Слайд 2
Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического
жанра в русской живописи.
Слайд 3
«Первая весть, которою я был встречен по приезде
в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя
Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…», - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила.
Слайд 4
Путь художника в искусство необычен. Он не был
«постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее
лучших питомцев за границей.
«Меня судьба, отец да мать назначили маршировать», - писал о себе Федотов.
Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного.
Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?
Слайд 5
Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная,
и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что
на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.
В одиннадцать лет был отдан в Московский кадетский корпус.
Слайд 6
В 1834 году молодой офицер прибыл
к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в
Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838.
Слайд 7
Человек разностороннего дарования, он в свободное время
пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и
прозу, ставил домашние спектакли и рисовал.
П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку. 1840.
Слайд 8
Акварели Федотова привлекли внимание начальства.
Его талант был замечен
Николаем I, предложившим Федотову уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи.
Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. (Установка офицерской палатки). 1843.
Слайд 9
В полку говорили об офицере, подающем надежды стать
художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры
и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре.
Прогулка. 1837.
Слайд 10
Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку
от хозяйки и поступил в Академию. Работать ему приходилось
много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способностей к живописи.
Офицер и денщик. 1850 (?).
Слайд 11
Он верил в себя и в то, что
из него выйдет действительный художник.
На веселый
характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.
Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества.
Автопортрет. Конец 1840-х
Слайд 12
Он пишет серию рисунков нравственно-критического
содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше
похожие на афоризмы или поговорки.
Магазин. 1844 – 1846.
Слайд 13
Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года.
Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла.
В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь.
Следствие кончины Фидельки. 1844.
Слайд 14
Другой эскиз – «Художник, женившийся без
приданого в надежде на свой талант» - того же
года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды.
Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844.
Слайд 15
Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и
писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах
чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.
Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846 – 1847.
Слайд 16
Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации
и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в
1850 – 1860-е годы, будут заменены фотографиями.
Портрет М.П.Ждановича. 1846 – 1847.
Портрет О.П.Жданович. 1846 – 1847.
Портрет А.П.Жданович. 1846 – 1847.
Слайд 17
В 1846 году он написал картину «Свежий
кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», обозначившую начало
критического реализма в русской живописи.
Свежий кавалер. 1846.
Слайд 18
Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся
сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается
через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем.
Слайд 19
Произведение идет в разрез с традициями русской живописи
предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою:
у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом.
Слайд 20
Антиномия «быть и казаться», так же как
и в «Свежем кавалере», - пружина сюжета картины «Завтрак
аристократа» или «Не в пору гость».
Не в пору гость. (Завтрак аристократа). 1849 -1850.
Слайд 21
Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя,
изяществом обстановки и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба
стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя.
Слайд 23
Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом
и корыстью.
Появившаяся в дверях сваха уведомляет о
приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином.
Слайд 24
К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер.
Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю
незатейливую простоту купеческих нравов.
Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданное, которое поправит его денежные дела.
Слайд 25
Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней
подробности и подчеркнутой назидательности. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает
Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна.
Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника.
Слайд 26
Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов
автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую
поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: «Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!»
Карл Брюллов. Автопортрет. 1848.
Слайд 27
Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и
ему «подсунуть нечем», чтобы получить «местечко с соком».
В штатском
важны чин и званье,
Но важней законов званье.
Впрочем, есть и там места
На которых и спроста
Без особенной науки
Можно греть порядком руки.
Не об жалованья речь –
Совесть можно сбросить с плеч!
Не такие нынче годы.
Слайд 28
После нескольких лет упорного труда он представил
на суд публики три картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая
невеста» и «Сватовство майора», выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала «толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…».
Слайд 29
Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:
Честные
господа, сюда, сюда!
Милости просим, денег не просим:
Даром смотри.
Только хорошенько
очки протри.
Начинается, начинается
О том, как люди на свете живут,
Как иные на чужой счет жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых женятся.
Слайд 30
…Вот извольте посмотреть,
Как справа отставная
Деревенская пряха,
Панкратьевна – сваха,
Бессовестная
привираха,
В парчевом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Дескать, жених изволил
пожаловать.
Слайд 31
И вот извольте посмотреть,
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с
сюртуком,
Он знаком с армяком.
Как он бьется, пыхтит,
Застегнуться спешит:
Нараспашку принять
неучтиво.
Слайд 32
А вот извольте посмотреть,
Как наша невеста
Не найдет сдуру
места:
«Мужчина! Чужой?
Ой, стыд какой! Ой, стыд какой!..
Век в светличке
я высокой
Прожила, проспала одинокой;
Кружева лишь плела к полотенцам!
И все в доме меня чтут младенцем!..
Ай! Ай, ай! – страм какой!..
А тут нечем скрыть плеч:
Шарф сквозистый такой –
Все насквозь, на виду!..
Нет, в светлицу уйду».
Слайд 33
И вот извольте посмотреть –
Как наша пташка собирается
улететь,
А умная мать
За платье – хвать!
Слайд 34
И вот извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб
горлице –
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
Я, дескать,
до денежек доберусь…
Слайд 35
Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные
с человеком. Он обладал гениальной наблюдательностью.
Зимний день. Начало
1850-х гг.
Слайд 36
Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки
мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их
в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским.
Портрет архитектора. Около 1849 г.
Портрет Е.П.Ростопчиной. 1850.
Слайд 37
Художник еще имел успех у публики, но его
положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому
роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник.
Портрет И.П.Жданович за клавесином. Около 1850 г.
Портрет детей Жербиных. 1850-1851.
Слайд 38
Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех,
но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком
поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.
Слайд 39
В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением
печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851
– 1852 гг.
Вдовушка. 1851-1852.
Слайд 40
Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина
погружена в безотрадные думы. Известно, что работая над картиной,
Федотов написал образ Мадонны, чтобы, по словам самого художника, «добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах».
Слайд 41
С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На
комоде стоит портрет умершего мужа, которому художник придал автопортретные
черты.
Слайд 42
Этот мотив не раз встречался в поздних
работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем
прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!».
Анкор, еще анкор! 1851-1852.
Слайд 43
К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки»
и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге.
В картине звучат ноты безысходности.
Этюд к картине «Игроки». 1851.
Слайд 44
Сидящий в центре игрок еще надеется поправить
свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых
людей застыли вокруг стола.
Игроки. 1852.
Слайд 45
Весной 1852 года им была задумана новая картина
«Возвращение институтки в родительский дом».
Слайд 46
И вскоре создает едва ли не последний
рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два
лица – Николай I и Федотов.
Павел Федотов. Автопортрет.
Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных.
Слайд 47
«Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых
дум, мытых в горьких слезах», - сказал о себе
однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства.
В том же году П.А.Федотов скончался.
Слайд 48
Его открывают для себя все новые и новые
поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально
не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.
Слайд 49
В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866.
Слайд 50
И.Е.Репин. Не ждали. 1884-1888.
Слайд 51
И.Н.Крамской. Неутешное горе. 1884.
Слайд 52
Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все
они о жизни, об обыкновенных людях и все они
хотят нам с вами о чем-то рассказать, и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.