Слайд 2
Примитив. (Лат. primitivus - первый, самый ранний) -
в первоначальном смысле - произведение ранней стадии развития искусства.
В настоящее время этот термин употребляется применительно к произведениям художников-самоучек (зачастую безымянных), а также к искусству народов, сохранивших черты первобытно-общинного строя.
Слайд 3
Примитивизм (неопримитивизм)
- направление, возникшее в европейском и русском
искусстве в начале ХХ века.
Его главным признаком было
программное опрощение художественных средств, обращение к различным формам примитивного искусства - народного и детского творчества, первобытного и средневекового искусства и т.д.
В основе лежало стремление обрести чистоту взгляда на мир, присущую неиспорченному цивилизацией сознанию.
Слайд 4
Термин "примитивизм" часто применяется по отношению к наивному
искусству - к творчеству художников, не получивших образования, однако
ставших участниками общего художественного процесса (напр., А. Руссо, Н. Пиросманашвили).
Слайд 5
Наивное искусство. Это понятие используется в нескольких смыслах
и фактически тождественно понятию «примитивное искусство».
В различных языках
и разными учеными эти понятия используются чаще всего для обозначения одного и того же круга явлений в художественной культуре.
В русском (как и в некоторых других) языке термин «примитивный» имеет в качестве одного из главных оценочный (и именно негативный) смысл. Поэтому уместнее остановиться на понятии Н. и.
В самом широком смысле так обозначается изобразительное искусство, отличающееся простотой (или упрощенностью), ясностью и формальной непосредственностью изобразительно-выразительного языка, с помощью которого выражается особое, не обремененное цивилизационными условностями видение мира.
Слайд 6
Понятие появилось в новоевропейской культуре последних столетий, поэтому
отражает профессиональные позиции и представления этой культуры, считавшей себя
высшей ступенью развития. С этих позиций под Н. и. понимается и архаичное искусство древних народов (до египетской или до древнегреческой цивилизаций), например, первобытное искусство; искусство народов, задержавшихся в своем культурно-цивилизационном развитии (коренного населения Африки, Океании, индейцев Америки); любительское и непрофессиональное искусство в самых широких масштабах (например, знаменитые средневековые фрески Каталонии или непрофессиональное искусство первых американских переселенцев из Европы); многие произведения так называемой «интернациональной готики»; фольклорное искусство; наконец, искусство талантливых художников-примитивистов XX в., не получивших профессионального художественного образования, но ощутивших в себе дар художественного творчества и посвятивших себя самостоятельной его реализации в искусстве. Некоторые из них (французы А. Руссо, К.Бомбуа, грузин Н.Пиросманишвили, хорват И.Генералич, американка А.М.Робертсон и др.) создали истинные художественные шедевры, вошедшие в сокровищницу мирового искусства.
Слайд 7
Наивное искусство по видению мира и способам его
художественной презентации в чем-то приближается к искусству детей, с
одной стороны, и к творчеству душевнобольных — с другой. Однако в сущности своей отличается и от того, и от другого. Ближе всего по мировосприятию к детскому искусству стоит Н. и. архаических народов и аборигенов Океании и Африки.
Слайд 8
Принципиальное отличие его от детского искусства заключается в
глубокой сакральности, традиционализме и каноничности. Детская наивность и непосредственность
мировосприятия как бы застыли навечно в этом искусстве, его выразительные формы и элементы художественного языка наполнились сакрально-магической значимостью и культовой символикой, имеющей достаточно стабильное поле иррациональных смыслов. В детском искусстве они очень подвижны и не несут культовой нагрузки.
Нико Пиросмани «Пикник»
Слайд 9
Наивное искусство, как правило, оптимистично по духу, жизнеутверждающе,
многопланово и разнообразно, имеет чаще всего достаточно высокую эстетическую
значимость. В отличие от него искусство душевнобольных, часто близкое к нему по форме, характеризуется болезненной навязчивостью одних и тех же мотивов, пессимистически-депрессивной настроенностью, невысоким уровнем художественности.
Слайд 10
Произведения наивного искусства крайне разнообразны по форме и
индивидуальной стилистике, однако для многих из них характерны отсутствие
линейной перспективы (глубину многие примитивисты стремятся передать с помощью разномасштабности фигур, особой организацией форм и цветовых масс), плоскостность, упрощенная ритмичность и симметричность, активное использование локальных цветов, обобщенность форм, подчеркивание функциональности предмета за счет тех или иных деформаций, повышенная значимость контура, простота технических приемов.
Слайд 11
У художников-примитивистов XX в., которые знакомы с классическим
и современным им профессиональным искусством, часто возникают интересные и
оригинальные художественные решения при попытках подражать тем или иным приемам профессионального искусства при отсутствии соответствующих технических знаний и навыков.
Руссо, Анри. Малакоф.
1898. 45,7 x 55,2 см. Масло.
Примитивизм. Постимпрессионизм. Франция
Слайд 12
Сюжеты художники Наивного искусства чаще всего берут из
окружающей их жизни, фольклора, религиозной мифологии или собственной фантазии.
Им легче, чем многим художникам-профессионалам удается спонтанное, интуитивное, не затрудненное культурно-социальными правилами и запретами творчество. В результате чего возникают оригинальные, удивительно чистые, поэтичные и возвышенные художественные миры, в которых господствует некая идеальная наивная гармония между природой и человеком.
Слайд 13
В России примитивизм наиболее ярко представлен именами Н.С.Гончаровой,
М.Ф.Ларионова, К.С.Малевича, художников групп "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и
некоторых мастеров "Голубой розы". Источником вдохновения для неопримитивистов становится искусство Востока, а также лубок, провинциальные вывески, детское творчество, народная игрушка, искусство примитивных культур.
Ларионов М. Ф. "Офицерский парикмахер".
Слайд 14
Черты примитивизма присущи творчеству Поля Гогена и группы
французских художников «наби» (1888–1905), ранних представителей кубизма (Пабло Пикассо),
фовизма (Анри Матисс), дадаизма (Марсель Дюшан).
Поль Гоген / Gauguin Paul