Слайд 2
Содержание
Введение…………………………………………………...3
Архитектура первой
половины XVIII века: барокко…...4
Архитектура барокко середины XVIII века……………..9
Предпосылки
появления и развития классицизма…….13
Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)……16
Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)…..19
Заключение………………………………………………..23
Библиографический список……………………………...24
Слайд 3
Введение
Дерево оставалось основным материалом при возведении зданий и
сооружений. Именно в деревянной архитектуре были выработаны многие строительные
и композиционные приемы , отвечающие природно-климатическим условиям и художественным вкусам народа.
Частые пожары ускорили замену дерева камнем в ответственных городских сооружениях как городские стены, башни и храмы.
Четко прослеживается соразмерность соотношений между человеком и зданием.
Слайд 4
Архитектура первой половины XVIII века: барокко
В начале XVII
века основным строительным центром становится Петербург.
В Петровский период
строились промышленные и общественные здания и сооружения (фортификаций, верфей, заводов, коллегий, госпиталей, театров и жилых зданий и др.).
С 1710 года стали строить только кирпичные дома. Петр I приглашает опытных архитекторов из западных стран. Отбирались талантливые молодые люди для обучения в западноевропейские страны инженерным и архитектурным искусствам (Иван Коробов, Мордвинов и Иван Мичурин, Петр Еропкин, Тимофей Усов и другие). В результате их деятельности архитектура Петербурга той поры стала своеобразным сплавом исконно русских художественных традиций.
Слайд 5
Русские, итальянские, голландские, немецкие и французские архитекторы возводили
в русской столице хоромы, дворцы, храмы и государственные здания,
определяющие архитектурный стиль, обычно называемый русским барокко XVIII века или Петровским барокко.
Дома строили мазанкового типа и кирпичные, оштукатуриваемые в два цвета ( стены – красные, светло-коричневые или зеленые, а лопатки, пилястры, наличники, русты на углах – белые ). В Петербурге и его пригородах строились дворцы с представительными фасадами и парадными сооружениями.
Соборы для России был явлением новаторским.
В 1710 году Петр I издал указ, обязывающий вести застройку южного берега Финского залива. Возводятся дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.
Слайд 6
Петропавловский собор, арх. Д. Трезини.
Санкт-Петербург.
Слайд 7
Военно-морская база, Кроншлот (Кронштадт).
Слайд 8
Адмиралтейство, арх. И.К. Коробов. Санкт-Петербург.
Слайд 9
Архитектура барокко середины XVIII века
В 1755 году в
России открылся первый университет, а в Петербурге Академия Художеств,
сыгравшие большую роль в развитии искусства и архитектуры.
Россия в середине XVIII века стала одной из самых развитых европейских стран. Крупнейшим архитектором середины XVIII века является Ф. Б. Pастрелли.
В середине XVIII века стиль барокко в России имел ярко выраженные самобытные особенности. Характерной чертой архитектурных произведений является то, что группы зданий или корпусов зачастую формируют замкнутый архитектурный ансамбль.
Крупнейшим представителем Московского барокко середины XVIII века был архитектор Д. В. Ухтомский На его творчество большое влияние оказал Ф. Б. Растрелли.
Слайд 10
Академия художеств, арх. А.Ф. Кокоринов. Санкт-Петербург.
Слайд 11
Зимний дворец, арх. Ф.Б. Растрелли. Санкт-Петербург.
Слайд 12
Троицко-Сергиевая Лавра,
арх. Д.В. Ухтомский. Москва.
Слайд 13
Предпосылки появления и развития классицизма
В 1760-х годах в
России произошла смена архитектурно-художественного стиля. Декоративное барокко, достигшее своего
апогея уступило место классицизму.
Классицизм (от лат.- образцовый) – художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования форм, композиций и образцов искусства античного мира и эпохи итальянского возрождения.
Для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций.
Развитие архитектуры обусловлено экономическими и социальными факторами. Возникла настоятельная необходимость в пересмотре основ зодчества. Что привело к кризису стиля барокко, и предпочтения более реалистичной архитектуры.
Слайд 14
Дом Пашкова, арх. В.И. Баженов. Москва.
Слайд 15
Здание Сената, арх. М.Ф. Казаков. (Кремль).
(Наиболее яркий
выразитель идей московского классицизма)
Слайд 16
Архитектура раннего классицизма (1760-1780 гг.)
В декабре 1762 года
была учреждена комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы.
Комиссия функционировала до 1796 года. За этот период ею последовательно руководили видные архитекторы: А.В. Квасов (1763-1772 гг.); И.Е. Старов (1772-1774 гг.)
В 1760 годах в русской архитектуре все заметней стали проявляться черты классицизма. В этот период в России работали известные архитекторы: Ю.М. Фельтен и К. М. Бланк, итальянец А. Ринальди, Француз Т.Б. Валлен-Деламон. Классические формы и ясные композиционные приемы все больше вытесняли чрезмерную декоративность.
Слайд 17
Китайский дворец, арх. А. Ринальди. Ораниенбаум.
Слайд 18
Здание Большого Эрмитажа, арх. Ю.М. Фельтен.
Санкт-Петербург.
Слайд 19
Архитектура строгого классицизма (1780-1800 гг.)
Последняя четверть восемнадцатого столетия
ознаменовалась крупными социально-историческими событиями (закреплены за Россией Крым и
северное побережье Черного моря). Быстро развивалась экономика государства. Формировался всероссийский рынок. Значительно развивалась металлургическая промышленность. Расширялась торговля со средней Азией и Китаем. Все эти явления нашли заметное отражение в градостроительстве и архитектуре.
Города приобретали градостроительные черты, свойственные большинству русских городов.
В этот период в России работали известные архитекторы: И.Е. Старов, Ф.И. Волков, Д.А.Д. Кваре́нги и др.
Слайд 20
Таврический дворец, арх. И.Е. Старов. Санкт-Петербург.
Слайд 21
Морской Кадетский корпус, арх. Ф.И. Волков. Санкт-Петербург.
Слайд 22
Александровский дворец, арх. Д. Кваренги. Санкт-Петербург (Царское село).
Слайд 23
Заключение
Наиболее важными прогрессивными традициями русского зодчества, имеющими
огромное значение для практики поздней архитектуры, являются ансамблевость и
градостроительное искусство. Если стремление к формированию архитектурных ансамблей первоначально носило интуитивный характер, то в дальнейшем времени оно стало осознанным.
Архитектура преобразовывалась во времени, но тем не менее некоторые особенности русского зодчества бытовали и развивались на протяжении столетий, сохраняя традиционную устойчивость вплоть до XX века, когда космополитическая сущность империализма не стала их постепенно истирать.