Слайд 2
Особенности архитектуры
Собор Святой Софии, возведенный во времена императора
Юстиниана, - безусловно, самое выдающиеся произведение византийского зодчества, символ
"золотого века" Византии.
Главный собор империи, сменивший базилику, существовавшую на том же месте со времен императора Константина I, строили архитекторы Амфимий из Тралл и Исидор из Милета. Этот собор - без всяких преувеличений - чудо инженерной мысли.
В плане собор представляет собой крест, 70х50 м. Это трехнефная базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом.
Основная сложность, которую пришлось преодолевать при строительстве, заключалась в грандиозных размерах постройки, заказанной императором.
Возвести сооружение такой длины и ширины и перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
Слайд 4
Особенности архитектуры
Возвести сооружение такой длины и ширины и
перекрыть его кирпичным куполом (диаметр которого 32 м) было
в те годы революционной задачей. Чтобы скомпенсировать огромную силу давления ("распора") купола можно было бы увеличить толщину стен, однако, храм не должен был казаться массивным, кроме того, в слишком толстой стене трудно делать окна.
Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Основную нагрузку несут многочисленные арки и своды, немассивные, но хитросплетенные. В направлении восток-запад распор гасится следующим образом - к центральному куполу с двух сторон примыкают два больших полукупола, к ним, в свою очередь - меньшие полукупола. Сила распора растекается, дробится до тех пор, пока ее не принимают на себя специальные колонные пилоны.
Окна в основании купола, поставленные очень близко друг к другу, зрительно отрезают его от нижней части храма. Вошедшему в храм кажется, что его огромный купол не имеет реальной опоры, он как бы висит в воздухе. По поводу залитой солнцем, как бы парящей в воздухе полусферы купола писатель Прокопий Кессарийский (VI век) сказал: "Совершенно непонятным образом держится в воздухе это воздушное строение, как будто не на прочной основе, а на золотом канате свисает с неба. ...Всякий сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божьим соизволением завершено такое дело."
Слайд 5
Внутренняя отделка храма
Внутренняя отделка храма продолжалась на протяжении
нескольких столетий. Естественно, она отличалась особой роскошью (мозаики на
золотом полу, 8 зеленых яшмовых колонн из храма Артемиды в Эфесе). Стены храма также полностью покрыты мозаиками, нигде их плоский характер не нарушен выпуклыми узорами. Часть стенной мозаики погибла в период "иконоборчества", но была восстановлена позднее.
Одной из первых была воссоздана великолепна мозаика - Богоматерь с младенцем Христом (IX век), созданная неизвестным мастером во времена "македонского ренессанса".
Сейчас собор Святой Софии - мечеть Айя-София, окруженная четырьмя минаретами. Турки построили на территории бывшей Византийской империи много мечетей, созданных по образу и подобию великого и непревзойденного храма Святой Софии.
Слайд 6
Собор Святой Софии изнутри
Собор изнутри представляет собой ярчайшую
палитру различных золотых оттенков. Солнце пробивается сквозь окна и
заливает все пространство храма красивейшими световыми переливами, а стены покрыты обилием различных мозаик и чудотворных ликов святых.
Слайд 7
Вечно освещенный храм
Храм полностью освещен солнцем
Храм в темное
время суток
Слайд 9
И в заключение:
Глядя на собор Святой Софии в
Константинополе, я делаю вывод, с которым согласятся многие: архитектура
Византии действительно внесла великий вклад в историю развития мировой архитектуры. Софийский Собор – одно из чудес света, и это не удивительно. Величественное сооружение, которое словно пропитано духом истории и незабываемых событий, это место представления огромного количества ликов святых, это храм души и потрясающее для современного глаза зрелищное здание, приветствующее туристов красивейшими мозаиками, искусными резными узорами, разнообразно украшенными колоннами, яркими солнечными лучами и древним историческим духом храбрости и понимания искусства древних византийцев.
Слайд 10
Источники информации
Википедия
http://mirasky.h1.ru/byzarh/sofya.htm
http://www.projectclassica.ru/v_o/01_2001/1_2001_o3.htm