Слайд 2
Классицизм
Согласно его принципам, художественное произведение является плодом
разума и логики, которые побеждают хаос и текучесть жизни,
воспринимаемой чувствами. Классицизм выдвинул иные этические нормы: герои произведений подчиняют личные интересы - общественным, страсти – долгу и разуму. Яркими представителями этого направления являются И.Гете (трагедия «Фауст»), И.Шиллер (трагедия «Мария Стюарт»).
Слайд 3
Романтизм
Идейно-художественное направление, развивавшееся во всех странах Европы на
рубеже XVIII - XIX вв. Получил отражение в различных
областях науки, литературы и искусства, наивысшего расцвета достиг в 20-30 гг. XIX столетия. Это направление противопоставило реальному миру с его бездуховностью, утилитарностью, расчетливостью – подлинно-ценностный мир.
Слайд 4
Бегство от низменности реального мира выступило в трех
пространственных формах:
Уход в природу - критика городского образа жизни,
идеализация сельской жизни, описание экзотических стран (Л.Толстой «Анна Каренина», «Война и мир»).
Слайд 5
Уход в иное время – в средневековье (В.Скотт
и его рыцарские романы; оперы Вагнера).
Слайд 6
Уход в собственный внутренний мир (сказки Гоффмана, портреты
Делакруа).
Романтизм начинает распространяться в культуре соседних стран. Так, в
Испании можно отметить яркое творчество живописца-романтика Франциско Гойя, в Англии – это незабываемая поэзия Джорджа Байрона. В музыкальном искусстве - произведения Роберта Шумана, Гектора Берлиоза, Вагнера, Ференца Листа, Федерика Шопена.
Слайд 7
Реализм
утверждается и становится господствующим направлением в европейской
культуре в 30-40 гг. XIX в. В отличие от
романтизма, реализм призван объективно отражать действительность средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели и художники обличали пороки – стяжательство, социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. Реализм интересует жизнь сердца, души и разума в нормальном, естественном состоянии; ему свойственны идеи гуманизма и общественной справедливости.
Слайд 8
В конце XIX в. появляются новые направления в
искусстве, преодолевшего салонный академизм в живописи, музыке, архитектуре и
скульптуре, это символизм, импрессионизм, постимпрессионизм.
Слайд 9
Символизм
Представители этого направления П.Верлен, А.Рембо, М.Метерлинк и
др. сосредоточили свое внимание на художественном выражении посредством символов
«вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека. Они стремились с помощью символов прорваться сквозь видимую реальность к «скрытым реальностям», вневременной идеальной сущности мира, его «нетленной красоте». Своим искусством они выражали тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов, недоверие к вековым культурным и духовным ценностям.
Слайд 10
Импрессионизм
К.Моне, О.Ренуар, Э.Дега и др. объединились для борьбы
за обновление искусства и преодоление салонного академизма. Свежесть, разнообразие
красок, зыбкость очертаний отличает художников этого направления. Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на скульптуру – О.Роден; и музыкальное творчество – К. Дебюсси, М.Равель.
Слайд 11
Постимпрессионизм
Художники Сезанн, Ван Гог, Гоген относятся к
этому направлению. Чистые тона и световые контрасты, устойчивые композиционные
построения, богатая пластика, логика структуры, органическое единство форм характерны для их творчества.
Появляется новый стиль в архитектуре – промышленный (Эйфелева башня в Париже в 1889 г., здание лондонского Парламента), строятся вокзалы, мосты, фабрики.