Слайд 2
Авторская (иначе — «бардовская», «поэтическая») песня — современный
жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х
гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.
Слайд 3
Кто такие барды?
Бард — певец. Конкретное значение меняется
в зависимости от страны и эпохи. У кельтских народов
в древности бардами называли представителей одной из категорий друидов — историков и поэтов. В середине XV века слово бард из гэльского языка вошло в шотландский диалект английского в значении «бродячий музыкант» .
Слайд 4
«Я выбираю свободу быть просто
самим собой…»
А. Галич
Слайд 5
Александр Аркадьевич Галич родился 19 октября 1919 г.
Литературным творчеством начал заниматься очень рано.
С 1945 г. он
становится профессиональным драматургом: в СССР поставлено десять пьес Галича, среди них - "Вас вызывает Таймыр", "Будни и праздники", "Походный марш"... Однако лучшие его произведения этого жанра были запрещены. А.Галич много работал в кинематографии, принимая деятельное участие в создании фильмов "Верные друзья", «Дайте жалобную книгу", "Государственный преступник" и многих других.
Слайд 6
С начала 60-х годов А. Галич становится широко
известен как поэт-песенник..
Вместе с Андреем Сахаровым он вступает
в Комитет защиты прав человека. Новые песни в многочисленных магнитофонных копиях расходятся по всей стране. В силу особой популярности "бардовской песни" они становятся едва ли не опасней прозы Солженицына, Войновича, Шаламова. Давление нарастало. Галича пытаются лишить и той мизерной пенсии по инвалидности, на которую он вынужден был существовать в те годы.
Слайд 7
Впоследствии он говорил в одной из бесед: "Мне
все-таки уже было под пятьдесят. Я уже все видел.
Я уже был благополучным сценаристом, благополучным драматургом, благополучным советским холуем. И я понял, что я так больше не могу. Что я должен наконец-то заговорить в полный голос, заговорить правду".
Слайд 8
29 декабря 1971 года Союз Писателей исключает Галича
из своих рядов. "Среди выдвинутых обвинений было опубликование его
песен за границей, сотрудничество в Комитете прав человека, стремление широко распространять в Советском Союзе свою точку зрения."
С ним расторгаются уже заключенные ранее договоры, с вежливым отказом возвращаются уже казалось бы одобренные заявки- Вскоре Галич перестает быть членом Союза кинематографистов и Литфонда.
Слайд 9
В силу сложившихся обстоятельств и под давлением "компетентных
органов" поэт вынужден в 1974 году навсегда покинуть Родину.
Это сейчас мы знаем, что он уехал навсегда, сам-то Галич был совершенно уверен, что еще вернется и обязательно вернется обратно.
Слайд 10
Смерть Галича была неожиданна и нелепа. Он умер
15 декабря 1977 года от удара электрическим током в
тот момент, когда подсоединял антенну к только что купленной стереосистеме. Не выдержало сердце, перенесшее к этому времени уже три инфаркта. Похороны состоялись на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа близ Парижа (Франция).
Слайд 11
"Его песни пела вся страна, от безусого мальчишки
до старого пьяницы-шахтера, от городского подъезда до тюремной камеры...
Эти песни записывали, переписывали, пели... И пели все... А все - это значит много, много миллионов... Можно назвать это славой, но это больше, чем слава - это любовь".
В 1988 году по ходатайству дочери поэта оба творческих союза отменили решения об исключении А.А. Галича из своих рядов.
Слайд 13
Первые свои песни Володя писал для своих близких
друзей в жанре «городского романса». Они являлись отражением того
времени, ведь 40-50 годы – время сталинских репрессий, время войны и разрухи, голода и холода, нищеты, но всё-таки большой веры в настоящее и лучшее будущее.
Эти первые песни исполнялись в узком кругу друзей, вечером на кухне, но благодаря началу магнитофонной эры быстро вышли за его пределы и разлетелись по всей стране. Они и проложили дорогу тогда ещё молодому, но очень талантливому поэту.
Слайд 14
Следующий этап творчества В.С. Высоцкого наступает с момента
поступления в Московский театр драмы и комедии на Таганке
под руководством Юрия Любимова, где поэт проработал до самой смерти. Играя в театре, Высоцкий начинает писать песни для спектаклей, а так же для кинофильмов. Очень часто песни созданные им оказывались как бы на несколько размеров больше самого спектакля или фильма. И каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям, шли, будто бы минуя сцену и экран.
Слайд 15
Огромное значение в творчестве Владимира Высоцкого занимают песни,
написанные на тему о войне. Почему поэт, человек, который
по своему возрасту явно не мог принимать участие в войне, всё-таки пишет о ней, более того - не может не писать? Поэт считал, что пусть война давно закончилась, но в памяти народа должна остаться вечная память о погибших в боях за Отечество.
Слайд 16
На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы
и подарки. В своих письмах участники тех военных событий
спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Они принимали молодого парня, не принимавшего участия в боях за своего, за однополчанина. Для поэта это была самая большая награда. Высоцкого очень трогали эти письма, и он часто говорил: «Лучше получать письма, где тебя принимают за своего, однополчанина, чем письма, где тебя считают товарищем по камере». И он благодарил людей новыми песнями, новыми ролями в театре и кино.
Слайд 17
Владимир Высоцкий умер 25 июля 1980 года от
сердечного приступа.
Ему было 42 года.
Песни его, записанные
на магнитофонные ленты, знала вся страна.
Но при жизни о нем
почти не писали.
Слайд 18
В 1981 был выпущен первый стихотворный сборник Высоцкого
— «Нерв», однако большая часть его произведений и после
кончины автора оставалась под негласным запретом. В 1987 Высоцкому была посмертно присуждена Государственная премия СССР, согласно официальной формулировке — «за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен». С 1988 началась не ограниченная цензурными рамками публикация стихотворных и прозаических текстов Высоцкого, появились монографии и статьи о его творчестве, мемуарные книги. В Москве в 1989 создан Государственный культурный центр-музей Владимира Высоцкого.
К первой годовщине смерти Высоцкого в Театре на Таганке режиссер Ю.П. Любимов поставил спектакль «Владимир Высоцкий», запрещенный властями и разрешенный для показа только семь лет спустя.
Слайд 19
У поэта соперников нету —
ни на улице и
не в судьбе.
И когда он кричит всему свету,
это он
не о вас — о себе.
Б. Окуджава
Слайд 20
Родился и вырос в Москве в семье репрессированных.
В 1942, не окончив школу, ушел добровольцем на фронт.
После войны –
филологический факультет Тбилисского университета, работа учителем в сельской школе в Калужской области, а после переезда в Москву— в «Литературной газете».
Широкое признание пришло к Булату Окуджаве во второй половине 50-х гг., когда он начинает регулярно исполнять свои произведения под гитару сначала в узком кругу, а затем публично.
Слайд 21
Авторская песня Булата Окуджавы — это всегда сугубо
личная реакция поэта на те или иные жизненные события
и обстоятельства; она выражает индивидуальность и индивидуальные оценки человека, творящего песню; самое главное в ней — неповторимость его собственных ощущений, через которые слушатель познает мир и общество.
Булат Окуджава редко пишет песни «от первого лица», но поет их всегда «от себя»: «Мне важно, чтобы те самые чувства, которые владеют мною, автором песни, в момент ее исполнения завладели бы и слушателями...»
Слайд 22
В годы «перестройки» популярность Окуджавы сопровождается официальным
признанием, он активно участвует в общественной жизни, работает в
Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ.
Ему присуждается Государственная премия СССР (1991), Букеровская премия (1994) за автобиографический роман «Упраздненный театр».
Слайд 23
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский
вокзал», в котором прозвучала лучшая песня поэта. Как признавался
уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню.
«Нас ждёт огонь смертельной
И всё ж, бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь
Отдельный –
Десятый наш, десантный батальон…»
Слайд 24
Давайте восклицать, друг другом восхищаться.
Высокопарных слов не
стоит опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты --
ведь
это все любви счастливые моменты.
Давайте горевать и плакать откровенно,
то вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
Давайте понимать друг друга с полуслова,
чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем друг другу потакая, --
тем более, что жизнь короткая такая.
Слайд 25
Нет, я не плачу, и не рыдаю,
На
все вопросы я открыто отвечаю,
Что наша жизнь -
игра, и кто-ж тому виной,
Что я увлёкся этою игрой. Ю. Ким
Слайд 26
Окончил историко-филологический факультет МГПИ по специальности - преподаватель
русского языка, литературы, истории и обществоведения. После окончания института
три года работал на Камчатке, преподавал историю, литературу, географию и другие предметы.
Слайд 27
Поскольку к началу 70-х Ю.Кима активно приглашали к
работе в театре и кино,
а концертная деятельность ему была
запрещена, то Ю.Ким был вынужден зарабатывать на жизнь сочинительством по контрактам с кино, театрами и издательствами, ему также пришлось взять псевдоним Ю.Михайлов, под которым писатель публиковался вплоть до 1986 года.
Юлий Ким активно участвовал в правозащитном диссидентском движении. В связи с чем ему пришлось прекратить преподавательскую деятельность.
Слайд 28
Песни Ю.Кима прозвучали в 50 фильмах и не
менее чем 40 спектаклях.
После 1986 года вел активную
концертную деятельность в России и за рубежом. В 1998 году стал лауреатом премии «Золотой Остап».
В 1998 г.
в связи
с тяжелой болезнью жены Ю. Ким был вынужден выехать
в Израиль, сохраняя
при этом российское гражданство.
Слайд 29
Не покидай, меня, весна! Грозой и холодом минутным
Меня
напрасно не дразни не покидай, меня, весна
Сияй мне ярче
с каждым утром, продлитесь вы, златые дни!..
Златые дни…
Слайд 30
Через годы юность – нет поры чудесней!
Явит
свои лики, - как они ясны!
И один из ликов
– бардовская песня,
Что волнует сердце и тревожит сны.
Вечер бардовской песни под небом открытым идёт.
Я припомнить пытаюсь, который же был тогда год?
Дым костров мы глотали, был ветер, но к чёрту уют,
Если лучшие барды нам лучшие песни поют!