Слайд 2
В 13 лет убежал из дома, жил случайными
заработками, плавал юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным
декораторам. В 1902 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение».
Слайд 3
Творческий путь
В 1905–1910 занимался в Пензенском художественном училище.
Завязал
связи с М.Ф.Ларионовым, Д.Д.Бурлюком, В.В.Хлебниковым и другими авангардистами, участвовал
в выставках «Мира искусства» и «Союза молодежи», а также в выставках «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1912 устроил в Москве свою собственную мастерскую-школу. Побывал в Германии и Франции (1914), посетил студию П.Пикассо в Париже.
Слайд 4
В ранней живописи Татлина аналитически выделяются крупные, ритмически
соподчиненные плоскости (Матрос (Автопортрет), 1911, Русский музей, Петербург). В
своей сценографии, совмещая черты модерна и футуризма, он экспрессивно воплощает всеобщий, «мировой» ритм (оформление «народной драмы» Царь Максемьян в московском «Литературно-художественном кружке», 1911; циклы эскизов к неосуществленным оперным спектаклям – Жизнь за царя М.И.Глинки, 1913, и Летучий голландец Р.Вагнера, 1915).
Слайд 5
«Живописный рельеф» «контррельеф»
в 1914 он изобретает новую
разновидность искусства – «живописный рельеф» или «контррельеф» (среди сохранившихся
работ такого рода – композиция из цинка, палисандра и ели, 1916; Третьяковская галерея, Москва); искусство здесь, прервав процесс пассивного отражения натуры, само выходит (буквально «выпирает») в мир, превратившись в конструирование реальных трехмерных вещей.
Слайд 6
Модель памятника III Интернационала. 1919-20.
Реконструкция 1979. Дерево, железо,
стекло
Татлин в 1918–1919 руководил московским отделом ИЗО (Коллегия по
делам изобразительных искусств) Наркомпроса. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям), задуманное как гигантский комплекс вращающихся с разной скоростью цилиндров, объединенных вокруг общей наклонной оси.
Слайд 7
Модель памятника III Интернационала (1919-20).
Слайд 8
Преподаёт
В постреволюционные годы Татлин активно занимался преподаванием: в
московских Высших художественно-технических мастерских – Высшем художественно-техническом институте (Вхутемас
– Вхутеин) и в Киевском художественном институте (1918–1930). В процессе его педагогической деятельности закладывались основы «производственного искусства», призванного, как это было изначально задано в контррельефах, создавать не образы вещей, а сами вещи, формирующие новый быт (имея в виду эту цель, он сам создает лаконично-функциональные модели прозодежды, утвари и мебели, 1923–1924).
Слайд 9
«Воздушный велосипед»
В 1930-х Татлин использует в качестве
мастерской звонницу Новодевичьего монастыря в Москве. Там, в чистом
высоком пространстве, с учениками, он строит окончательные модели летательного аппарата. Этот «воздушный велосипед» представлял собой каркас из гнутого дерева, обтянутый шелком. Его конструкция была результатом исследования теории полета и скелетов птиц.
Слайд 10
«Летатлин»
Летатлин» - это своеобразный контррельеф, Модели, сооруженные в
мастерской, казалось, могли парить сами по себе, словно им
не требовался подвес. Испытания «Летатлина» так и не состоялись. Он был выведен на летное поле, но одна из моделей сломалась на земле. На многих персональных выставках художника аппарат парил под потолком. Один из авторских экземпляров сохранился до наших дней.
Слайд 11
Летатлин (махолет). 1932. Дерево, металл, китовый ус.
Слайд 12
Эскиз костюма к "Летучему голландцу". 1915-1917
Слайд 15
Эскиз декорации к опере М.Глинки "Жизнь за царя".
Слайд 16
В.Е.Татлин
В 1930—1940х годах Татлин был вынужден работать как
книжный художник и сценограф.