Слайд 2
Леонардо да Винчи
Хронологический указатель жизни Леонардо да Винчи
Монна Лиза
Святой Иоанн Креститель
Тайная вечеря и Этюды голов апостолов
к "Тайной вечере“
Портрет Жинервы де Бенси
Портрет Дамы с горностаем ( Сесилия Галлерани)
Портрет Неизвестной (Ла Белл Феррониер)
Мадонна с гвоздикой
Дева Мария в гроте
Дева Мария в гроте (вторая версия)
Леда и Лебедь(копия Цезаря да Сато)
Леда и Лебедь (копия неизвестного автора)
Эскиз головы Леды
Цыганский барон, уродливое лицо
Вид долины Арно
Битва под Ангари
Старик наблюдающий за движением воды
Изобретения
Конная статуя
Задания для самопроверки
Сопроводительный текст
Слайд 3
Леонардо да Винчи
Великий итальянский живописец, скульптор, ученый и изобретатель. Его
имя стало символом целой эпохи в истории не только Италии, но и всей мировой культуры. Помимо картин и скульптур, Леонардо оставил потомкам труды по теории живописи, механики, геологии, медицине, военному делу и строительству, оптике и географии, математике и космологии. Он был истинным «человеком Возрождения». В 1472 году Леонардо поступил учиться в мастерскую флорентийского художника Андреа дель Верроккьо (1435-1488). Увидев гениальность ученика, Верроккьо перестал заниматься живописью. Леонардо учился у самой жизни: он наблюдал за людьми на улице, смотрел, как несет свои воды Арно, и сравнивал их с плывущими облаками. Леонардо стал знаменит в очень раннем возрасте. В мастерской Верроккьо он проучился всего три года вместо семи положенных. Его привлек к своему двору всесильный и могущественный Медичи. Хотя его патроном был влиятельный синьор Лоренцо де Медичи, Леонардо всегда находил время для собственных проектов. Он был пытлив, неутомим и у него было столько начинаний, что многие из них он так и не успел довести до конца.
Живопись помогала Леонардо заниматься научными исследованиями. Прежде чем начать писать на холсте, Леонардо всегда продумывал и зарисовывал всю композицию, не забывая о светотени. Рисование для него было простейшим способом делать заметки. Он постоянно рисовал и писал в своих записных книжках обо всем на свете: от машин до анатомии лошади. Леонардо занимался анатомией, чтобы понять устройство человеческого тела. Он мог в точности нарисовать то, что видел, но не забывал при этом включить воображение. Рука художника так же старательно воспроизводила на холсте удаленный ландшафт, как и чью-то полуулыбку. Он верил, что свет и тень должны на холсте перетекать друг в друга, как в дымке смягчая очертания предметов. Этот эффект называется сфумато, что по-итальянски значит “тончайший”.
Слайд 4
Работа Леонардо, относящаяся к годам его ученичества, -
тщательно выписанный портрет воина. Несмотря на то что с
полной уверенностью нельзя сказать, кто здесь изображен, рисунок мог быть сделан с одного из бронзовых рельефов Верроккио: он напоминает его конную статую Бартоломео Коллеони.
Хронологический указатель жизни
Леонардо да Винчи
Местечко ВИНЧИ
1452 г. Рождение Леонардо да Винчи .
1457 г. Вписан в кадастр флорентийских граждан.
ФЛОРЕНЦИЯ
1470 г. Изучает науки и вступает в мастерскую Верроккио.
1472 г. Вписан в книгу "Товарищества художников" Флоренции. Занимается вопросом о создании канала на р. Арно.
9 апреля, 1476 г. Анонимное обвинение против Леонардо да Винчи "Peccato di Sodomia".
7 июня, 1476 г. Вторичное анонимное обвинение того же содержания.
1477 г. Получает инженерный заказ от Лоренцо Медичи. Работает в саду на площади св. Марка.
1 января, 1478 г. Флорентийская Синьория делает заказ Леонардо да Винчи написать картину для капеллы св. Бернарда во дворце Синьории.
1480 г. Работает над "Поклонением волхвов" для церкви San Donate a Scopeto.
Изучение пропорций человека
МИЛАН
1483-1489 гг. Начата работа над проектом конной статуи Франческо Сфорца. Инженерные работы.
1483-1491 гг. Портрет Цецилии Галлерани.
23 апреля, 1490 г. Вторично начинает модель конной статуи Франческо Сфорца.
13 января, 1490 г. Праздник в честь бракосочетания Джиан Галеаццо и Изабеллы Арагонской. Беллинчиони и Леонардо да Винчи . "II Paradiso".
1492 г. Проводит предварительные исследования Мартезанского канала от Треццо до Милана. Живописные работы в залах дворца Людовико иль Моро. Сооружает купальный павильон для миланской герцогини в парке дворца.
1493 г. Бракосочетание императора германского Максимилиана с Бианкой Марией Сфорца. Выставка модели "Колосса".
1494 г. (Не раньше 20 октября, дня смерти Джиан Галеаццо). Письмо Амброджио де Предиса и Леонардо да Винчи к герцогу Людовико иль Моро по поводу спора с монахами S. Francesco Grande. "Мадонна в скалах".
Май, 1495 г. Людовико иль Моро провозглашен герцогом Миланским. Создает портреты Людовико иль Моро, Беатриче д'Эсте и их детей в монастыре delle Grazie, на фреске Монторфано.
1496 г. Работает над "Тайной вечерей".
2 января, 1497 г. Смерть Беатриче д'Эсте.
30 июня 1497 г. Герцог предлагает Леонардо окончить "Вечерю" (закончена к концу года).
1498 г. Работа над плафоном в зале "delle Asse".
1496-1499 гг. Пишет портрет Лукреции Кривелли.
26 апреля, 1499 г. получает виноградник, купленный для него Людовико иль Моро у монастыря Св. Виктора.
ФЛОРЕНЦИЯ
1500 г. Инженерные проекты. Портрет Джоконды.
27 марта-4 апреля, 1501 г. Переписка Изабеллы д'Эсте к Пиетро Новеллара относительно Леонардо. Художественные работы Леонардо.
РОМАНЬЯ
18 августа, 1502 г. Леонардо становится архитектором и генеральным инженеромЦезаря Борджиа. Путешествие по Романье.
ФЛОРЕНЦИЯ
1503-1505 гг. Служба в Синьории. Обсуждение вопроса о постановке "Давида" Микеланджело. "Битва при Ангиари".
24-27 мая, 1504 г. Новая переписка Леонардо с Изабеллой д'Эсте. .
9 июля, 1504 г. Смерть Пиеро да Винчи.
МИЛАН И ФЛОРЕНЦИЯ
18 августа, 1506 г. Переписка Шарля д'Амбуаза с флорентийской Синьорией по поводу Леонардо да Винчи .
19 августа, 1506 г. Письмо Гоффредо Карди того же содержания.
9 октября, 1506 г. Письмо Содерини к Гоффреду Карди по поводу Леонардо да Винчи .
1507 г. Смерть Франческо, дяди Леонардо. Хлопоты о наследстве.
27 апреля, 1507 г. Шарль д'Амбуаз восстановляет Леонардо в правах собственности на 16 пертиков виноградника, подаренного Людовико иль Моро.
Октябрь, 1507 г. Возвращение в Милан.
1509 г. Участие в Триумфальной встрече Людовика XII после битвы 14 мая.
1509-1511 г. Занятия анатомией с Марком Антонио делла Торре, в Павии. Поездка во Флоренцию для окончания судебного разбирательства с братьями по поводу наследства, полученного им от дяди.
11 февраля, 1511 г. Смерть Шарля д'Амбуаза.
24 сентября, 1513 г. Отъезд в Рим через Флоренцию.
РИМ, ПАВИЯ, БОЛОНЬЯ, ФРАНЦИЯ
9 января, 1515 г. Отъезд Леонардо в Павию. Встреча Франциска I.
8-15 декабря, 1515 г. Леонардо в Болонье.
17 мая, 1517 г. Леонардо в Амбуазе.
1 октября, 1517 г. Новые декораторские работы Леонардо да Винчи .
10 октября, 1517 г. Посещение кардинала Арагонского.
23 апреля, 1519 г. Духовное завещание.
3 мая, 1519 г. Смерть.
Предполагаемые останки Леонардо да Винчи , отрытые (1869) на месте старой капеллы св. Флора, были перенесены в часовню св. Губерта, в Шато Амбуаза, и положены под камнем, на котором начертаны следующие слова:
Sous cette Pierre
Reposent Des Ossements
Recueillis Dans Les
Pouilles De L'Ancienne
Chapelle Rojale D'Amboise
Parmi Lesquels On Suppose
Que se Trouve La Depouille
Mortelle De
Leonard De Vinci.
Ne En 1452.
Mort En 1519.
Слайд 5
Монна Лиза
Портрет Монны Лизы
– самая знаменитая работа Леонардо, как свидетельствует Вазари, был
начат второй приезд Леонардо во Флоренцию, где-то между 1503 и 1506 годами. По мнению художника, портрет так и не был завершен, мастер возвращался к нему и во французский период своего творчества.
Леонардо видит в портрете нечто большее, чем просто изображение жены неаполитанского купца. Об этом говорит сходство этого портрета с лицами в других работах художника: ангелами, святой Анной. Больше всего поражает в портрете едва уловимая, как бы скользящая улыбка Монны Лизы. Улыбка вероятно, была художника знаком внутренней жизни человека. В Монне Лизе она сочетается с сосредоточенным, проницательным взглядом. Улыбка влечет к себе, холодный взгляд отстраняет, это противопоставление сообщает портрету его небывалую сложность.
Полуфантастический пейзаж с голубовато-зелеными горами, извилистыми тропами окружает Джоконду мягкой воздушной средой в т.н. технике «сфумато». Он уводит куда-то вдаль и овеян дымкой недосказанности. Живописная техника портрета превосходна. Тончайшей лепкой лица художник достигает в портрете изумительной мягкости переходов, дает почувствовать вибрацию окружающей среды. Произведение Леонардо облечено в классическую ясную композицию. Полуфигура гармонично вписывается своими линиями и пропорциями в окружение. Своей композицией портрет Монны Лизы оказал влияние на многих мастеров портретной живописи
Слайд 6
Святой Иоанн Креститель
Картина
«Святой Иоанн Креститель» задумана художником в начале 1500-х годов,
о чем говорит набросок ангела с поднятой рукой в позе Иоанна, приколотый к листу, датируемому примерно 1504 годом (в Лувр поступила в 1661 году). Леонардо начал над ней работать во время своего второго пребывания в Милане и продолжил работу в Риме. Видимо, по мнению самого мастера, полотно так и не было закончено, работа над ним продолжалась даже в Амбуазе. С темного пространства картины светлым силуэтом на нас смотрит фигура юноши с поднятой рукой и прижатым к телу крестом. Мягко мерцающие в темноте струящиеся локоны обрамляют это прекрасное лицо с загадочно зовущей улыбкой и неподвижным взглядом обведенных темными тенями глаз. В чертах лица явно читается схожесть с Монной Лизой, придающая ему несколько двусмысленный характер. Фигура носит цветущие, чувственно трепещущие формы, и только крест, как бы растворенный в пространстве картины, говорит нам, что перед нами Иоанн Креститель.
Слайд 7
Тайная вечеря
Величайшее творение Леонардо
и одно из величайших произведений живописи всех времен –
дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур. Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, "Тайная вечеря" производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия. И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.
Слайд 8
Этюды голов апостолов к "Тайной вечере"
Этюды голов апостолов к "Тайной вечери" Леонардо сравнимы
по силе с его живописными полотнами. Святой наверху, возможно, апостол Петр, прорисован чернилами и пером поверх серебряного карандаша, остальные наброски сделаны красным мелом. Исполненный чувства страха и вины Иуда узнается сразу. Другой апостол, на лице которого печать гнева, иногда определяется как святой Матфей, иногда как святой Варфоломей. На верхнем рисунке справа, который многим кажется самым прекрасным и; созданных Леонардо, изображен святой Иаков Старший.
Разрабатывая композицию картины, Леонардо наверняка сделал множество эскизов, однако до наших дней сохранилось только два. Чрезвычайно интересен беглый и для Леонардо небрежный композиционный рисунок. Не имея возможности разместить все фигуры за столом из-за недостаточного размера бумажного листа, он нарисовал четырех апостол отдельно внизу. Его намерения прояснятся, если зритель мысленно поместит эту группу в верхнем ряду слева: там повторены плечо и рука одного из апостолов, изображенные внизу. В этом предварительном эскизе Леонардо сохранил стандартную композицию более ранних работ на ту же тему: Иуда сидит в одиночестве с ближайшей к зрителю стороны стола.
Портрет Жинервы де Бенси
Этот портрет- одна из ранних работ на светскую тему, о которой имеются документы, подтверждающие авторство Леонардо да Винчи.
Жинервы де Бенси вышла замуж в 17 лет 15-ого января 1474 за Луиджи Никколини, который был вдвое старше её. Портрет написан по этому случаю.
Молодая женщина, сидит перед кустарником можжевельника, который, кажется, окружает ее голову подобно венку и, несомненно, доминирует над портретом Жинервы. Интересная бледность не приём художника, а, по некоторым источникам, признак болезненной конституции.
Слово-"ginepro"(по-итальянски -можжевельник), никак не связано ни с фамилией женщины, ни с фамилией заказчика портрета. Можжевельник - больше чем декоративный соучастник. Подобно некоторым другим растениям, можжевельник был символ женского достоинства(в данном случае символ целомудрия новобрачной).
Портрет, показывая влияние Старых Голландских мастеров на стиль и технику исполнения природы, демонстрирует связь между женской красотой и достоинством.
Предполагается, что портрет был кем-то варварски укорочен в нижней части, где были руки.
Есть продолжение на обороте портрета, который, также является картиной.
На искусственном красном мраморе, мы видим лавр, можжевельник и ветви пальмы, связанные с друг другом гирляндой со словами VIRTUTEM FORMA DECORAT: "Красота украшает Достоинство".
Нежный силуэт лица, ветви пальмы (традиционный символ достоинства), красный мрамор, все подчеркивают связь между красотой, достоинством, целомудрием и верностью. Вечнозеленый лавр указывает на стремление Жиневры к поэзии, о котором известно из воспоминаний современников
Но есть версия что гирлянда с надписью, связаны с Бернардо Бембо, тогда Венецианским посолом в Флоренции, который заказал портрет невесты, и в гербе которого присутствовали ветви пальмы.
Слайд 10
Портрет Дамы с горностаем ( Сесилия Галлерани)
Сесилия, рожденная в 1473 или 1474г,
была красивой, знала латынь, интересовалась философией, понимала искусство, поэзию, прекрасно пела и играла на арфе. Отношения с Людовиком Сфорцо продолжались с 1489г до самой его женитьбы на Беатриче д'Эсте в 1491.
С одной стороны горностай - намек на фамилию Сесилии, 'Galleriani'- произносится похоже на греческое слово 'galee'(горностай).
С другой - это маленькое существо в Mилане, в то время, считался символом чистоты, достоинства и скромности, поскольку, согласно легенде, ненавидело грязь и ело только один раз в день.
С конца 1480-ых горностай мог также читаться как намек на Людовика Сфорцо, у которого в одном из гербов присутствовал горностай. Таким образом, Людовик, в форме символического животного, мягко дразнит и мягко ласкается в руках Сесилии.
Изображенный зверек не горностай, а фуро - искусственно выведенная порода. У них короткая белая шерсть, они легко становятся ручными и очень ласковы, поэтому богатые дамы любили держать этих дорогих и редких животных.
Слайд 11
Портрет Неизвестной (Ла Белл Феррониер)
Сесилия
Галлерани была первая любовница Людовико Сфорца, и Леонардо написал
ее в виде "Дамы с горностаем". Позже, её заменила Лукреция Кривелли, и она, как думают, является моделью этой картины.
Это может быть, или не быть работой Леонардо. Поза жестка, необычна для Леонардо, и женщина более полная, чем обычно - в его портретах. Но в пользу подлинности указывают тщательно написанные детали( ленты на ее плечах и шнуры вокруг шеи), которые напоминают стиль Леонардо.
Может быть, Леонардо был вынужден сделать традиционный портрет по прихоти заказчика. Другой возможный ответ - то, что это была объединенная работа, выполненная несколькими художниками в школе Леонардо под его руководством.
В девятнадцатом столетии этой работой очень восхищались и много раз копировали, хотя никому не удавалось передать прелестное выражение лица.
Слайд 12
Мадонна с гвоздикой
Мадонна
дель Гарофано, или дель Фьори("с гвоздикой" или "с цветкoм")
написана в ранний период творчества, когда ещё было сильно влияние работ учителя Верроккио и работ старых голландских мастеров, расценена, как первая независимая работа. Авторство подтверждено. Вазари отмечает деталь, поразившую его: «Графин с цветами, наполненный водой. Отпотевание воды на поверхности было изображено так, что она казалась живее живого». Изображение Мадонны и младенца Иисуса, ясно показывают преданность методам, принятым в мастерской Верроккио. Такие Мадонны, предназначенные для внутреннего использования и частного поклонения, были широко распространены в 15-ом столетии во Флоренции.
Помимо описания отношений любви Марии к младенцу, Леонардо также включает символы общепринятых элементов Христианской веры:
В неопытном жесте Святой Ребенок протягивает руки к красной гвоздике, символ Страсти Христа, указывающий на невинность младенца и намёк на будущее Распятие на кресте, ожидающее Спасителя. Хрустальная ваза с цветами - признак чистоты и девственности Марии.
В то же время, мотивы, типа гвоздики и кристаллической вазы, падение ткани на коленях Мадонны, с его интенсивной окраской, которые требуют большой навык со стороны художника, позволили Леонардо показать свой талант.
Слайд 13
Дева Мария в гроте
Мария, в темной синей одежды, сидит или стоит
на коленях, почти в центре группы. Она пристально и мягко смотрит на просящего Иоанна, правой рукой обнимая его за плечи, в то время как, ее левая рука поднята защищающе над Иисусом.
Ангел пристально глядит из картины с тихой улыбкой, устанавливая контакт со зрителем. Правой рукой, поскольку ангел - хранитель Иоанна, ангел указывает на него, а левой - он поддерживает младенца Иисуса, который смотрит на Иоанна, поднимая одну руку в благословении.
Таким образом группа связана взглядами и жестами, со зрителем. Кажется, что скалистое, каменное подножие на переднем плане резко опадает. Это сразу проясняет, что место - отдаленно и изолировано, и это подчеркнуто дикими скалами вокруг. В нескольких местах между скал видны вода и горы в тумане. Сияние фона, мерцание воды и растения смягчают неприветливую атмосферу скал. Этот эффект продолжен в свете.( слева, передний план)
Некоторые из этих элементов могут читаться как религиозные символы: вода и жемчуг и кристалл, которые используются, чтобы закрепить одежду Мэри, могут быть приняты, как символы ее чистоты. Формирования скалы могут также читаться, как символики Марии: чистый образ Матери Бога - как скала, не может превратиться ни в расселину созданную человеческой рукой, ни в неприветливые каменные глыбы, разрушенные естественными силами
Кроме того, скала, грот среди скал, означает убежище для младенца Иоанна и Христа.
Слайд 14
Дева Мария в гроте (вторая версия)
Мастерский замысел и исполнение картины, конечно не
дают никакого намека на надоедливые юридические споры об оплате, вскоре после того, как работа была закончена. Художники угрожали продать работу богатому любителю, который предложил им больше, чем Братство хотело оплатить.
Вероятно, этот спор привёл к созданию второй версии. Первая версия была, вероятно, быстро приобретена любителем картин, возможно Людовиком Сфорцo, который передал тогда картину Императору Максимилиану или Королю Франции. Хотя обе версии имеют один замысел, вторая версия не является точной копией первой.
Слайд 15
Леда и Лебедь(копия Цезаря да Сато)
Письменные источники сообщают, что оригинал картины утерян, сожжен
во время инквизиции. Однако, сохранились эскизы Леонардо да Винчи и множество копий.
Леда — дочь Фестия, царя Этолии, сестра Алтеи, супруга царя Спарты Тиндарея, от которого имела дочерей Клитемнестру, Тимандру, Филоною и сына Кастора. Согласно каноническому мифу Зевс, плененный красотой Леды, явился к ней в образе лебедя, когда она купалась в реке Эврот и от этого союза у Леды родились Полидевк и Елена (одновременно с Кастором и Клитемнестрой).
Лебедь (Зевс) стоит, вытянув шею и держа молодую женщину одним крылом . Леда отворачивается от возлюбленного. Глаза ее опущены, обеими руками она обнимает лебедя. Вид женского нагого тела, ее поза и поразительная пластичность ее округленных форм, напоминают о классических статуях Венеры и, поэтому, любви. И на эскизах Леонардо, и в копиях мы видим многочисленные камыши. При созревании семена далеко рассеиваются и на землю, и в воду, и камыши активно разрастаются. Это символ размножения в природе.
Слайд 16
Леда и Лебедь (копия неизвестного автора)
Эта известная картина в течение трехсот лет (до
1893) считалась копией, работой неизвестного художника XIV в. сьенской школы (Сиенская школа - одна из школ живописи в Италии, сложившаяся в 13 в.)
Недавние исследователи завещания думают, что это может быть незаконченный вариант, который был в доме Леонардо во время его смерти (1519), и завещанный его ученику, Салаи. Рентген показал, что под фигурами двух детей, имеются изображения четырех детей Леды(как в первой копии)
Леда, в изящной позе изгиба, ее волосы, выбившиеся из кос, просторный речной пейзаж, скорее всего, была задумана Леонардо, но выполнялась его учениками или позже, другими художниками
Слайд 17
Эскиз головы Леды
Умело
заплетенные волосы - вероятно прическа, изобретенная Леонардо.
Эскиз головы
и прически Леды показывает голову и шею, посредством штриховок по линиям формы. Леонардо использует эту технику после 1500г. Прежде, он, в основном, использовал параллельные штриховки.
Слайд 18
Цыганский барон, уродливое лицо
Цыганский барон по имени Скарамуччья, который, по всей вероятности,
здесь изображен, - одна из многих моделей, вольных или невольных, изображения которых заполняют страницы записных книжек Леонардо. Уродливые лица особенно привлекали его: он изображал их не карикатурно, безо всякой иронии. Для него они представляли собой как бы оборотную сторону красоты, достойную такого же внимания, как и она сама
О красоте и безобразии.
Красота и безобразие кажутся более могущественными рядом друг с другом.
Слайд 20
Битва под Ангари
Питер
Пауль Рубенс копия пропавшей картины "Битва под Ангиари", по
эскизам Леонардо "Битва за знамя". 1605г.
Профиль кричащего человека, эскиз к "Битве при Ангари", 1503
Слайд 21
Старик наблюдающий за движением воды
Слайд 22
Изобретения
Прикладная механика Леонардо,
возможно, более, чем другие его научные и технические достижения,
вызывает интерес и восхищение привычного к машинам XX века. Многие его изображения, такие, например, как цепная передача, понятны с первого взгляда. При некоторой настойчивости современный механик может создать по его чертежу действующую модель рессорной колесницы и маховика. Колесница приводится в движение двумя зубчатыми колесами, которые работают попеременно: пока одно в работе, оператор заводит с помощью рукояти другое и таким образом обеспечивает беспрерывное движение. Маховик в принципе очень похож на тот, который сегодня используется в ткацких станках. Он имеет добавочную деталь в форме грудной кости птиц; изобретательность Леонардо заставила этот маховик не только вращаться, но и двигаться взад-вперед, что обеспечивает ровное наматывание нити на катушку.
Слайд 23
Изобретения
Этот спасательный круг, придуманный
Леонардо, был действительно необходимым изобретением. Какой материал Леонардо намеревался
использовать, неизвестно, однако двойник его изобретения позже стал традиционной принадлежностью корабле! и приобрел вид коркового круга, покрытого парусиной
Башмаки для хождения по воде, нарисованные Леонардо, очевидно, не вышли за рамки эскиза, но не вызывает сомнений, что они после некоторой модификации могли бы с успехом использоваться. Башмаки для хождения по воде и балансировочные палки к ним в наше время выпускаются промышленностью, однако скорее ради забавы.
Слайд 24
Изобретения
До Леонардо системы
для работы под водой уже имелись. То были колокола.
В одном из таких колоколов опускался на морское дно Александр Македонский. Леонардо да Винчи изобрел кожаный скафандр. Система труб, позволяла находиться под водой неограниченное время и трубы были защищены поддерживающим плавающим устройством.
Леонардо предусмотрел для водолаза в скафандре трубку для дыхания. Трубка соединяется с поверхностью моря посредством гибкого шланга трубки, заканчивающегося в плавающим ныряющем колоколом. Материал для изготовления -трубы тростника с кожаными соединениями.
Слайд 25
Изобретения
Когда у человека есть шатер из прокрахмаленного
полотна, шириною в 12 локтей и вышиною в 12,
он сможет бросаться с любой большой высоты без опасности для себя.
Британский парашютист доказал, что один из титанов Возрождения - Леонардо да
Винчи - был изобретателем первого действующего парашюта. Адриан Николас
использовал приспособление, построенное по эскизу, который он обнаружил в
записной книжке Леонардо 1485 года. Эскиз представляет собой фигуру в форме
пирамиды, покрытую льном. Николас, находясь в Южной Африке, испробовал
самодельный парашют для того, чтобы спуститься с высоты трех тысяч метров с
воздушного шара. Аэродинамики, между тем, говорили, что он никогда не сможет
этого сделать, сообщает ВВС.
Слайд 26
Конная Статуя
Многие исследователи сомневались
в том, были ли у Леонардо детальные планы реализации
замысла отливки колоссальной конной статуи Франческе Сфорца. Но в 1505 году в Мадридской национальной библиотеке было обнаружено семьсот страниц записных книжек, считавшихся давно утерянными. В них находились, в частности, и эти эскизы: конструкция для поддержания тяжелой литейной формы туловища коня, показанная в разрезе; конструкция для поворачивания формы на бок, подготовленная для заливки расплавленной бронзы.
Из-за громадных размеров конной статуи Франческо Сфорца - в завершенном виде она была бы высотой около 8 метров, - Леонардо решил отливать ее частями. Перед нами эскиз замысловатого каркаса из железных полос. Его назначение - укрепить литейную форму для головы и шеи лошади. Среди записей Леонардо, датированных 20 декабря 1490 года, есть одна, свидетельствующая, что он готов приступить к литью. К сожалению, у его покровителя были другие виды на бронзу. Конная статуя так никогда и не была отлита.
Слайд 27
Вопросы и задания для самопроверки
1.Что означает слово «винчи»?
а) городок Винчи в Италии в горах Тосканы, где
15 апреля 1452 года родился Леонардо;
б) отец Леонардо – Пьеро да Винчи;
в) «винчи» - ива
2. Почему, по мнению Леонардо да Винчи, для рисования людей необходимо знать внутреннее устройство человека?
3. Как на картине «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи выделил Иуду?
4. Какую технику привнес Леонардо да Винчи в живопись?
5. В каком портрете Леонардо да Винчи ощущается влияние старых голландских мастеров?
6. Какая картина Леонардо да Винчи была сожжена?
7. Какая работа Леонардо да Винчи является наиболее известной?
Слайд 28
Ответы на вопросы и задания
а)
Необходимо знать внутренне строение,
так как они служат причинами внешней формы.
Предатель сидит вместе
с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты.
«Сфумато».
Портрет Жинервы де Бенси.
Леда и Лебедь.
Мона Лиза.
Слайд 30
Какая из картин относится к раннему периоду творчества?
Слайд 31
Какой портрет является двусторонним?
Портрет Дамы с горностаем
Портрет Жинервы
де Бенси
Портрет Неизвестной
Слайд 32
Темы самостоятельных проектов
Красота и безобразие кажутся более могущественными
рядом друг с другом.
Прикладная механика Леонардо да Винчи
Загадочная полуулыбка
Моны Лизы
Неизмеримый вклад Леонардо да Винчи в науку
«Тайная Вечеря» кисти Леонардо да Винчи
«Сфумато» Леонардо да Винчи
Оборотная сторона картины (портрет Жинервы де Бенси)
Образ Мадонны в творчестве Леонардо да Винчи
Слайд 33
Какой портрет является двусторонним?
НЕВЕРНО!
Слайд 34
Какой портрет является двусторонним?
ВЕРНО!