Архитектурно-этнографический заповедник «Кижи» был организован в 1965-1969 годах и вскоре приобрел мировую известность. Слово «кижи» означает «игрища», или «место игр». Музей-заповедник задуман как своеобразная модель Карелии во всем многообразии ее этнографических и историко-архитектурных особенностей. Отдельные секторы
Слайд 2
Архитектурно-этнографический заповедник «Кижи» был организован в 1965-1969 годах
и вскоре приобрел мировую известность. Слово «кижи» означает «игрища»,
или «место игр». Музей-заповедник задуман как своеобразная модель Карелии во всем многообразии ее этнографических и историко-архитектурных особенностей. Отдельные секторы комплектуются здесь десятками жилых, культовых и хозяйственных построек, которые вот уже много лет постепенно свозятся на остров.
Слайд 3
Конечно, основное внимание привлекает огромный пирамидальный объем холодной
Спасо-Преображенской церкви, увенчанной сложнейшей системой расположенных в четыре яруса
двадцати двух больших чешучайтых глав.
Слайд 4
Спасо-Преображенская церковь создана в 1714 году. Существует легенда
о мастере Несторе, строителе Спасо-Преображенского храма. Окончив его сооружение
со словами «николи не было, николи не будет», он забросил в воды залива свой топор.
Слайд 5
Спасо-Преображенская церковь — не рядовой сельский храм, а
мемориальное сооружение, памятник-монумент, несущий в себе прежде всего задачи
идейно-художественные. Построенная в период победоносного завершения Северной шведской войны, она языком архитектурных форм как бы возвещала о начале новой, мирной, эпохи в истории Русского Севера.
Слайд 6
Более скромная и менее торжественная Покровская церковь построена
в 1764 году, колокольня — в 1874 году.
Слайд 7
Покровская церковь была задумана как традиционный шатровый храм,
но в ходе строительства получила современное завершение, свидетельствующее о
желании ее создателей усилить перекличку ее художественного образа с основным памятником ансамбля — многоглавой Спасо-Преображенской церковью.
Слайд 8
В 1949—1959 годах Покровской церкви был возвращен былой
облик: снята поздняя обшивка, восстановлен иконостас с иконами, собранными
из заонежских сел.
Слайд 9
Тремя культовыми сооружениями Кижского погоста и часовней в
деревне Васильево исчерпываются памятники, стоявшие здесь до создания музея-заповедника.
Среди привезённых сюда культовых построек преобладают небольшие храмы. Можно часами смотреть на миниатюрную, почти игрушечную часовенку Параскевы и Варлаама начала XIX века.
Слайд 10
Вскоре можно будет увидеть здесь большие старинные избы,
имеющие немало своеобразных местных особенностей. Уже сейчас высятся причудливо
Слайд 13
Большая часть крестьянских изб имеет стационарные экспозиции, знакомящие
с бытовым укладом их прежних обитателей. Но наряду с
ними, здесь практикуется и устройство тематических выставок. Показываются коллекции прялок, одежды, головных уборов, самоваров. Большой интерес представляют рыболовные и охотничьи принадлежности, расписные сани и телеги, лошадиная упряжь, имеющие не только этнографическую, но и художественную ценность.
Слайд 24
Но не только жилые и культовые постройки привлекают
сегодня внимание многочисленных посетителей Кижского музея-заповедника. Можно только удивляться
тому, с какой тщательностью и умением, с каким вкусом народные мастера создавали такие, казалось бы, чисто утилитарные сооружения, как амбары, мельницы, бани.