Слайд 2
В Москве на расстоянии нескольких сот метров находятся
два памятника одному и тому же лицу. Но памятники
совершенно разные. Настолько разные, что, кажется, поставлены двум людям, которые даже не были знакомы друг с другом. Один — общепризнанный гений, доброжелательный к соплеменникам, а другой — несостоявшийся писатель, подававший надежды, но неудачник, осознавший в конце концов своё творческое бессилие.
Юрий Пелевин
Слайд 3
Два Гоголя
Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один под облаками
дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И — план романов новых
в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Перемещён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве, —
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
Александр Городницкий
Слайд 4
Об авторах памятников Н.В.Гоголю
АНДРЕЕВ Николай Андреевич (1873—1932) —
выдающийся русский скульптор, график, заслуженный деятель искусств РСФСР, родился
в Москве. Отец его, плотник, чтобы дать сыну образование, отдал его в 1885 году в Строгановское училище технического рисования, которое тот окончил в 1891 году.
В 1900-х работал над проектами памятников М. И. Глинке, К. Д. Ушинскому, первопечатнику Ивану Федорову.
Всей своей деятельностью Н. А. Андреев был связан с Москвой.
Центральное произведение всего его творчества — это памятник Н. В. Гоголю в Москве, сооружённый в 1909 году.
Слайд 5
Об авторах памятников Н.В.Гоголю
ТОМСКИЙ Николай Васильевич (1900-84), российский
скульптор, народный художник СССР (1960), действительный член (1949), президент
(1968-83) Академии Художеств СССР, Герой Социалистического Труда (1970).
Слайд 6
Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н.В.Гоголю?
При каких обстоятельствах?
Слайд 7
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве
1904—1909гг.
Открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года.
Оно было приурочено
к 100-летию со дня рождения писателя.
Слайд 8
«Открывали памятник в сырости, холоде, липы едва распустились.
Трибуны окружали монумент. Народу много. Помню минуту, когда упал
брезент, и Гоголя мы наконец увидели. Да, неказисто он сидел... и некий вздох прошел по толпе».
Борис Зайцев, русский писатель
«Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное... Да здравствует Н.А. Андреев!» Илья Репин
«Трактовка сюжета была для того времени новаторской, и памятник встретил весьма неблагосклонный прием у широкой публики. Фигуру, закутанную в плащ, сравнивали с летучей мышью, с вороной, словом, насмешкам не было конца. Отдельные голоса критиковали местоположение памятника и доказывали, что если бы тыл скульптуры был защищен каким-нибудь зданием, впечатление было бы иным».
Литератор Татьяна Аксакова-Сиверс
Слайд 9
Гоголь в тяжелой задумчивости. Для писателя настал последний,
кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе
своего творчества и уже отрешился от жизни.
Скульптор представил Н.В. Гоголя отчужденным, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния. Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы.
Слайд 10
Памятник Н.В. Гоголю на Гоголевском бульваре в Москве
1952 г.
В 1936 году было принято решение правительства «О
сооружении нового памятника Н. В. Гоголю в Москве». В 1952 году, теперь уже к столетию со дня смерти писателя, на месте старого памятника поставили новый «правительственный вариант» скульптора Н. В. Томского, с торжественной надписью на постаменте: «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года». Скульптор тоже был Николай Васильевич.
Слайд 11
В 1952 году на Гоголевском бульваре появилась работа
Н. В. Томского, перед которым поставили задачу создать Гоголя,
«смотрящего на окружающий мир с одобрением». Скульптор с задачей справился: улыбающийся, жизнерадостный Гоголь и по сей день стоит над надписью «Великому русскому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза 2 марта 1952 года».
Слайд 12
Найдите в стихотворении «приметы памятников».
один
другой
Слайд 13
Какими автор видит памятники?
Похожи и как будто непохожи…
Почему?
Чем непохожи?
Выражают разные состояния души человека.
Слайд 14
Какое впечатление производит на вас каждый из этих
памятников?
Слайд 15
Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
От
одного – мороз дерёт по коже
Другой – сияет бронзой
в синеве
Слайд 16
Определите лексическое значение слова «перемещён».
Знаете ли вы
судьбу памятников Н.В.Гоголю?
Слайд 17
ИНТЕРЕСНАЯ история произошла с памятниками Н. В. Гоголю.
Памятник А.Н. Андреева благополучно простоял на Гоголевском бульваре до
1951 г.
В 1951 году андреевский Гоголь был перенесен с Арбатской площади в Донской монастырь, в Музей мемориальной скульптуры, где несколько лет числился как музейный экспонат. Однако и там он простоял недолго. В 1959 году, уже к 150-летию со дня рождения Гоголя, по ходатайству Министерства культуры СССР, памятник был установлен во дворе бывшего дома А. С. Талызина (Никитский бульвар, 7а). И не случайно.
Этот дом — последнее пристанище писателя, где к концу жизни он нашел заботу и понимание в семье близких ему людей — графа Александра Петровича Толстого и его супруги графини Анны Георгиевны. Поэт Николай Берг вспоминал: «Здесь за Гоголем ухаживали как за ребенком, предоставив ему полную свободу во всем. Он не заботился ровно ни о чем. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет».
В двухэтажный московский особняк начала XIX века Гоголь переехал зимой 1848 года, где снимал квартиру его знакомый, граф Александр Толстой. Гоголь жил в двух небольших комнатах первого этажа. Именно здесь, в ночь с 11 на 12 февраля, смертельно больной писатель сжег почти полностью подготовленную к печати рукопись второго тома «Мертвых душ». Здесь же 21 февраля 1852 года он скончался.
Слайд 18
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве
1904—1909гг.
Барельеф. Персонажи «Мертвых душ»
Слайд 19
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве
1904—1909гг.
Барельеф. Персонажи «Петербургских повестей»
Слайд 20
Памятник Н.В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве
1904—1909гг.
Барельеф. Персонажи «Ревизора»
Слайд 21
Вокруг этих памятников до сих пор
не
утихает спор.
Известные актеры, режиссеры, писатели, деятели науки обратились к председателю Государственной Думы Борису Грызлову с просьбой содействовать возвращению памятника Гоголю работы скульптора Николая Андреева на его прежнее место.
Как говорится в письме, которое подписали 50 известных человек, в апреле 2009 года Россия будет отмечать двухсотлетие великого писателя. И сейчас самый подходящий момент для того, чтобы восстановить историческую справедливость и вернуть памятник на его исконное место.
Беспокойная судьба!