Слайд 2
“ Музыка заключается и существует в единстве и
соотношении творчества, исполнительства и слушательства через восприятие”.
Б.В.Асафьев
Слайд 3
ЦЕЛЬ И ЭТАПЫ РАБОТЫ:
Активизация процесса музыкально-
эстетического воспитания через творчество обучающегося.
1. Накопление впечатлений;
2. Спонтанное выражение
творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых напрвлениях;
3. Импровизации двигательные, речевые музыкальные, илюстративность в рисованиии;
4.Создание собственных композиций, являющихся отражением какого — нибудь художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного, пластического
Слайд 4
ЗАДАЧИ:
Воспитание нравственно-эстетической отзывчивости, эмоциональной культуры учащихся, развитие фантазии,
воображения при восприятии художественных произведений в их диалектической взаимосвязи
с окружающим миром;
Выявление художественно-творческих устремлений на основе проблемных, поисковых методов обучения: беседы игоровой импровизации, диалога, наблюдения, сравнения, а так же знаний соответствующего типа.
Слайд 5
ПРИНЦИПЫ МЕТОДА ХУДОЖЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДРАМАТУРГИИ:
Художественное название урока, основанное на
его содержании.
Эпиграф, являющийся нравственным содержанием урока.
Композиция урока логический ряд
изложения материала в развитии ( вступление — экспозиция — разработка — кульминация — реприза - последействие)
Слайд 6
Уроки музыки у младших школьников
Различные виды игр:
- развивающие;
-
обучающие;
- закрепляющие определенные умения и навыки
- сюжетно-ролевые
- творческие
Слайд 7
Уроки музыки в среднем звене
Уроки дают ученикам возможность
развивать воображение,
формируют художественную интуицию,
высказывать
своё собственное мнение.
Слайд 8
Психо-физиологические составляющие процесса развития
творческих способностей
Цельность восприятия;
Гибкость мышления;
Оригинальность
мышления;
Готовность памяти: объем, надежность;
Легкость генерирования;
Установление причинно-следственных связей;
Интуиция;
Способность к открытию;
Способность
к рефлексии;
Воображение или фантазия.
Слайд 9
Цельность восприятия
Ведущая задача – умение слушать, целостно анализировать
музыкальное произведение.
"Творческая мастерская". Учащиеся разбиваются на 3 группы: художники,
поэты, танцоры. Дается установка на воспроизведение художественного образа услышанного произведения согласно своему виду деятельности.
“Театр песни” - разучиваемая песня или прослушанное произведение театрализуется.
“Диаграмма Венна” - показывает все возможные отношения между множествами или событиями из некоторого семейства
Слайд 10
Гибкость мышления
Ролевая игра "Я – сочинитель". Составить ритмический
рисунок и сочинить к нему текст, сочинение музыкальных сказок.
"Литературно-музыкальная
палитра".
1. Прослушать произведение (обязательно 2 контрастные части);
2. Назвать слова-оттенки к понятию "грусть" и "торжество".
3. Напротив каждого слова нарисовать кружок определенного цвета.
Слайд 11
Оригинальность мышления
"Перевод музыки на язык другого вида искусства"
(на язык красок или движений);
"Экспрессивное выражение внутреннего эмоционального состояния"
(вокализируя мелодию, учащиеся показывают ее направление жестом)
- “Пальчиковые игры” игры для развития моторики младшего школьника. Существует прямая связь между развитием мелкой моторики и развитием мышления ребенка. Чем более ловкие пальчики - тем более гибкий ум.
- “Художественное чтение”(выразительное чтение стихов детских поэтов, а так же текстов разучиваемых песен)
Слайд 12
Готовность памяти
"Определение автора". (На уроке, где звучит музыка
например - Чайковского, учащиеся припоминают известные им произведения этого
композитора, а в случае разучивания народной песни пропеть ранее изучавшиеся народные песни ).
"Ассоциативный ряд" (выяснить, о музыке какого композитора пойдет речь: старинный – зарубежный – композитор – философ – органист – полифонист (И.С. Бах))
Слайд 13
Легкость генерирования идей
"Мозговой штурм"
“Синквейн” –
это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на
уроке. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк»
Является мощным инструментом творческого решения проблем. Данный метод помогает порождать новые продуктивные идеи и создавать эффективные решения.
Слайд 14
Сближение понятий
"Логическая цепочка". Между любыми двумя понятиями (словами)
установить ассоциативный переход в 4-5 этапов: современность – жизнь;
жизнь – красота; красота – музыка.
"Найди пропущенное слово". Романс – это ... и музыка (литература).
- "Ассоциативные гроздья" - стратегия обучения, которая побуждает учащихся свободно думать и открыто высказываться на определенную тему, направленная на стимулирование мышления о связи между отдельными понятиями.К исходному слову подобрать ассоциативные значения.
Слайд 15
Способность предвидения
или интуиция
"Творческое комбинирование"
Человек моделирует мысленно
цепь событий, объединенных связью. При этом он использует прошлый
опыт, таким путем предугадывается заключительное звено моделируемой цепи событий. Сюда же можно отнести “Литературное рондо”( один из предложенных литературных отрывков выбиратеся рефреном, а остальные эпизодами. Зачитывается полученная комбинация.
Слайд 16
Способность к открытию
"Поиск художественной ассоциации"
(Подбор к прослушанному музыкальному
произведению произведений изобразительного искусства или отрывков из литературы )
"Выявление
парадокса"
Ситуация "Я - психолог". Через прослушивание произведения композитора рассказать о нем, которого никогда не видели и не знали.
Слайд 17
Способность к рефлексии
"Самостоятельное оценивание"
Этот прием используется как при
самооценивании, так и оценивании одноклассников.
“Крестики – нолики”- итоговый урок
в форме известной детской игры. Формируются две команды, которые поочередно выбирая свой сектор должны зачеркнуть сплошную линию.
Слайд 18
Способность к рефлексии.
- “Угадай, мелодию!” для младших школьников,
а для старших “Музыкальная викторина”
-Игра “Микрофон” используется для подведения
промежуточных итогов или итогов всего урока.
Слайд 19
Воображение или фантазия
"Импровизация отдельных средств музыкальной выразительности"
Этот
прием рекомендуется для овладения композиционными средствами музыкальной выразительности (форма,
ритмический рисунок, лад, мелодия, динамика, темп, оперируя знаниями с целью создания новых вариантов и комбинаций).