Слайд 2
Архитектура Петербурга
1 трети XIX века
Петербург — первый
город России, который чуть ли не с основания стал
развиваться по заранее разработанному плану. Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца 18 — начала 19 вв.
В начале 19 столетия высокий классицизм в совершенстве развил проблему ансамбля и синтеза пластических искусств. Классицизм в России, в частности в Петербурге, получил своеобразную выразительность. Исключительная роль в ансамблевой застройке центра Петербурга принадлежит зодчим А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, К. И. Росси, авторам наиболее значительных зданий.
Слайд 3
Казанский собор(1801-1811)
Огромное влияние на формирование городского района
близ Невского проспекта оказало прекрасное творение Воронихина — Казанский
собор(1801-1811). При его строительстве впервые была применена конструкция кованого решетчатого металлического купола диаметром 17 м.
Однокупольное здание Казанского собора имеет форму латинского креста. К его боковому северному фасаду, обращенному к Невскому проспекту, примыкает грандиозная полукруглая колоннада (96 коринфских колонн с каннелюрами, поставленных в 4 ряда) с 6-колонным портиком, являющимся ее композиционным центром. Дуга колоннады, завершенная с обеих сторон монументальными проездными порталами с аттиками, охватывает площадь, образованную в результате смещения собора вглубь улицы. Такая же колоннада согласно проекту должна была примыкать и к южной стороне собора, но недостаток средств помешал этому. Над колоннадой возвышается легкий купол на высоком барабане. С западной и южной стороны — портики с колоннами коринфского ордера. Храм построен из желто-серого известняка и украшен многочисленными барельефами работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева и др.
Слайд 4
Казанский собор в Санкт-Петербурге
Слайд 5
Казанский собор(1801-1811)
Внутреннее пространство собора представляет собой величественный 3-нефный
колонный зал, общая высота которого составляет 62 м. Два
ряда парных гранитных колонн (гладкие коринфские) образуют равные по высоте нефы (длина главного нефа 69 м). Каждая колонна украшена капителью и базой. Иконостас главного алтаря выполнен из серебра с четырьмя колоннами сибирской яшмы; царские врата и балюстрада также серебряные. Часть серебра, необходимого для создания алтаря, было подарено собору донскими казаками В росписи собора, а также в написании икон принимали участие В. Л. Боровиковский, А. Е. Егоров, В. К. Шебуев; в оформлении использована скульптура работы И. П. Мартоса, И. П. Прокофьева, В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова.
Слайд 6
Интерьер Казанского собора.
Слайд 7
ЗАХАРОВ Андреян Дмитриевич
ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич
[8 августа
1761, Петербург — 27 августа 1811],
русский архитектор. Представитель
ампира.
Слайд 8
Адмиралтейство
Адмиралтейство Захарова и его центральная башня — уникальный
образец высокого классицизма. Башня высотой 72 м увенчана позолоченным
шпилем с силуэтным изображением парусного корабля и украшена символическими фигурами работы известнейших скульпторов (В. И. Демут-Малиновского, Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова и др.). Над входом расположен грандиозный барельеф (22x2,4 м) на тему «Заведение русского флота Петром I» (скульптор И. И. Теребенев). Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и четких объемов — гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии. Суровая строгость интерьеров смягчена обилием света и изящной отделкой (сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний, библиотека).
Протяженный главный фасад (407 м) расчленен симметрично расположенными дорическими портиками. Грандиозный масштаб здания закрепил за ним главенствующую роль не только в архитектуре Петербурга, но и в истории всей русской архитектуры.
Слайд 9
Адмиралтейство
Адмиралтейство. Один из центров первоначальной застройки города. Главное
здание заложено в 1704. Современный вид — 1806-23, архитектор
А. Д. Захаров.
Слайд 10
ТОМА ДЕ ТОМОН Жан Франсуа
ТОМА ДЕ ТОМОН (Thomas
de Thomon) Жан Франсуа [1 (12) апреля 1760, Берн
— 23 августа (4 сентября) 1813, Санкт-Петербург], русский архитектор, француз по происхождению. С 1799 работал в России. Представитель зрелого классицизма и ампира, последователь Никола Леду. Автор Биржи и проекта застройки стрелки Васильевского острова — одного из самых красивых и значительных ансамблей в градостроительной истории Петербурга.
Слайд 11
Проект Биржи и застройка стрелки Васильевского острова
(1801-1810)
В 1803
по проекту Тома де Томона (при участии А. Д.
Захарова ) начинается реконструкция стрелки. При этом было сломано почти завершенное по проекту Дж. Кваренги здание Биржи. Для Биржи (1805-1810) Томон использует классические формы античного периптера, восходящие к греческим дорическим храмам в Пестуме. Мощный прямоугольный объем здания расположен в центре площади. Окруженный со всех сторон дорической колоннадой с неканнелированными колоннами, он возвышается на высоком гранитном подиуме с широкой лестницей у торцевых фасадов и пандусами по сторонам. Это центральное ядро, поднимаясь над колоннадой, завершается по торцам аттиками с полуциркульным окном. Перед окном снаружи и внутри размещены аллегорические группы. Организующее и скрепляющее ансамбль значение сооружения подчеркнуто тем, что его ось определяет центральную ось всей площади и совпадает с направлением русла Большой Невы. Интерьер здания также отличается простотой, монументальностью и выразительностью. Огромный зал перекрыт коробовым кессонированным сводом, который опирается на совершенно гладкие стены, украшенные наверху дорическим карнизом. По обеим сторонам Биржи по плану предусматривалось размещение двух близких по стилю пакгаузов (1826-1832). Их более скромное архитектурное решение усиливает ощущение мощи, которое производит здание Баржи.
Слайд 12
Здание биржи
Санкт-Петербург. Здание биржи на стрелке Васильевского острова.
С 1939 — Военно-морской музей. Памятник архитектуры классицизма. 1805-10.
Архитектор Ж. Тома де Томон.
Слайд 13
Проект Биржи и застройка стрелки Васильевского острова
Перед Биржей
простирается насыпная полукруглая площадь. Ее обрамляют спуски к реке,
словно объединяя символически две стихии — воды и суши, из противоборства которых вырастает город. Площадь фланкируют знаменитые колонны (1810), названные ростральными, так как украшены рострами — изображениями носовых частей корабля. Колонны увенчаны светильниками, у их гранитных подножий расположены аллегорические скульптуры — персонификации четырех рек: Волги, Невы, Волхова и Днепра.
Ансамбль стрелки Васильевского острова во всей полноте раскрывает талант архитектора, умение мыслить пространственными категориями города, а также градостроительный потенциал самого стиля ампир. Господствуя над водной гладью, четкий и строгий силуэт Биржи связывает воедино различные части города, разделенные его водными артериями.
Слайд 14
Ростральная колонна
Ростральная колонна у здания бывшей Биржи на
Васильевском острове в Санкт-Петербурге. 1806. Архитектор Ж. Тома де
Томон.
Слайд 15
Стрелка Васильевского острова
Стрелка Васильевского острова. Старинная гравюра.
Слайд 16
Строительство после Отечественной войны 1812 года
После Отечественной войны
1812 года был создан «Комитет для приведения в лучшее
устройство всех строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге и прикосновенных к оному местам». Его возглавляли Росси, Стасов, А. Михайлов, а также инженеры А. А. Бетанкур, П. П. Базен, А. Готман. Комитет определял места для общественных и промышленных зданий, а также рассматривал проекты всех без исключения строений.
Именно в период деятельности Комитета возникли такие крупные ансамбли, как ансамбль Михайловского дворца, Александринского театра, Главного штаба, Сената и Синода, автором которых был выдающийся мастер Карл Росси. В ансамбле Дворцовой площади против Зимнего дворца Росси расположил протяженное здание Главного штаба, создав в центре его двойную монументальную арку, символизирующую военную мощь России. Арка увенчана триумфальной колесницей Победы, выполненной по модели скульпторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова.
Слайд 17
РОССИ Карл Иванович
РОССИ Карл Иванович [18 (29) декабря
1775, Петербург — 6 (18) апреля 1849], русский архитектор.
Создал ряд монументальных ампирных ансамблей в Санкт-Петербурге, активно формирующих архитектурный облик города.
Градостроительные идеи Росси явились качественно новым вкладом в архитектуру русского классицизма.
Слайд 18
Работы Росси в Санкт-Петербурге
1819-1825 - Михайловский дворец (ныне
Русский музей);
1819-1829 - зодчий реконструирует Дворцовую площадь и возводит
грандиозный ансамбль Главного штаба;
1828-1832 - Александpинский театр;
комплекс зданий Сената и Синода.
Слайд 19
Михайловский дворец
Крупнейшей работой, в которой проявился блестящий талант
Росси-градостроителя, было создание Михайловского дворца (ныне Русский музей; 1819-1825)
и всего ансамбля Михайловской площади (ныне площади Искусств). Перепланировке подвергся весь район от Невского проспекта до Невы. Здание Михайловского дворца эффектно замыкает перспективу Михайловской улицы от Невского проспекта и является одним из лучших произведений высокого классицизма. Великолепные дворцовые интерьеры (Белый зал и др.), выполненные по проектам Росси, свидетельствуют о высочайшем мастерстве декоратора.
Слайд 20
Михайловский дворец
Русский музей. Открыт в 1898 Михайловском дворце
(1819-25, архитектор К. И. Росси)
Слайд 22
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ в Санкт-Петербурге, главная площадь
города перед Зимним дворцом. Основой застройки Дворцовой пл. явился
Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), напротив которого воздвигнуто в 1819-29 грандиозное дугообразное в плане здание Главного штаба (архитектор К. И. Росси). С восточной стороны Дворцовой пл. расположено бывшее здание штаба гвардейского корпуса (1837-43, архитектор А. П. Брюллов), в центре — Александровская колонна (1830-1834, архитектор А. А. Монферран). Различные по стилям здания Дворцовой пл. великолепно организуют пространство, согласованы в масштабе и членениях. Дворцовая пл. — место различных торжеств, демонстраций и митингов.
Слайд 23
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Дворцовая площадь. Вид на здание Главного штаба
(архитектор К. И. Росси), в центре — Александровская колонна
(архитектор А. А. Монферран).
Слайд 24
ДВОРЦОВАЯ ПЛОЩАДЬ
Дворцовая площадь с Александровской колонной и зданием
Главного штаба. Александровская колонна (или «Александрийский столп») — памятник
победы русского народа в Отечественной войне 1812 года — была установлена в 1830-34 (архитектор А. А. Монферран) и названа в честь императора Александра I. Памятник представляет собой монолитную колонну высотой свыше 25,5 м из красного гранита, установленную на постамент, украшенный бронзовыми барельефами аллегорического содержания. Венчает колонну бронзовая фигура ангела, его лицу приданы черты Александра I (скульптор Б. И. Орловский). Ангел попирает крестом змею — символ победы добра над злом.
Слайд 25
Главный штаб
Санкт-Петербург. Главный штаб на Дворцовой площади. Это
грандиозное дугообразное здание в стиле классицизма (1819-1829, архитектор К.
И. Росси) — завершающая часть Дворцовой площади. В центре его сооружена двойная проездная арка, увенчанная колесницей. Фото С. А. Фомченковой.
Слайд 26
Главный штаб
Карл Петрович Беггров (1799-1875). Вид арки Главного
штаба. Холст, масло. Русский музей, Петербург.
Слайд 27
Александpинский театр
Строительство Александpинского театра — лучшего театра Европы
того времени — приходится на 1828-32. Главный фасад театра
решен в виде необыкновенно эффектной глубокой лоджии с шестью коринфскими колоннами, поднятыми на высокий цокольный этаж. Для перекрытия зала впервые были применены металлические конструкции, а само здание выполнено из несгораемых материалов.
В связи с постройкой Александринского театра Росси создает один из наиболее значительных ансамблей Петербурга, включающий Театральную улицу (ныне ул. Зодчего Росси), Александринскую площадь (ныне площадь Островского) и Чернышев мост (ныне площадь Ломоносова).
Слайд 28
Александpинский театр
Санкт-Петербург. Здание Российского театра драмы им. А.
С. Пушкина (Александринского театра).
Слайд 29
Александpинский театр
Санкт-Петербург. Площадь Островского. Памятник Екатерине II (1869-1873),
выполнен по проекту М. Микешина, статуя Екатерины II работы
М. Чижова. На заднем плане здание Российского академического театра драмы).
Слайд 30
Александpинский театр
Александринский театр
в Петербурге.
Гравюра первой половины
19 века.
Слайд 31
Постройки Петербурга
1 трети XIX века
В. П.
Стасов. Бывшие Павловские казармы в Санкт-Петербурге. 1817-20. Центральная часть
ансамбля.
Слайд 32
Постройки Петербурга
1 трети XIX века
Санкт-Петербург. Троицкий
(Измайловский) собор (1828-1835). Построен по проекту В. П. Стасова
в слободе Измайловского полка. В 2006 в результата сильного пожара собор серьезно пострадал. В конце 2007 был восстановлен.
Слайд 33
Постройки Петербурга
1 трети XIX века
Александровская колонна
(или «Александрийский столп») — памятник победы русского народа в
Отечественной войне 1812 года — была установлена в 1830-34 (архитектор А. А. Монферран) и названа в честь императора Александра I. Памятник представляет собой монолитную колонну высотой свыше 25,5 м из красного гранита, установленную на постамент, украшенный бронзовыми барельефами аллегорического содержания. Венчает колонну бронзовая фигура ангела, его лицу приданы черты Александра I (скульптор Б. И. Орловский). Ангел попирает крестом змею — символ победы добра над злом.