Слайд 2
Введение:
Теория Северного возраждения .. стр. 3
А́льбрехт Дю́рер
……... стр.6
Кранах, Лукас (Старший) ……… стр. 10
Ганс Гольбейн (Младший) …….. стр. 14
Список литературы ……… стр. 17
Слайд 3
Северное Возрождение – эпоха развития культуры середины шестнадцатого
столетия в Германии, Франции, Швейцарии, Северной Фландрии и Нидерландах.
Главной особенностью этого периода является генетическое наследование искусству поздней готики.
Слайд 4
Северное Возрождение стремилось передать индивидуальную неповторимость человека и
его окружения (отсюда интерес к интерьеру, натюрморту, пейзажу, тогда
как в итальянской живописи преобладал возвеличивающий человека портрет). В искусстве северных стран было больше внутренней противоречивости, неравномерно развивались различные виды искусства. Ренессансные принципы воплотились прежде всего в живописи, графике и книжной миниатюре. Возрождение не сложилось здесь в цельную стройную систему, применение классических пропорций и прямой перспективы не было всеобъемлющим; художники широко использовали унаследованные от готики условные приёмы, добиваясь большей эмоциональной выразительности. Очень рано были найдены самостоятельные и смелые реалистические решения, северные мастера проявили редкую наблюдательность в изображении человека, природы, мира вещей.
Слайд 5
В Германии черты нового искусства появляются в середине
шестнадцатого века, на его развитие огромное влияние оказали Реформация
и Крестьянская война 1524 – 1526 годов. Прославились такие художники как Альбрехт Дюрер, Карнах Лукас Старший, Гатс Гольбейн Младший.
Слайд 6
А́льбрехт Дю́рер 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг
Немецкий живописец и
график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень
настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропейского Ренессанса. Первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник сравнительной антропометрии. Первый из европейских художников, написавший автобиографию.
Слайд 7
Автопортреты
С Дюрером связано становление североевропейского автопортрета как самостоятельного
жанра. Один из лучших портретистов своего времени, он высоко
ставил живопись за то, что она позволяла сохранить образ конкретного человека для будущих поколений. Биографы отмечают, что, обладая привлекательной внешностью, Дюрер особенно любил изображать себя в молодости и воспроизводил свой облик не без «тщеславного желания понравиться зрителю». Живописный автопортрет для Дюрера — средство подчеркнуть свой статус и веха, отмечающая определённый этап его жизни. Здесь он предстаёт человеком, стоящим по интеллектуальному и духовному развитию выше того уровня, который был определён его сословным положением, что было нехарактерно для автопортретов художников той эпохи. Кроме того, он ещё раз утверждал высокую значимость изобразительного искусства (несправедливо, как он считал, исключённого из числа «семи свободных искусств») в то время, когда в Германии оно ещё причислялось к ремеслу.
Слайд 8
Рисунки
Сохранилось около тысячи рисунков Дюрера: пейзажи, портреты, зарисовки
людей, животных и растений. Графическое наследие Дюрера, одно из
крупнейших в истории европейского искусства, по объёму и значению стоит в одном ряду с графикой да Винчи и Рембрандта. Свободный от произвола заказчика и своего стремления к абсолюту, вносившего долю холодности в его живописные произведения, художник наиболее полно раскрывался как творец именно в рисунке.
Дюрер неустанно упражнялся в компоновке, обобщении частностей, построении пространства. Его анималистические и ботанические рисунки отличает высокое мастерство исполнения, наблюдательность, верность передачи природных форм, свойственные учёному-натуралисту. Большая их часть тщательно проработана и представляет собой законченные произведения, тем не менее, по обычаю художников того времени, они служили вспомогательным материалом: все свои студии Дюрер использовал в гравюрах и картинах, неоднократно повторяя мотивы графических работ в крупных произведениях.
Слайд 9
Дюрер — учёный и теоретик
Магический квадрат Фрагмент гравюры Дюрера
«Меланхолия»
Дюрер составил так называемый магический квадрат, изображённый на одной из самых
совершенных его гравюр — «Меланхолии». Заслуга Дюрера заключается в том, что он сумел так расположить числа от 1 до 16, что сумма 34 получается не только при их сложении по вертикали, горизонтали и диагонали, но и во всех четырёх четвертях, в центральном четырёхугольнике и даже при сложении чисел из четырёх угловых клеток. Сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. Дюрер нашел место в таблице и для года создания гравюры «Меланхолия» (1514).
«Магический квадрат» Дюрера остаётся сложной загадкой. Если рассматривать средние квадраты первой вертикали, бросается в глаза, что в них внесены изменения — цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Несомненно, Дюрер не случайно обогатил свой «магический квадрат» такими деталями, которые нельзя не заметить.
Слайд 10
Кранах, Лукас (Старший)
4 октября 1472 — Веймар, 16 октября1553
Немецкий живописец и
график эпохи Ренессанса, мастер живописных и графических портретов, жанровых и
библейских композиций, синтезировавший в своём творчестве готические традиции с художественными принципами Возрождения. Один из основателей «дунайской школы»; выработал утончённый стиль с гармоничным соединением фигур и пейзажа. Придворный живописец саксонских курфюрстов Виттенберга Фридриха Мудрого (1505—1525), Иоганна Твёрдого и Иоганна Фридриха Великодушного, глава крупной мастерской, сторонник идей Реформации и друг Лютера.
Слайд 11
Работал в Австрии (около 1500-1504), в Виттенберге при
дворе курфюрста Саксонского Фридриха Мудрого и его преемников (1505-1550),
в Аугсбурге (1550-1552) и Веймаре (1552-1553). В ранних произведениях Кранахвыступал как смелый новатор: дерзкая правдивость образов, резкая асимметрия композиции, напряженное и экспрессивное цветовое решение как бы предвосхищают грядущие общественные потрясения в Германии (“Распятие”, 1503, Старая пинакотека, Мюнхен).
В других картинах Лукаса Кранаха, напротив, господствуют сказочно-идиллическое начало, поэтическое восприятие природы, во многом послужившие дальнейшей основой для сложения дунайской школы живописи (“Отдых на пути в Египет”, 1504, Картинная галерея, Берлин-Далем). В период работы художника в Виттенберге окончательно определился противоречивый творческий облик Кранаха, отразивший сложность эпохи и формировавшей его среды.
Слайд 12
Достижения ренессансного искусства, идеалы возрожденческого гуманизма претворены в
“Алтаре святой Екатерины” (1506, Картинная галерея, Дрезден) и “Княжеском
алтаре” (1510, Государственная галерея, Дессау), в картинах “Венера и Амур” (1509, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) и “Нимфа источника” (1518, Музей изобразительных искусств, Лейпциг).
Слайд 13
Картины Лукаса Кранаха мифологической тематики “Венера с Амуром”,
“Аполлон и Диана”, “Амур и пчелы”, “Геркулес с прялкой”
и другие, созданные им самим, или вышедшие из его мастерской, повторяются затем во множестве экземпляров учениками мастерской художника. Портреты работы Кранаха, большого и малого размера, были распространены во многих коллекциях и художественных собраниях Европы. Такие как, например, портреты курфюрстов, Лютера, его жены, кардинала Альбрехта Бранденбургского и курфюрстины Саксонии Сибиллы. Немецкий живописец Лукас Кранах Старший также писал сцены княжеской охоты и жанровые картины. Очень немногочисленные гравюры Кранаха на меди (например, портреты курфюрстов, Мартина Лютера и святого Иоанна Богослова) свидетельствуют об отсутствии у художника склонности к работам подобного рода. Зато многочисленные гравюры на дереве, исполненные в его мастерской, пользовались широким успехом у немецкой знати и бюргеров.
Слайд 14
Ганс Гольбейн (Младший) (1497, Аугсбург — 1543, Лондон) .
Живописец, один из
величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
Слайд 15
Стиль
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной
моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки
полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
Слайд 16
Техника
Для своих портретов художник предварительно выполнял очень тщательные
карандашные наброски, некоторые из которых сохранились. Тени и свет
наводились углем, мелом и сангиной. В эскизах Гольбейн обращал, преимущественно, внимание на лицо, не набрасывая руки.