Слайд 2
Одними из самых
распространенных и популярных видов
искусства в
окружающей нас повседневной жизни
являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная
и журнальная
графика, плакаты,
афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.
Слайд 3
Книга — синтетическое произведение, над ней работают люди
разных творческих профессий: писатели, редакторы, дизайнеры, художники.
Книжная графика
включает в себя конструирование книги, выбор компонентов ее оформления, изготовление макета, иллюстраций
Слайд 4
Специфика оформления книги зависит от типа издания: детская
книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т.
д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плотной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной литературе главное — содержание, поэтому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-белые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.
Иллюстрации, зримо представляющие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие литературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читателю в осознании замысла автора.
Слайд 5
иллюстраций к Создание художественному произведению — дело
сложное и деликатное. Художнику-иллюстратору недостаточно владеть материалом, техникой и
художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необходима особая интуиция, умение почувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Только в этом случае возникает феномен слияния изобразительного и литературного образа. Неразрывная его целостность и остается в сознании читателя.
Слайд 6
Замечательный иллюстратор Н. Кузьмин пишет о том, что
художник, вложивший свой труд и вдохновение в создание книги,
всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой книги «вечными спутниками». Для многих поколений читателей «Робинзон Крузо» Д. Художник ищет присущий каждому из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мятежной поэзии М. Лермонтова
Дефо неотделим от иллюстраций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключения барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского графика Г. Доре.
Слайд 7
Печальный Демон, дух изгнанья
Летал над грешною землёй
И
лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой
В иллюстрациях А. Бенуа
к произведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художественной культуры.
Слайд 8
Есть такие литературные произведения, которые иллюстрировались множество раз
различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них
создавал образ персонажа.
В XX в. жанр иллюстрации представлен не только в книжной графике. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литературным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Кихот» К. Караева к одноименному роману М. Сервантеса.
Выдающий иллюстратор, блистательный мастер гравюры В. Фаворский создал много серий иллюстраций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей мироощущение. Через пластическое осмысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он передавал общечеловеческую значимость содержания. «Его иллюстрации не графический подстрочник текста. Это сотворчество… Он
умел читать!» — сказал о Фаворском художник и искусствовед Д. Бисти.
Слайд 11
Художественно-творческие задания
• Найдите в справочной литературе определений
понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».
• Рассмотрите книжные иллюстраци Как
характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?
Слайд 12
Журнальная графика в последнее время приобрела особую популярность.
Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают заглянуть внутрь и
познакомиться с самыми разнообразными сферами жизни и деятельности современного человека. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фотографы. Современный дизайнер должен хорошо владеть компьютерными
графическими программами, потому что макет и верстка журнала выполняются на компьютере.
Слайд 15
Художественно-творческие задания
Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных
издательств, которые выпускают учебники по разным школьным предметам. Какие
символы используют авторы для этих товарных знаков?
Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (поселка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?
Посмотрите на канале «МузТV» один из видеоклипов популярных исполнителей. Какие рекламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?