Слайд 2
Актуальность темы
Музыкальная педагогика направлена на воспитание и всестороннее
развитие личности ребенка. Особенно актуальна она в период обучения
в начальных классах, поскольку именно в этот период формируются основные способности ребенка, совершенствуются различные навыки, закладывается фундамент дальнейших знаний, умений, кругозора ребенка [1].
Детей достаточно просто приобщить к музыке, искусству, поскольку в этот период у них формируется естественная тяга к познанию, а также к развитию имеющихся навыков, реализации талантов. Это способствует развитию личностных качеств ребенка. В основе музыкального воспитания детей лежит формирование у них определенного образа мышления, художественного сознания. Это дает возможность им не только понимать музыку, проникать в суть произведения, но и формирует как общий, так и специальный кругозор, музыкальные способности и творческие навыки. Кроме того, музыкальное воспитания является основой для развития основных психических качеств и способностей ребенка, дает ему множество возможностей для самореализации.
Музыкальные способности развить достаточно просто, поскольку у каждого ребенка от природы есть голос. Задача педагога состоит в том, чтобы правильно поставить его, отработать основные навыки. Большинство детей в младшем школьном возрасте имеют огромное желание петь. Важно не только поддержать это желание, но и развить его, реализовать. Первой и основной музыкальной способностью, которая развивается в младшем школьном возрасте, является именно пение. Оно способствует пробуждению музыкальных способностей, открытию впечатлений, развивает творческий потенциал ребенка [2].
Слайд 3
Проблематика исследования
Известно, что уровень музыкальных способностей детей в
норме и при общем недоразвитии речи (ОНР) резко отличается.
У детей с ОНР уровень музыкальных способностей резко снижается, поскольку у них отмечается недоразвитие всех компонентов, обеспечивающих нормальное восприятие и анализ музыки.
В основном нарушения происходят за счет нарушения слухового восприятия, нарушения звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, а также общего снижения интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков.
Слайд 4
Цель и задачи исследования
Цель исследования – определить уровень
развития музыкальных способностей детей с ОНР для дальнейшей разработки
интегрированных логопедических занятий по развитию интонационной стороны речи
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по теме исследования
2. Подобрать методики диагностики музыкальных способностей детей
3. Провести экспериментальное исследование, направленное на выявление музыкальных способностей учащихся с ОНР
Слайд 5
Методологическая основа исследования
Объект исследования – музыкальные способности детей
с ОНР
Предмет исследования – особенности развития музыкальных способностей у
детей, страдающих ОНР.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что дети с ОНР отличаются сниженным уровнем музыкальных способностей и нуждаются в специальной работе по их повышению.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников, научных публикаций по теме исследования); эмпирические (наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент), математико-статистические методы.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы для работы с детьми дошкольного возраста. Работа поможет определить уровень развития у них музыкальных способностей. Результаты могут использоваться практикующими педагогами, психологами, музыкальными руководителями, родителями.
Слайд 6
Музыкальный слух, его компоненты, функции у детей младшего
школьного возраста
«Музыкальный слух в широком понимании, - это способность
различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений». Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.
Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы назы,ваем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.
Музыка - явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).
Центр музыкальности – это способность эмоционально отзываться на музыку. Но музыкальность предполагает также достаточно тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки – музыкальный слух.
В звуковом ощущении мы различаем три стороны – высоту, тембр и громкость. И потому можно говорить о трех сторонах музыкального слуха – звуковысотный, тембровый и динамический.
Слайд 7
Компоненты музыкальных способностей
Музыкальные способности – это:
ладовое чувство –
способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, или чувствовать
эмоциональную выразительность звуковысотного движения. Оно непосредственного проявляется в восприятии мелодии, в узнавании ее, в чувствительности к точности интонации. Ладовое чувство наряду с чувством ритма образует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрасте его характерные проявления – любовь и интерес к слушанию музыки;
музыкально-слуховые представления, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Эту способность можно назвать слуховым или репродуктивным компонентом музыкального слуха. Способность к музыкально-слуховому представлению непосредственно проявляется в воспроизведении по слуху мелодии, а первую очередь, в пении. Вместе с ладовым чувством она лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют внутренним слухом. Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения.
музыкально-ритмическое чувство - способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. В младшем школьном возрасте это чувство проявляется в том, что слушание музыки совершенно непосредственно сопровождается двигательными реакциями, более или менее передающими ритм музыки.
Слайд 8
Особенности интонации, музыкального слуха у детей младшего школьного
возраста с ОНР III уровня.
На формирование чувства ритма направлены
системы усвоения сенсорных ритмических рисунков и эталонов. Их усвоение происходит на основе формирования навыков двигательного моделирования. В дальнейшем происходит интериоризация основных понятий и моторные звенья сворачиваются [23].
В детей при нормальном развитии примерно на 5 году жизни начинает формироваться перцептивный компонент мелодического слуха. Он развивается примерно до 6 лет, и к младшему школьному возрасту уже достаточно полно сформирован. У детей с ОНР происходит отставание развития в этом компоненте. Так, примерно к 7-8 годам он только начинает формироваться, проходит начальную стадию своего развития. Мелодический слух существенно развивается под воздействием целенаправленной работы по развитию пения в норме. При ОНР под воздействием работы по развитию пения, происходит начальное формирование мелодического слуха [24].
В норме развиваются репродуктивные компоненты музыкального мышления. Это развитие приходится на 4-7 годы жизни в норме. У детей с ОНР это развитие задерживается в среднем на 3-4 года. Так, примерно в 7-8 лет наблюдается начальная стадия развития репродуктивных компонентов музыкального мышления.
В норме репродуктивное музыкальное мышление может включать восприятие интонации и осознание музыки. Также этот уровень мышления подразумевает индивидуальную интерпретацию музыки, которая формируется на основании индивидуального опыта, который относится как к музыкальной, так и к общей сфере развития ребенка. При ОНР наблюдается недоразвитие одного или нескольких компонентов репродуктивного мышления. Чаще всего страдает способность к индивидуальной интерпретации музыкальных произведений, что обусловлено недостатком музыкального и личного жизненного опыта. У детей с ОНР жизненный опыт не настолько богат, как у детей при нормальном развитии, поскольку у них существенно нарушена познавательная и коммуникативная функция [25].
Слайд 9
Особенности музыкального развития детей с ОНР
Музыкальное восприятие как
вид мышления имеет неравномерные черты развития. В разные годы
оно развивается по-разному. При этом в норме развитие происходит быстрее и интенсивнее, по сравнению с детьми, страдающими ОНР. При нормальном развитии накопление основного опыта происходит у ребенка в период с 4 до 6 лет. Это так называемый, эволюционный этап. Примерно в 7-8 лет происходит резкий качественный скачок, который и формирует в полной мере развитие музыкального восприятия [26].
У детей с ОНР такого скачка не наблюдается. Более того, у них происходит задержка в накоплении музыкального опыта. Так, основы музыкального восприятия закладываются у ребенка в период с 6 до 7 лет. Качественные скачки наблюдаются только при условии систематических занятий и целенаправленного развития музыкального восприятия, и приходится обычно на возраст 9-10 лет.
Очень важно сформировать у ребенка эмоциональное восприятие музыкальных образов. Такое восприятие в норме закладывается в период с 3-4 лет, интенсивно развивается в дошкольном возрасте. Пик развития эмоционального отношения к музыке приходится на период 7-9 лет, когда дети обучаются в начальных классах. У детей с ОНР наблюдается задержка в развитии всех этих показателей примерно на 2-3 года. Они нуждаются в специальной работе, направленной на коррекцию эмоционального восприятия окружающей действительности, а также на целенаправленное обучение эмоциональному восприятию и пониманию музыки [27].
Слайд 10
Исследование музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста
Технология
исследования музыкальных способностей предполагает ряд последовательных стандартизированных шагов экспериментатора:
1) отбор методических средств и приемов изучения интенсивных, частотных и темпоральных элементов интонации в устной и письменно-речевой деятельности;
2) формулировка инструкций к диагностическим пробам;
3) фиксирование данных, протоколирование и регистрация хода эксперимента и его результатов;
4) определение параметров анализа результатов диагностики;
5) обобщение и группировка данных обследования интонационной стороны речи для возможной системной интерпретации с точки зрения задач диагностики;
5) формулирование прогностических выводов по итогам диагностики;
6) формирование рефлексивной деятельности, предполагающей овладением действиями самоанализа факторов и условий организации и проведения обследования просодики;
7) определение критериев качества метода: объективность - независимость полученных диагностических данных от интерпретации разными экспериментаторами; валидность - соответствие того, что измеряет диагностический метод, тому, что он призван измерять; надежность - это степень точности, с которой он измеряет определенные аспекты интонационной стороны речи.
Слайд 11
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОЦЕНКЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ С
ОНР
Цель эксперимента заключалась в диагностике музыкальных способностей младших школьников
с ОНР в процессе певческой деятельности на уроке музыки. Для осуществления этой цели мы ставили следующие задачи [32]:
а) разработка критериев оценки и уровней развития музыкальных способностей;
б) определение исходного уровня развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста с ОНР;
Всего экспериментом было охвачено 10 учащихся начальных классов с ОНР. Диагностика включала следующие задачи:
1) изучение музыкальных предпочтений первоклассников и их родителей;
2) разработка критериев оценки, а также заданий для определения уровня развития музыкальных способностей детей;
3) выявление исходного уровня развития способностей учащихся (музыкальный слух, чистота интонации, чувство ритма, общая эмоциональность, музыкальность);
Слайд 12
Критерии оценки музыкальных способностей у детей
Критерии оценки каждого
вида музыкальных способностей имеют 4 уровня развития: высокий (5
баллов), средний (4 балла), удовлетворительный (3 балла) и низкий (2 балла). Общий балл являлся результатом суммы баллов, набранных по результатам проверки развития каждой способности: высокий уровень - 18-20 баллов, средний - 15-17, удовлетворительный - 11-14, низкий - 7-10 баллов. Все данные заносились в специальные таблицы монографического изучения музыкальных способностей учащихся.
Для проведения необходимых расчетов была разработана количественная и качественная таблица выполнения заданий. Это позволило выявить динамику развития музыкальных способностей детей по данной методике.
Для диагностики исходного уровня развития музыкальных способностей детей использовались такие методы, как наблюдение, прослушивание, беседа и анкетирование.
Диагностирование проводилось следующим образом. На первых уроках в первом классе в процессе вокально-хоровой работы были прослушаны все дети. У большинства учащихся в первые месяцы пребывания в школе ухудшается интонация в пении. Эти особенности состояния музыкально-певческих способностей нашли подтверждение и объяснение в связи с данными общей и возрастной физиологии, так как в этот период обучения у младших школьников в результате адаптации возникает перестройка функциональных систем, изменяются условно-рефлекторные и поведенческие реакции [33].
Слайд 13
Задания на проверку музыкальных способностей
Чтобы проверить интонацию, музыкальность
и эмоциональность, мы просили детей спеть песню, которую они
хорошо знают и любят.
Второе задание - проверка чувства ритма - проходила в форме игры в «эхо». Учащиеся прохлопывали или простукивали карандашом вслед за учителем ритм. (Детям с нарушением координации лучше простучать). Задание выполнялось с усложнением ритмического рисунка. Здесь проверялось также внимание и приблизительный объем памяти каждого ребенка.
Третье задание - движение под музыку: были исполнены фрагменты музыкальных произведений разного характера, детям предлагалось выполнять любые движения, которые, по их мнению, подходят к звучащей музыке. Движения могли быть произвольны, зато музыкальность учащихся, ощущение ритма, фразы, понимание ими эмоции, заложенной в музыке, хорошо видны. Для того чтобы определить общий уровень музыкальности в семье и узнать музыкальные интересы и предпочтения взрослых и детей, было проведено анкетирование первоклассников и их родителей [34].
Слайд 14
Анализ и интерпретация результатов исследования
Проанализировав анкеты первоклассников и
их родителей, мы пришли к выводу, что ребята лучше
и чаще поют и отвечают в тех семьях, где любят музыку и поют родители и другие родственники. Этот факт не требует особых объяснений, так как детям в младшем школьном возрасте присуща подражательность, и они просто копируют взрослых. В тех же семьях, где взрослые не поют, учащиеся тоже молчат.
Часто родители даже не знают, умеет ли петь их ребенок, потому что никогда его не слышали. Такие случаи были в каждом из рассмотренных классов. Почти всем родителям нравится, как поет их сын или дочь, но 50% взрослых хочет, чтобы их дети научились петь еще лучше. Только в одной семье родителям не нравится, как поет их ребенок. Есть несколько семей, где поют только дети, родители же не поют, или ребенок поет часто, а родители - редко.
Проявилось разнообразие и в музыкальных интересах первоклассников и их родителей: 2/3 опрошенных имеют свои любимые музыкальные передачи. По анкетам можно было также определить музыкальные интересы взрослых, так как дети в 6-7 лет подражают родителям и смотрят те передачи и слушают ту музыку, которую им дают старшие. Этим объясняется тот факт, что большинство предпочитает слушать эстрадную музыку (2/3). На втором месте - песни и музыка для детей (63%). Народная и классическая музыка занимают 3-е и 4-е места.
Слайд 15
Результаты и обсуждения
В свободное от учебы время 48%
детей ничем не заняты, 28,6% - занимаются в спортивных
секциях, 10,4% учатся в музыкальной школе, 5,2% занимаются танцами, 11,7% посещают другие кружки.
Результаты констатирующего этапа оказались следующими: у 53% первоклассников слабая сформированность музыкального слуха и ладового чувства; 65% ребят - «гудошники»; чувство ритма не сформировано у 62% школьников; малоэмоциональными и немузыкальными показали себя 54, 5 % учащихся; низкий уровень развития музыкальных способностей можно наблюдать у 6 % ребят.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что не все дети могут самостоятельно справиться с заданиями. В каждом классе наметилась группа ребят с недостаточным развитием музыкальных способностей. В эту группу вошли малоэмоциональные школьники, а также учащиеся с плохой координацией между слухом и голосом, неразвитым музыкальным слухом и чувством лада, проблемами дикции и нарушением чувства ритма. Отмечено, что дети, с ОНР, имеют, в основном неудовлетворительный и средний уровень развития музыкальных способностей.
Слайд 16
Выводы
Музыкальное развитие дает возможность наиболее полно раскрыть все
внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и
др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний) и, что самое главное, - это постоянная возможность самореализации.
Известно, что уровень музыкальных способностей детей в норме и при общем недоразвитии речи (ОНР) резко отличается. У детей с ОНР уровень музыкальных способностей резко снижается, поскольку у них отмечается недоразвитие всех компонентов, обеспечивающих нормальное восприятие и анализ музыки. В основном нарушения происходят за счет нарушения слухового восприятия, нарушения звукопроизношения, фонематического анализа и синтеза, а также общего снижения интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков. Все это определяет необходимость проведения дополнительной работы с такими детьми, направленной на развитие музыкальных способностей.
Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление музыкальных способностей детей с ОНР.
Диагностика показала, что не все дети могут самостоятельно справиться с заданиями для диагностики. В каждом классе наметилась группа ребят с недостаточным развитием музыкальных способностей. В эту группу вошли малоэмоциональные школьники, а также учащиеся с плохой координацией между слухом и голосом, неразвитым музыкальным слухом и чувством лада, проблемами дикции и нарушением чувства ритма. Отмечено, что дети, с ОНР, имеют, в основном неудовлетворительный и средний уровень развития музыкальных способностей.
Анализ полученных данных в ходе констатирующего эксперимента выявил необходимость целенаправленной работы по развитию музыкальных способностей детей.