Слайд 2
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных
изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту,
и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Слайд 3
Народные пословицы
Не то дорого, что красного золота, а
дорого, что доброго мастерства.
С мастерством люди не родятся, а
добытым ремеслом гордятся.
Слайд 4
Со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей
декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или
по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т.д.)
Слайд 5
Хохлома
Старинный русский народный промысел, возникший в 17 векев
Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Он представляет собой декоративную
росписьпо деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.
Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
Слайд 9
Роспись по дереву является одним из самых древних
живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в
архаические времена, когда наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.
Слайд 10
Городец
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода,
раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке.
В Городце были и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
Слайд 12
Дымковская игрушка
один из русских народных глиняных художественных промыслов.
Возник в заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне
на территории города Кирова).
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Слайд 13
Мезенская роспись
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее
родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки
Мезени. Поэтому в энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Слайд 15
Северодвинская роспись
Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины
происходило в конце XVIII-начале XIX в. естественным путем, в
рамках художественной традиции русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района.
Слайд 16
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись,
был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи
и многое другое. Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.
Слайд 17
РОСПИСЬ ИЗ ПОЛХОВ-МАЙДАНА
На юге Нижегородской области, в Вознесенском
районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных центров
росписи по дереву. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полховомайданских работах появились анилиновые краски.
Слайд 18
В основном местные игрушки, или, как их называют,
"майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и
холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
Слайд 19
Матрёшки
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная
кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие
такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?
Слайд 20
Что же символизирует матрешка?
Первую матрешку – многоместную яркую
девушку с петухом, по заданию известного мецената Саввы Мамонтова,
выточил по рисунку художника Сергея Малютина токарь-игрушечник Василий Звездочкин. В ней чередовались фигурки девочек и мальчиков. Сегодня она хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.
Слайд 21
Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы,
добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и
мудрость.
Известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.
Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.
Слайд 23
Всем известно, что Матрена - это женское имя,
любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских
имен довольно много, почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.
Первая русская матрешка
"Девочка с петухом".
Худ. Малютин С.В.
Токарь Звездочкин В.П.
Слайд 25
Традиционные матрешки
1.Сергиев-посадская (загорская) 2.Семеновская (хохломская ),
3.Полхов-майданская
Слайд 26
Сергиев-посадская (загорские) матрешки
более приземистые, плотные. Верхняя часть
фигурки плавно переходит в утолщение. Она более округла, в
сарафанчике, кофточке с вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами.
Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
Слайд 27
Семеновская матрешка (хохломсая)
отличается от всех большим очень ярким
букетом цветов, который занимает почти весь фартук.
Колорит росписи сочетает
яркие цвета: малиновый, лимонный, фиолетовый, зеленый. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы.
Слайд 28
Полхов-майданская марёшка
у матрешек нет платка с завязанными концами,
нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал
на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод.
Слайд 29
Гжель-один из важнейших российских центров производства керамики. это
обширный район, состоящий из 27 деревень, расположен примерно в
Раменском Московской области.
Слайд 32
Богородская резьба всегда можно узнать по знаменитому следу
от инструмента резчика в виде желобка и кругу изображаемых
персонажей — людей, животных, сюжетов.
Слайд 33
Жостово.Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов
Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине,
в 7 км от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
Слайд 36
Мастера Федосьино, Холуя, Палеха, Мстеры – всемирно известных
центров производства лаковой миниатюры – и в наши дни
создают настоящие шедевры.
Слайд 38
Федоскино
в 1795 году купец Петр Коробов основал в
Федоскино мастерскую, выпускавшую лавовые козырьки из папье-маше.. Крышки табакерок
и шкатулок живописцы стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников. Со временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин, песен. Так к середине XIX в. сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность.
Слайд 40
ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
Вид народной русской миниатюрной живописи темперой на
лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки,). Возникла в 1923
в поселке Палех Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.
Слайд 44
Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором
узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или
посредством вышивальной машины на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п.
Слайд 46
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце
с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову.
С конца 17 века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение , как повседневного так и праздничного наряда. Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
Слайд 47
Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный
поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной
продукции и других изделий.
Слайд 48
Назвать народный промысел.
Проверь себя.
1.
.