Слайд 2
Цель
Показать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира
человека и окружающей жизни, способность музыки описать, нарисовать, выразить
и передать состояние человека.
Слайд 3
знакомство с творчеством великого русского композитора П. И.
Чайковского;
обогащение опыта слушания музыки, формирование духовной культуры детей
средствами музыкального искусства;
развитие представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях;
воспитывать слушателя, художественно – эстетический вкус, прививать любовь к прекрасному, к русской музыке;
формирование музыкального вкуса.
Задачи
Слайд 4
Содержание урока
Дидактический материал
Методическое описание урока
Информационные ресурсы
Структура УМК
Слайд 6
Петр Ильич Чайковский
Биография
Петр
Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком
городе-заводе на Урале.
(Ныне этот городок расположен в Удмуртии).
Там отец композитора служил директором Горного завода.
Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты.
Слайд 8
ПУТЬ К МАСТЕРСТВУ
(1866-1878)
В
1866 году Чайковский переехал в Москву.
Его пригласил Николай Григорьевич Рубинштейн преподавать в то время только что открывшуюся Московскую консерваторию.
Слайд 9
Чайковский и члены династии Романовых
Будучи известным композитором, П.И.Чайковский имел знакомства с некоторыми представителями царствующего дома Романовых.
Получал приглашения на различные празднества и торжества, заказы на музыкальные сочинения в связи с теми или иными событиями.
Слайд 10
Фортепианная музыка
Значение фортепианной музыки Чайковского велико.
Эпоха, в
которую жил и творил
композитор, была ознаменована
расцветом домашнего музицирования.
Слайд 11
Времена года
П.И. Чайковского
«Времена года»
Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник композитора, запечатлевший дорогие
его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы.
«Времена года» – это цикл из 12 характеристических картин для фортепиано.
Чайковский раскрыл в музыке русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
Слайд 12
Фортепианный цикл
«Времена года»
Осень
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Зима
Декабрь
Январь
Февраль
Весна
Март
Апрель
Май
Слайд 13
"У камелька". Январь
"И мирной неги уголок
Ночь сумраком
одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."
А.С. Пушкин
Слайд 14
Общая характеристика
произведения «У камелька»
Камелек - это специфически
русское название камина в дворянском доме или какого-либо очага в крестьянском жилище.
В долгие зимние вечера у очага (камина) собиралась вся семья. В крестьянских избах плели кружева, пряли и ткали, при этом пели песни, грустные и лирические.
В дворянских семьях у камина музицировали, читали вслух, беседовали.
Слайд 15
Музыкальная характеристика
произведения «У камелька»
Пьеса "У камелька" рисует картинку с
элегически - мечтательным настроением.
Первый раздел ее построен на выразительной теме, напоминающей интонации человеческого голоса. Это как бы коротенькие фразы, произносимые медленно, с расстановкой, в состоянии глубокой задумчивости.
Средний раздел более оживленный по характеру, но также строится на коротком мотиве с переливами пассажей, напоминающих звучание арфы.
Третий раздел, повторяющий первый с дополнением, заключающим всю пьесу с своеобразным затиханием мелодии и переливов арфы. Музыка как бы истаивает и картинка исчезает…
Слайд 19
"Масленица". Февраль
«Скоро масленицы бойкой
Закипит широкий пир"
П.А.Вяземский
Слайд 20
Общая характеристика
произведения «Масленица»
Масленица или масленая неделя - праздничная неделя перед
Великим постом.
Масленицу чествуют веселыми гуляниями, разудалыми играми, катанием на лошадях, разными потехами.
В домах пекут блины, специфическое языческое блюдо, которое из глубины веков прочно вошло в русскую жизнь.
В этом празднике сочетались черты языческих проводов зимы и встречи весны и христианского обряда перед началом Великого поста, предшествующего великому празднику Пасхи, Воскресения Христова.
Слайд 21
Музыкальная характеристика
произведения «Масленица»
"Масленица" - это картина народного гуляния, где живописные
моменты сочетаются с звукоподражанием музыке гуляющей толпы, озорным звучаниям народных инструментов.
Вся пьеса состоит как бы из калейдоскопа маленьких картинок, сменяющих одна другую, с постоянным возвращением первой темы.
С помощью угловатых ритмических фигур Чайковский создает картину с шумными и радостными возгласами толпы, притопыванием пляшущих ряженых. Взрывы смеха и таинственный шепот сливаются в одну яркую и пеструю картину празднества.
Слайд 25
"Песня жаворонка" Март
"Поле зыблется цветами,
В небе льются света
волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны"
А.Н. Майков
Слайд 26
Общая характеристика
произведения «Жаворонка"
Жаворонок - полевая птица, которую
в России чтут как весеннюю певчую птичку.
Ее пение
традиционно связывается с приходом весны,
пробуждением от зимней спячки всей природы.
Слайд 27
Музыкальная характеристика произведения «Жаворонок"
В основе всей музыки
лежат две темы:
Первая тема напевная лирическая мелодия со
скромным аккордовым сопровождением.
Вторая, родственная ей, но с большими взлетами и широким дыханием.
Обе темы имеют элементы, которые напоминают трели весенней песни жаворонка. Первая тема создает своеобразное обрамление более развернутой второй теме.
Заключают пьесу затихающие трели жаворонка.
Слайд 28
"Подснежник". Апрель
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О
горе былом
И первые грезы
О счастье ином..."
А.Н.Майков
- так называются растения, которые появляются сразу после схода
зимнего снега.
Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега.
Общая характеристика
произведения "Подснежник"
Слайд 30
Музыкальная характеристика произведения "Подснежник"
Пьеса "Подснежник" построена на вальсообразном
ритме, вся проникнута порывом, взлетом эмоций.
В пьесе три
раздела.
Первый и третий повторяют друг друга.
Но в среднем разделе нет яркого образного контраста, скорее, здесь некоторая смена настроений, оттенков одного и того же чувства.
Эмоциональный порыв сохраняется до самого конца произведения.
Слайд 33
"Белые ночи". Май
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю,
родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и
снега
Как свеж и чист твой вылетает май!«
А.А.Фет
Слайд 34
Общая характеристика
произведения «Белые ночи»
Белые ночи - так называются ночи
в мае на севере России, когда ночью так же светло, как и днем.
Белые ночи в Петербурге, столице России, всегда отмечались романтическими ночными гуляниями и пением.
Образ белых ночей Петербурга запечатлен в полотнах русских художников
и стихах русских поэтов.
Слайд 35
Музыкальная характеристика произведения «Белые ночи»
Пьеса состоит из
двух больших разделов, вступления и заключения, которые неизменны и
создают обрамление всей пьесы.
Вступление и заключение - это музыкальный пейзаж, образ белых ночей.
Первый раздел строится на коротких мелодиях - вздохах. Они словно напоминают о тишине белой ночи на петербургских улицах, об одиночестве, о мечтах о счастье.
Второй раздел по настроению порывистый и даже страстный.
После него идет постепенный переход к заключению всей пьесы. Все успокаивается, и вновь перед слушателем картина северной, белой, светлой ночи.
Слайд 39
"Баркарола". Июнь
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут
лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев
Слайд 40
Общая характеристика
произведения «Баркарола"
Барка - это итальянское слово, означает лодка.
Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца.
Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели.
“Баркарола” - один петербургский музыкальный пейзаж в цикле Чайковского “Времена года”
широкая песенная мелодия в первой части пьесы. Она как
бы “раскачивается” на волнах сопровождения, напоминает гитарные переливы.
В середине настроение музыки меняется и становится более радостным и беззаботным. Но затем все успокаивается и снова льется мечтательная мелодия.
Пьеса заканчивается постепенным замиранием всей музыки - словно лодка удаляется, а вместе с нею удаляются и исчезают голоса и всплески волн.
Музыкальная характеристика
произведения «Баркарола»
Слайд 47
"Песнь косаря". Июль
"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в
лицо,
Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов
Слайд 48
Общая характеристика
произведения «Песнь косаря"
Косари – это мужчины,
которые рано-рано утром выходили в поле косить траву.
Равномерные взмахи рук и кос, как правило, совпадали с ритмом трудовых песен, которые пели во время работы.
Эти песни существовали на Руси с древнейших времен. Пели во время кошения трав дружно, весело.
Косьба - очень популярный в русском искусстве сюжет. Его воспевали многие русские поэты, запечатлевали в красках русские художники. А песен в народе было сложено великое множество.
Слайд 49
Музыкальная характеристика
произведения «Песнь косаря»
Основная мелодия содержит
интонации, напоминающие народные песни.
В пьесе три больших раздела. Они родственны друг другу по характеру.
Первая и третья части – это песня косаря, крестьянина, который весело и энергично косит луг и поет во весь голос широкую и, вместе с тем, ритмически четкую песню.
В среднем эпизоде, в более быстром движении мелькающих аккордов сопровождения, можно услышать сходство со звучаниями русских народных инструментов.
В заключении вновь звучит песня, словно после небольшого перерыва крестьянин с новыми силами принялся за работу.
Слайд 50
"Жатва". Август
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны
частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрепит музыка."
А.В.Кольцов
Слайд 51
Общая характеристика
произведения «Жатва"
Жатва - это сбор с поля созревших
хлебов.
Жатвенная пора в жизни русского крестьянина - важнейшая пора. Работали в поле семьями, как говорится, от зари до зари. При этом много пели.
“Жатва” - это большая народная сцена из крестьянской жизни.
Слайд 52
Музыкальная характеристика
произведения «Жатва»
Жатва” -
это развернутое скерцо для фортепиано, рисующее яркую картину из быта русского земледельца. В ней оживление, подъем, характерный для большой совместной работы крестьян.
В средней части картина яркой народной сцены меняется на лирический деревенский пейзаж, характерный для среднерусской природы, на котором и разворачивается сцена жатвы.
Слайд 53
"Охота". Сентябрь
«Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем
свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин
Слайд 54
Общая характеристика
произведения «Охота»
Охота - очень характерная деталь русского быта
XIX века.
Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак.
Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.
Слайд 62
"Осенняя песнь". Октябрь
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья
желтые по ветру летят..."
Слайд 63
Общая характеристика
произведения «Осенняя песнь»
Осень - это
унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему
лету как символу жизни.
Умирание в природе в канун зимы - это одна из самых трагичных и печальных страниц осенней жизни.
“Осенняя песнь” занимает в цикле особое место. По своему трагическому колориту она является его содержательным центром, итогом всего повествования о русской жизни и жизни русской природы.
Слайд 64
Музыкальная характеристика произведения «Осенняя песнь»
В мелодии преобладают
грустные интонации - вздохи.
В средней части возникает некоторый
подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда на жизнь, попытка сохранить себя.
Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает к начальным печальным “вздохам”, и уже к совершенно безнадежному полному умиранию.
Заключительные фразы пьесы с авторской пометкой “morendo”, что означает, “замирая”, как бы не оставляют никакой надежды на возрождение, на появление новой жизни.
Слайд 70
"На тройке". Ноябрь
"Не гляди же с тоской на
дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце
тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А. Некрасов
Слайд 71
Общая характеристика
произведения «На тройке»
Тройка - так называют в России
коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.
В России любили быструю езду на тройках, об этом сложено немало народных песен.
Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни.
Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье.
“Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский.
Слайд 72
Музыкальная характеристика
произведения «На тройке»
Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей
привольную русскую народную песню.
Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий во второй части.
Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение в третьей части.
В заключении вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.
Слайд 77
"Святки". Декабрь
«Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв
с ноги бросали."
В.А. Жуковский
Слайд 78
Общая характеристика
произведения «Святки»
Святки - время от Рождества до Крещенья. Праздник,
в котором сочетались элементы обряда христианского с древними, языческими.
На святки ходили ряженые из дома в дом, девушки гадали о своей будущей судьбе. В семьях царило праздничное веселье.
Ряженые, одетые не по обычаю, а ради шутки, ходили на святках из дома в дом, пели святочные песни, водили хороводы. В домах их угощали, одаривали подарками.
Слайд 79
Музыкальная характеристика
произведения «Святки»
Заключительная пьеса цикла - “Святки” - имеет в рукописи
композитора подзаголовок “Вальс”.
Основная мелодия пьесы выдержана в стиле бытовой музыки, фрагменты которой чередуются с эпизодами вальса.
А завершается пьеса, и, вместе с ней весь цикл безмятежном вальсом, домашним праздником вокруг красивой Рождественской елки.