Слайд 2
Мозаика - декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров,
произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и
закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
Слайд 3
История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия
до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов
и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду.
Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.
Слайд 4
К 8 в. до н. э. относят ранние
примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один
из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).
Слайд 5
Античность
Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в
Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э.
Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)
Слайд 6
В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены
вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких
кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.
Слайд 7
Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской
империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий
модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.
Слайд 8
На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но
не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала
(в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).
Слайд 9
Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов.
Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти
своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.
Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.
В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.
Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.
Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.
Слайд 10
Укладка
При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт.
При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани,
потом переносится на загрунтованную поверхность.
Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.
Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.
Слайд 11
Укладка мозаики на бумагу
Укладка начинается с нанесения на
подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по
всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика, клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.
Слайд 12
Укладка мозаики на сетку
В отличие от мозаики на
бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью
вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.
Слайд 18
В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и
природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит, металл.
Классическое исполнение мозаики из смальты, по-прежнему, остаётся самым изысканным вариантом оформления декоративных панно для избранных
Слайд 19
Смальта
Традиционный материал для создания мозаичных панно, представляющий собой
кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов.
Слайд 20
Смальта обладает как рядом положительных свойств (рукотворность материала,
палитра — несколько тысяч цветов, насыщенность и неповторимость оттенков
мозаики, эффект свечения, долговечность), так и особенностями, ограничивающими сферу её применения, как-то:
• неровная поверхность, колотые грани
• высокая трудоёмкость
• высокая себестоимость материала
Слайд 21
Цветовая палитра смальты включает сотни разнообразных цветов и
оттенков, что позволяет получать с её помощью высокохудожественные панно.
Отличается устойчивостью к воздействию любых агрессивных сред, а так же цветоустойчивостью.
Слайд 22
Смальта, представляет из себя цветное непрозрачное стекло в
виде кубиков или пластинок, применяемое для изготовления мозаик. Кроме
того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло.
Слайд 23
Миллефиори
Миллефиори (букв. с ит. "mille fiori" - «тысяча
цветов») – это вид мозаичного стекла, характеризуемого особенными декоративными
рисунками. Название сходно с французским "миллефлёрс" (mille fleurs) - термин XVIII века для фарфора из Китая и Майсена, художественным оформлением которого является множество мелко окрашенных или лепных цветов, - но техника создания стекла миллефиори имеет совершенно иной характер. Стекло миллефиори изготавливается из слоев мелких стеклянных пластинок между разноцветными слоями стекла.
Слайд 24
Техника миллефиори подразумевает производство стеклянных прутов (называемых также
"палочки murrini") с разноцветными рисунками, которые видно только в
разрезе прута (рисунки главным образом имеют форму цветов, откуда и произошло название техники). Орнамент поперечного сечения такого прута создается в пламени наслоением небольшого количества разноцветных стеклянных нитей на сердцевину стеклянного прута и построении орнамента на его внешней стороне. Далее полученный стеклянный прут нагревается и, когда он становится гибким, вытягивается в более тонкую палочку (stick, cane). Сам орнамент "сжимается" в масштабе. После охлаждения этот прут разрезается на мельчайшие пластины, они опять соединяются вместе и снова вытягиваются в новые палочки, и так до получения желаемого рисунка в сечении.