Слайд 3
Храм посвящен Софии - Премудрости Божьей. Он относится
к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София - главное культовое
сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).
Слайд 5
Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию.
Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла
из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами - вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.
Слайд 6
Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям
и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились
самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи - граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.
Слайд 8
"...Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в
середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя
византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны, не умевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых
Слайд 9
Серебряные Царские Врата иконостаса Софийского собора символизируют вход
в Царство Божие.
Слайд 11
"...Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь
их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий
цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозаикам собора особую выразительность..."
Слайд 12
Мозаики храма — шедевр искусства. Центром этой прекрасной
композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери
(Богоматерь Ораната), известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву.
Слайд 15
Мозаика "Спаса Вседержителя" в зеркале центрального купола Софии
Киевской - самый монументальный образ в искусстве Руси XI
века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.
Слайд 17
"Вседержитель" (греч. "Пантократор" - всевластный) является одним из
главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как
Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни - в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.
Слайд 18
Под архангелами в простенках барабана между световыми окнами
располагались двенадцать учеников Христа, теперь утраченные. Уцелела полуфигура апостола
Павла.
Из четырех евангелистов на пандативах до наших времен дошел только Марк на юго-западном парусе. На арках, поддерживающих купол, между евангелистами, было четыре медальона — сохранилось лишь два: «Богоматерь» и «Христос Иерей» — редчайший иконографический тип изображения Спасителя.
Слайд 20
Ниже, по направлению четырех сторон света, располагаются изображения
четырех архангелов — небесных стражей, из которых сохранилась, и то
частично, лишь одна мозаичная фигура архангела в голубом, расшитом золотом хитоне с лором, широкой длинной полосой ткани, украшенной драгоценными камнями. Остальные три в 1884 году были написаны масляными красками по инициативе А. В. Прахова художниками Зазулиным и Гайдуком.
Слайд 22
Единственный "Архангел" из мозаик Софийского собора дошел до
нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а
низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем.
Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона - узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу - длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов - это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.
Слайд 23
Ниже «Богоматери» в апсиде помещены традиционные для этой
части храма «Евхаристия» и «Святительский чинНиже «Богоматери» в апсиде
помещены традиционные для этой части храма «Евхаристия» и «Святительский чин», разделенные орнаментальным поясом. В сцене «Евхаристии» Христос, изображенный дважды, причащает подходящих к Нему учеников хлебом и вином. Композиция, поясняя суть таинства причастия, непосредственно была связана с происходившим в алтаре литургическим действом.
Слайд 28
Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором
хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и
кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.
Слайд 29
На предалтарных столбах мастера разместили «Благовещение»
Слайд 31
Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он
благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл.
Надпись гласит: "Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" (Лк 1:28).
Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.
Мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся "Благовещением" в древнерусском искусстве.
Слайд 32
На софийской мозаике в руках Богородицы веретено с
пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит.
Однако, согласно апокрифическому "Протоевангелию Иакова" (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. "Благовещение с пряжей" стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант "Благовещения" помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых - в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора "рассказывающих" деталей - характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.
Слайд 33
В состав артели мозаичистов, работавших в Софийском соборе,
входило не менее восьми мастеров. Из какой области Византийской
империи они прибыли к киевскому князю, сказать невозможно. «Бесспорным фактом, — пишет В. Н. Лазарев, — остается лишь то, что они были греками, и притом такими греками, которые вплотную соприкоснулись с константинопольским искусством». Можно однако предполагать, что они не были столичными мастерами.
Слайд 34
Сложная техника мозаичной кладки, использованная византийскими мозаичистами, не
будет воспринята древнерусскими мастерами, но привнесенные греками развитые традиции
монументального творчества в форме установившейся изобразительной программы и иконографических канонов будут претворены во фресковой стенописи.
Слайд 35
Фрески писались заезжими византийскими мастерами разных артелей на
протяжении нескольких лет. Ранняя стенопись, очевидно, была исполнена в
одно время с мозаиками до первого освещения собора, которое состоялось 11 мая 1046 года; более поздняя может быть отнесена к началу 1050-х годов, за исключением крещальни. В итоге стены Софийского собора были сплошь покрыты фресками. Однако из пяти тысяч квадратных метров росписей XI века уцелело лишь чуть более двух тысяч.
Слайд 36
Среди фресок Софии Киевской выделяется своей выразительностью изображение
святой преподобномученицы Евдокии. Ее образ, как и образы других
мучеников, представленные в соборе, трактуется подчеркнуто величественно и сурово.
Фресковое письмо «Евдокии» плоскостное и носит подчеркнуто линейный характер. Относительная объемность лика достигается с помощью зеленоватых теней. Цветовая гамма построена на сочетании темно-красных, желтых, оливковых и белых тонов.
В правой руке святая, как это положено по иконописному канону всем мученикам, держала крест, который стерся в процессе многочисленных обновлений. В образе Евдокии выразительны по-византийски большие, широко открытые глаза, прямо смотрящие на зрителя.
«Евдокия» характерна своим красным фоном. По иконной символике, красный цвет в данном случае означает Божественную энергию и христианскую жертвенность. Таких краснофонных фресок, изображающих святых, в Киевском соборе несколько десятков.
Слайд 38
В центральном кресте помещено шестнадцать евангельских сюжетов, из
которых не все сохранились до сегодняшнего дня. Мы видим
живописное повествование о крестной жертве Христа, о Его Вознесении и просветительской деятельности апостолов. В лучшем состоянии находится «Благовещение».
Слайд 40
Из многочисленных фресковых сюжетов главного нефа представляет большой
исторический интерес
ктиторское изображение семьи Ярослава I Владимировича.
Фреска сохранилась,
к сожалению, лишь частично.
Слайд 42
Боковые нефы, по очевидности, были расписаны в 1050-х
годах. В жертвеннике, посвященном Петру и Павлу, сохранились четыре
фрагмента с сюжетами из истории их апостольского служения. В диаконнике расположился протоевангельский цикл о раннем периоде жизни Пречистой Девы и о Ее родителях («Вручение Марии пурпура для храмовой завесы»).
Слайд 44
Северный неф, надо полагать — не без участия Ярослава,
был отдан великомученику Георгию, чье имя носил в крещении
киевский князь. Крайний южный неф посвящен архангелу Михаилу, очень почитаемому в Древней Руси как покровитель воинов и ратного дела ( «Единоборство Иакова с архангелом Михаилом»).
Слайд 46
Наконец, в боковом нефе был Петропавловский придел, где
находится достаточно хорошо сохранившаяся фреска «Апостол ПавелНаконец, в боковом
нефе был Петропавловский придел, где находится достаточно хорошо сохранившаяся фреска «Апостол Павел». В ходовых галереях, где помещены изображения святых, обращают на себя внимание «ЕвдокияНаконец, в боковом нефе был Петропавловский придел, где находится достаточно хорошо сохранившаяся фреска «Апостол Павел». В ходовых галереях, где помещены изображения святых, обращают на себя внимание «Евдокия» (пилон западной галереи), и парное изображение АдрианаНаконец, в боковом нефе был Петропавловский придел, где находится достаточно хорошо сохранившаяся фреска «Апостол Павел». В ходовых галереях, где помещены изображения святых, обращают на себя внимание «Евдокия» (пилон западной галереи), и парное изображение Адриана и Наталии на арке северной наружной галереи.
Слайд 49
Была и еще одна фреска, почти полностью утраченная, —
«Чудо умножения хлебов». Византийские императоры со своими родственниками и
приближенными слушали богослужение именно здесь, на хорах, где они обычно и причащались. Древнерусские князья восприняли эту традицию.
Слайд 51
Фрески лестничных башен Софийского собора посвящены в большей
степени светским сюжетам. С. А. Высотским атрибутированы персонажи больших композиций:
«Ольга, княгиня киевская, на приеме у Константина VII БагрянородногоФрески лестничных башен Софийского собора посвящены в большей степени светским сюжетам. С. А. Высотским атрибутированы персонажи больших композиций: «Ольга, княгиня киевская, на приеме у Константина VII Багрянородного» и «Ипподром». Это позволило выяснить причины появления подобных фресок, повествующих об исторических событиях середины X столетия, и осмыслить общую концепцию росписи башен.
Слайд 54
Музыканты и скоморохи. Фреска Софийского собора в Киеве.
Прорись В.А. Прохорова. Начало 1870-х гг.
Слайд 55
София Киевская и ее фрески претерпели многие пертурбации.
Храм пострадал при нашествии Батыя. В XV—XVI веках собор
стоял без крыши, что самым пагубным образом сказалось на стенописи. В 1633 году киевский митрополит Петр Могила, забрав храм, по возможности частично обновил его. Вероятно, в последней четверти XVII века фрески были забелены «вапом», то есть известью. В следующем столетии в соответствии со вкусами эпохи их постепенно записали маслом.
Слайд 56
Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году
в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с
масляной живописью и открылась фреска XI века. Для расчистки изображений был создан специальный комитет под руководством академика Ф. Г. Солнцева. Реставрационная техника в то время была, мягко говоря, на весьма низком уровне. Масляную живопись снимали рабочие, «площадные художники», нанятые поденно и не имевшие никаких представлений о научной реставрации. Они без всякого размягчения масляного слоя соскабливали его железными скребками. Разумеется, кое-где рабочие удалили и фресковую роспись. Сегодня во многих местах видны потертости, царапины и утраты.