Слайд 2
XVII век — переходный период русской истории от
эпохи Средневековья к Новому времени, когда, по
словам современника «старина и новизна перемешались».
Парсуна Симон Ушаков
церковь Рождества Богородицы в Путинках.
Слайд 3
ПЛАН:
ОБРАЗОВАНИЕ
НАУКА
ЛИТЕРАТУРА
АРХИТЕКТУРА
ЖИВОПИСЬ
БЫТ
Слайд 4
ОБРАЗОВАНИЕ
Расширялась система начального образования: открывали школы (училища)
при монастырях, частные учебные заведения.
создано несколько государственных
школ.
распространение среди знати получило домашнее образование.
Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (Печатного двора, Аптекарского приказа и т. д.).
В 1687 г. Москве основана первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия.
Слайд 5
ОБРАЗОВАНИЕ
образование по-прежнему носило религиозный характер Обязательным было заучивание
наизусть церковных книг (часослов и псалтыри).
Среди учебных курсов
преобладали богословские дисциплины
со второй половины века образование постепенно приближалось к практическим нуждам практическим нуждам, более широкое распространение получили светские дисциплины
Слайд 6
ПРОСВЕЩЕНИЕ
В XVII в. возникает первая библиотека в
России при Аптекарском приказе.
В 1620 вышла
первая
рукописная
газета "Куранты".
Слайд 12
ЛИТЕРАТУРА
"Скифская история" Андрея Лызлова, "История Сибирская" Ремезова С.У.,
"Повесть о царе Фёдоре Ивановиче", "Повесть 1606 г.", "Новая
повесть", "Плач о пленении" 1610-1612.
Слайд 15
АРХИТЕКТУРА
Деревянное зодчество:
Дворец в Коломенском (1667-1668 гг), разобран при
Екатерине II. Современники называли его «восьмым чудом света».
архитекторы
Семен Петров, Иван Михайлов
Слайд 17
АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
В 1628 г. был воздвигнут шатер над
Спасской башней Московского Кремля.
Слайд 18
АРХИТЕКТУРА
Гражданское строительство
Поганкины палаты в Пскове
в 70—80-х годах
XVII века.
Слайд 19
АРХИТЕКТУРА
Гражданское
строительство
каменные постройки, в которых также заметно
увлечение декоративным оформлением фасадов
палаты думного дьяка Аверкия Кириллова
1656—1657
Слайд 20
АРХИТЕКТУРА
Дивное узорочье
церковь Рождества Богородицы в Путинках (по заказу
посада).
Слайд 21
АРХИТЕКТУРА
церковь Троицы
в Никитниках
по заказу купца
Г. Никитникова
бесстолпный, пятикупольный храм на высоком подклете
Шатровая колокольня
Слайд 22
АРХИТЕКТУРА
церковь Вознесения в Устюге (по заказу купца Н.
Ревякина)
Слайд 23
АРХИТЕКТУРА
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Слайд 24
АРХИТЕКТУРА
Теремной дворец царя Алексея Михайловича
Зодчие Б. Огурцов,
А. Константинов, Т. Шарутин, Л. Ушаков.
«Зело пречудные палаты»: говорили
современники.
отказ от аскетической строгости и простоты,
стремление к внешней нарядности, живописности.
Слайд 25
Потешный дворец
– единственный сохранившийся в Кремле архитектурный памятник
боярского жилья.
Здание построено в 1652 году для боярина
Милославского – тестя царя Алексея Михайловича.
Зодчий, неизвестен. Боярин Милославский прожил здесь 16 лет, и после его смерти палаты отошли казне, а с 1679 года их переделали под театр.
Здесь устраивались различного рода «потехи» – увеселения для царской семьи.
Слайд 26
Собор Казанской Иконы Божией Матери
–
построен в память
исторической победы русского народа над польскими захватчиками в 1612
году
Собор был освящен в 1637 г.
В нем была помещена Казанской икона Божией Матери, с которой князь Пожарский шел в бой в 1612 году.
Слайд 27
АРХИТЕКТУРА
Запрет возводить шатровые храмы
В 1652 г. патриарх Никон,
пытаясь возродить строгие канонические традиции древнего зодчества, запретил возводить
шатровые храмы.
Образцом культового строительства был провозглашён храм Гроба Господня в Иерусалиме
Слайд 28
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря .
Слайд 29
АРХИТЕКТУРА
В 70-х гг родился новый стиль, получивший название
«московское барокко» (по фамилии главных заказчиков этот стиль часто
называют «нарышкинским барокко»).
церковь
Покрова в Филях
архитектор Я. Бухвостов
Слайд 30
ЦЕРКОВЬ ПОКРОВА В ФИЛЯХ
Характерные черты:
Чёткость,
симметричность,
устремление ввысь,
многоярусность,
цветные изразцы, раскраска фасадов.
Слайд 31
ЖИВОПИСЬ
иконопись
Симон Ушаков
Спас нерукотворный
Тайная вечеря
Слайд 33
ЖИВОПИСЬ
Стремление к реализму
ХРИСТОС БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ 1652 г.,
роспись ниши южного портала церкви Троицы в Никитниках в
Москве
Слайд 34
ЖИВОПИСЬ
парсуна
Парсуна Никона
Скопин-Шуйский
царь Пётр в детстве
Слайд 35
ЖИВОПИСЬ
парсуна
спас нерукотворный
Иван IV
Фёдор Иванович
Слайд 36
ТЕАТР
Придворный театр Алексея Михайловича
1672 г
царь издал указ, в поручалось найти за границей людей,
умеющих «сыграть комедии».
В театре играли приглашённые иностранные актёры.
«Комедийная хоромина» представляла собой деревянное здание внутри были сделаны подмостки, сиденья, расположенные амфитеатром, лавки
Царское место, выступающее вперед, было обито красным сукном, а для царицы и царевича были устроены ложи с частой решеткой, сквозь которую они смотрели на сцену, оставаясь скрытыми для остальных зрителей.
Сцена, поднятая над полом, была отделена от зрителей перилами.
Слайд 37
ТЕАТР
Декорации были изготовлены голландским живописцем Петром Инглисом.
"Артаксерксово
действо« - первая пьеса русского придворного театра. Представлена 17
октября 1672 в "Комедийной хоромине" в с. Преображенском (ныне входит в Москву); поставлена немецким пастором И. Г. Грегори.
Об этом спектакле Рингутер писал в своем дневнике: «Представление состоялось 17 октября 1672 г. Пораженный им царь просидел целых десять часов, не вставая с места».
Алексей Михайлович стал частым посетителем театральных представлений.