конвенцией о праве международных договоров 1969 г., обладает
обязательной силой для государств, являющихся ее участниками. Государства-члены Совета Европы вправе свободно решать становиться им или нет ее участниками, даже если они принимали участие в ее разработке.
Конвенция,
рассматриваемой сфере необходимо выделить 14 следующих международных договоров (конвенций):
Устав Совета Европы от 5 мая 1949 г., Лондон (Серия Европейских договоров, №1)
Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, Рим (Серия Европейских договоров, №5)
Европейская конвенция по культуре от 19.12.1954 г. (Серия Европейских договоров, №18)
Европейская конвенция об охране археологического наследия от 6.05.1969 г. (Серия Европейских договоров, №66)
Европейская конвенция по правонарушениям, связанным с культурными ценностями 1985 г. (Серия Европейских договоров, №119)
Слайд 28
Конвенция об охране архитектурного наследия Европы от 3.10.1985
г. (Серия Европейских договоров, №121)
Европейская конвенция о трансграничном
телевидении (Страсбург, 5.V.1989) (Серия Европейских договоров №132) с поправками Протокола 1988 г. (ETS №171)
Европейская конвенция об охране археологического наследия (пересмотренная, Валлетта, 16 января 1992 года) (Серия Европейских договоров №143)
Европейская конвенция о совместном кинематографическом производстве от 2.10.1992 г. (Серия Европейских договоров №147)
Европейская хартия о региональных языках и языках меньшинств (Страсбург, 5.11.1992 г.) (Серия Европейских договоров №148)
Слайд 29
Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств (Страсбург, 1.02.1995
г.) (Серия Европейских договоров №157)
Европейская конвенция по ландшафтам
(Флоренция, 20. X.2000) (Серия Европейских договоров №176)
Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия от 8.11.01 (Серия Европейских договоров №183)
Протокол об охране телевизионных программ к Европейской конвенции об охране аудиовизуального наследия от 8.11.01 (Серия Европейских договоров № 184)
договора, будучи разработаны по инициативе Совета по культурному сотрудничеству
(CDCC) и его Комитета по культуре (CC-Cult) в 2000 г. на момент написания настоящего обзора еще не вступили в силу.
В интересующей нас сфере Комитетом Министров Совета Европы на данный период принято 3 декларации, 26 рекомендаций и 9 резолюций.
группу необходимо выделить акты Парламентской Ассамблеи Совета Европы.
В рассматриваемой сфере нас интересуют 48 рекомендаций, 22 резолюции и 7 приказов, принятые Парламентской Ассамблеей, а также её предшественницей – Консультативной Ассамблеей.
По самым скромным подсчетам, к настоящему времени в рамках Конгресса принято 34 резолюции, 6 рекомендаций, 4 декларации и 2 мнения, посвященных проблематике сохранения культурных ценностей и защите культурных прав человека.
Слайд 32
Сохранение культурных ценностей в рамках Европейского Сообщества и
Европейского Союза
в анализ институциональных особенностей статуса организаций, составляющих весьма сложную,
разветвленную и многообразную систему правового регулирования, в которой исследователи выделяют приемы, методы и черты, присущие и межгосударственному международно-правовому регулированию, и внутреннему праву международных организаций, и носящим надгосударственный конфедеративный характер, а также все больше особенностей, присущих внутригосударственному федеративному правопорядку, скажем только, что и с точки зрения интересов сохранения культурного наследия народов, защиты культурных прав человека и регулирования культурной деятельности, эта сложившаяся status quo правовая система также представляет значительный интерес.
Слайд 34
По предварительным
оценкам, в настоящий период в рамках Европейского Сообщества (ранее
- Европейских Сообществ) и Европейского Союза насчитывается до 100 нормативно-правовых актов, регулирующих сферу сохранения культурных ценностей, защиту культурных прав человека и культурную деятельность в целом.
Не мудрствуя лукаво, примем за методологическую основу - устоявшуюся в доктрине и на практике трехуровневую классификацию правовых актов на первичное, вторичное и дополнительное законодательство - и опишем интересующую нас сферу.
Итак, из источников первичного права - учредительных договоров - прежде всего следует назвать Договор об учреждении Европейского Сообщества, установивший каркас регулирования правоотношений в культурной сфере.
статье 151 (раздел XII Договора полностью посвящен вопросам культуры),
в частности, говорится:
Сообщество содействует расцвету культур государств-членов, уважая их национальное и региональное разнообразие и в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие.
Действия Сообщества направлены на поощрение сотрудничества между государствами-членами и, при необходимости, на поддержку и дополнение их действий в следующих областях:
– расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
– сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;
– некоммерческий культурный обмен;
– художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор;
Слайд 36
Сообщество и государства-члены содействуют сотрудничеству с третьими странами
и международными организациями в сфере культуры, особенно с Советом
Европы.
Предпринимая действия, основанные на других положениях настоящего Договора, Сообщество принимает во внимание их культурные аспекты, прежде всего руководствуясь уважением и стремясь поддержать разнообразие культур.
Слайд 37
Необходимо также
упомянуть положения ст. 30 Договора об учреждении Европейского Сообщества,
устанавливающей, что положения статей 28 и 29 (запрет количественных ограничений на импорт и экспорт - прим.автора) не исключают запрещений или ограничений импорта, экспорта или транзита, обоснованных, в частности, "соображениями защиты национального достояния, имеющего художественное, историческое или археологическое значение" (перевод мой - авт.).
Таким образом, положениями этой статьи создана конституционная основа правового регулирования перемещения движимых культурных ценностей через внутренние государственные и за внешние территориальные границы Сообщества при полном уважении суверенного права государств-членов относить или не относить ту или иную движимую культурную ценность к национальному культурному достоянию.
***:
***:
Слайд 38
Следующим основополагающим
источником европейского права в рассматриваемой сфере является Хартия Европейского
Союза об основных правах, принятую в Ницце 7 декабря 2000 г.
Не подлежит сомнению и глубокое понимание авторами этого акта основополагающего значения культурного наследия для будущего развития народов Европы, о котором, пожалуй, впервые так весомо говорится в этом документе, начиная с Преамбулы:
Народы Европы, учреждая между собой как можно более тесный союз, решили совместно обеспечить себе мирное будущее, основанное на общих ценностях.
духовное и нравственное историческое наследие, Союз базируется на всеобщих
и нераздельных ценностях - человеческом достоинстве, свободе, равенстве и солидарности; он опирается на принцип демократии и принцип правового государства. Он помещает человеческую личность в центр своей деятельности…
Союз вносит вклад в сохранение и развитие данных общих ценностей, уважая при этом разнообразие культур и традиций народов Европы, а также национальную индивидуальность (более точным был бы перевод - самобытность - прим.автора) государств-членов…
Хартии Европейского Союза об основных правах "Союз уважает культурное,
религиозное и языковое разнообразие". Таким образом признается юридическое равноправие различных религиозных течений, языковых общностей и культур.
Рассматривая это положение в связи с пунктом 3 ст.6 Договора о Европейском Союзе (Маастрихтского договора 1992 г.) об уважении национальной самобытности государств-членов, которое, по нашему мнению, следует трактовать в широком смысле - как уважение национальной культурной самобытности народов, этнических общностей и индивидов - комментаторы совершенно справедливо подчеркивают, что принцип уважения культурного, религиозного и языкового разнообразия является предпосылкой к осуществлению культурных прав в целом. Это тот фундамент, на котором строится вся система защиты культурных прав человека, этнических меньшинств и народов в европейском праве.
Слайд 41
Вторичное законодательство в интересующей нас сфере на данный
период насчитывает около 25 нормативно-правовых актов.
К нему относятся регламенты и рекомендации Европейской Комиссии, регламенты, директивы, решения, резолюции и заключения Совета и Европарламента, а также прочие акты, в частности, организационные правила.
К актам дополнительного законодательства в рассматриваемой сфере относятся резолюции и заключения Совета (Министров по делам культуры). К настоящему времени им принято также около 25 актов.
Слайд 42
С научно-практической,
прикладной точки зрения особый интерес представляет опыт культурной политики
ЕС в научно-образовательном секторе по реализации конкретных специальных проектов, инициатив и программ в специфических областях знаний, науки и техники - в частности, по научно-исследовательским разработкам, развитию и использованию современных информационных технологий виртуализации (оцифровки) культурного наследия, обеспечения электронного мультимедийного доступа к нему, создания электронных сетей баз данных культурного наследия, а также интерактивной культурной деятельности в виртуальном трехмерном и техногенном мирах.
В качестве примера можно назвать программу Еврокомиссии "Технологии информационного общества (ТИО)", которая в свою очередь является одной из составляющих Пятой рамочной программы Еврокомиссии по научным исследованиям и разработке технологий (1999-2003 гг)
Слайд 43
Некоторые выводы и тенденции развития европейского права в
сфере культуры
формально юридически дискретный характер большинства рассмотренных выше источников европейского
права, отдельные самостоятельные правовые нормы как элементы, определяющие правовой режим культурных ценностей, складываются в достаточно целостную систему.
Общественные отношения по поводу европейского культурного наследия, будучи по своей сути наиболее объемным, приближенным к человеку и интегральным предметом международно-правового регулирования, исходя из принципа научности исследования, должны синтетически анализироваться в системной связи с другими элементами единого культурного пространства и времени, как минимум, в качестве одного из разделов "культурного права Европы".
Слайд 45
Прикладные курсы
– "сохранение культурных ценностей" и "менеджмент в сфере культуры",
“основы культурной политики", "памятниковедение" - всего лишь институционально-академические подмостки и предвестники для содержательного расширения и развития этих направлений в более широком контексте.
Проведенный выше анализ уже позволяет говорить о наличии сформировавшегося культурного права Европы (European Cultural Law) как отрасли европейского права и, возможно, как отрасли европейской правовой науки.
из проведенного выше обзора, можно прийти к выводу, что
научно-правовую парадигму регулирования общественных отношений в сфере сохранения культурных ценностей, защиты культурных прав человека, культурного наследия национальных меньшинств и народов Европы, а также регулирования культурной деятельности в рамках европейского права на настоящем этапе его развития составляют следующие фундаментальные составляющие:
принцип европоцентризма
базовые ценностные принципы: персонализм, демократия, правовое государство, рыночная экономика и устойчивое развитие
доктрина культурного единства и разнообразия Европы
концепция общего культурного наследия народов Европы
комплексный подход к сохранению культурного наследия
правовой сфере в целом также свойственны:
экзотеричность методологии (девиз
“культурное наследие – для всех”) и ее цивилизационный характер: точки опоры перенесены на внешние технико-технологические формы, методы и методики сохранения, которые носят строго правовой характер
специальное законодательство носит сравнительно кодифицированный характер и обладает достаточно разнообразной, разработанной, разветвленной структурой, базирующейся на международно-правовых договорах
Слайд 48
Определенный синкретизм
фундаментальных понятий в сфере культурных ценностей в рамках международного
права в целом, на который мы не раз указывали ранее, также свойственен и европейскому праву. Это явление носит, по нашему убеждению, временный характер.
Общемировые тенденции к глобализации и универсализму в международных отношениях неизбежно будут иметь своим результатом усиление взаимодействия различных традиционных систем правового регулирования и их сближение.
свою очередь, потребует четкости и точности в дефиниционном разграничении
таких универсальных понятий в рассматриваемой сфере как: "культурное наследие - культурная ценность - объект культуры - культурное достояние", нюансы использования которых в современном международном праве Европы носят практически не поддающийся идентификации характер.
Можно также отметить, что принятый среди специалистов термин "артефакт", а также определение собственно "культурное достояние" (cultural patrimony) еще не вошли в официальный международно-правовой лексикон ни на универсальном, ни на региональном - европейском уровне, хотя отдельные попытки их использования в рамках незначительных документов предпринимались.
Слайд 50
Расширение границ
Европы в плоскости институционально-государственной протяженности – через вступление России
в Совет Европы и ожидаемого грядущего вступления ряда восточно-европейских государств в Европейский Союз – на Восток вплоть до Тихого океана, также можно рассматривать как вектор в определении пространственного направления будущего развития европейского международного права в III-ем тысячелетии, в том числе и в культурной сфере.
Слайд 51
Системно-правовые тенденции развития
Рассматривая европейское культурное право, представленное в настоящем обзоре тремя
вышеописанными международными межправительственными организациями, как некую составную целостную систему двух сначала независимых и непересекающихся самостоятельных правопорядков и сравнивая их друг с другом, можно прийти к выводу о взаимно-противоположных векторах юридической развертки в сфере правового регулирования отношений по сохранению культурных ценностей, защите культурных прав народов и человека, и культурной деятельности в этих системах.
Европы в целом развивалось в направлении - от культурных
прав человека к технико-финансовым и экономическим вопросам культуры. При этом следует отметить детальную терминологическую проработку практически в каждом принимаемом акте.
Законодательство ЕС - от Европейских Сообществ (ЕОУС, ЕЭС, Евратом) к Европейскому Сообществу и Европейскому Союзу - от экономики, техники и финансов культурного сектора к культурным правам человека. При этом в плане доктринально-терминологического развития оно, как правило, строилось на использовании общепринятых дефиниций de facto.
Слайд 53
Справедливости ради
нужно отметить, что фактическое праворегулирование общественных отношений в сфере
сохранения культурных ценностей, защиты культурных прав человека, национальных, этнических меньшинств и народов, а также регулирования культурной деятельности в Европе выходит за официальные рамки международного регионального европейского права в его классическом понимании как межгосударственного права и осуществляется как в рамках системы международного публичного и частного права в целом, так и одновременно в рамках национальных нормативных систем.
Учитывая общемировые и общеевропейские тенденции, роль международных неправительственных организаций в сохранении культурного наследия Европы и их влияние на процесс международного европейского правотворчества будут неизменно возрастать.
Слайд 54
Заключение и точка выхода
Работая над обзором источников культурного права Европы просто
невозможно не прийти к идее о концептуальной условности территориального разграничения на Европу-Азию.
Достаточно вспомнить, что само имя "Европа" согласно греческой мифологии принадлежит дочери финикийского царя, похищенной Зевсом из родительских пенатов в малой Азии (ныне территория Ливана и Сирии) и переправленной им в образе быка на остров Крит.