Слайд 2
Симфоническая музыка
Д.Д.Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
Слайд 3
Дмитрий Дмитриевич
Шостакович
(1906-1975)
Слайд 4
Симфония № 7 «Ленинградская»
Слайд 5
Д. Шостакович работает над Седьмой симфонией
"Нашей победе
над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному
городу Ленинграду я посвящаю свою Седьмую симфонию".
Слайд 6
Первые три части написаны им в доме Бенуа
в Ленинграде (закончены в августе 1941 года, а с
8 сентября началась блокада Ленинграда). Во время ленинградской блокады композитор вместе с другими ленинградцами дежурил на крышах домов, куда падали зажигательные бомбы, умирал от голода, и в это же время с необыкновенным воодушевлением сочинял свою знаменитую симфонию.
Слайд 7
Лев Болеславский
поэма «Шостакович»
Дежурить шел, надев
комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лег
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.
Слайд 8
«В этом доме
жил и работал
с 1937
по 1941 г.
великий советский
композитор
Дмитрий
Дмитриевич
Шостакович.
Здесь им создавалась
Седьмая
(Ленинградская)
симфония».
Слайд 9
Впоследствии, узнав о дежурствах Шостаковича на крыше во
время бомбёжек, Борис Филиппов, возглавлявший в Москве Дом работников
искусств, высказал сомнение, стоило ли композитору так рисковать собой – “ведь это могло бы лишить нас Седьмой симфонии”, и услышал в ответ: “А может быть, иначе и не было бы этой симфонии. Всё это надо было прочувствовать и пережить”.
Слайд 10
16 сентября 1941 года город бомбили фашистские самолёты,
и под гул зенитных орудий и разрывов бомб по
Ленинградскому радио раздался голос Д.Д. Шостаковича со словами:
«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если… удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение «Седьмой симфонией».
Слайд 11
Так страна узнала о рождении великого произведения, известного
всему миру как “Ленинградская симфония”.
Почему Д.Д. Шостакович назвал так
свою симфонию?
Шостакович родился, учился, жил, работал в Ленинграде и начал писать симфонию в Ленинграде. Он видел, как героически защищают свой город его жители.
Слайд 12
Финал симфонии, завершенный в декабре 1941 года, композитор
создал уже в Куйбышеве, где на сцене Театра оперы
и балета она и была впервые исполнена 5 марта 1942 года оркестром Большого театра Союза СССР под управлением С. А. Самосуда.
Её музыка поражает глубиной мысли. Идеи борьбы и торжества добра по-разному раскрывают 4 части симфонии.
Слайд 14
Первое исполнение симфонии состоялось 5 марта 1942 г.
в зале Дворца культуры на площади Куйбышева (современный театр
оперы и балета) .
Слайд 15
Первое исполнение симфонии
в Куйбышеве.
Слайд 16
Д. Шостакович на первом исполнении симфонии в Куйбышеве.
Слайд 17
Программа
первого исполнения
Седьмой симфонии
Д. Шостаковича.
Слайд 18
9 августа 1942 года по планам фашистского командования
Ленинград должен был пасть, на этот день был назначен
парад немецких войск в городе. Но в этот день в Большом зале Ленинградской филармонии, на стене которой красовалась надпись: "Граждане! Осторожно! При артобстреле эта сторона опасна!" – в городе, где люди каждый день гибли от голода и бомбёжек – при всех зажжённых люстрах, что символизировало презрение к врагу, состоялась премьера Седьмой "Ленинградской" симфонии Дмитрия Шостаковича.
Слайд 20
В оркестре Радиокомитета осталось 15 человек, а нужно
было не менее 100.
Где взяли музыкантов для оркестра?
По радио
было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии – их набралось всего 28 человек. Один приковылял в филармонию самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги. Дирижер Элиасберг, шатающийся от слабости, обходил госпитали в поисках музыкантов. Разыскали и созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом, хотя на передовой каждый человек был на вес золота. Первая репетиция симфонии это самая удивительная репетиция в истории мировой музыки. Восемьдесят измождённых людей смотрели друг на друга полными слёз глазами и гордились, что не только выжили в эту страшную блокадную зиму, но и играли. Всего пятнадцать минут длилась первая репетиция, на большее не хватило сил, но всем стало ясно – оркестру быть.
поэма «Шостакович»
Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите,
милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут.
Кромешный ад. Селения горят.
Прет супостат. Не до гармоний вечных,
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.
-Смолкают? Нет уж! Нет! Молчать, нельзя!-
Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.
Слайд 22
Как вы думаете, почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать,
нельзя!”.
Каждый творческий человек откликается на происходящие исторические события через
свои произведения. Музыкант передаёт свои чувства и мысли, протестует против жестокости, конечно же, через музыку.
Во время войны только Ленинградскими композиторами были созданы 192 крупных произведения и большое количество песен.
Слайд 23
В воскресенье, 9 августа 1942 года, состоялась незабываемая
премьера. Зал был полон – очереди за билетами были
длиннее, чем в булочные. Все восемьдесят минут пока в зале Ленинградской филармонии звучала музыка, не объявляли воздушной тревоги.
Слайд 24
Организовал концерт и дирижировал оркестром
Карл Элиасберг. А исполнял произведение Большой симфонический оркестр Ленинградского
радиокомитета.
Виктор Козлов, кларнетист: «Действительно включены были все люстры хрустальные. Зал был освещён, так торжественно. Такой подъём был у музыкантов в настроении, так играли с душой эту музыку».
Зал филармонии был полон. Публика была самой разнообразной. На концерт пришли моряки, вооруженные пехотинцы, одетые в фуфайки бойцы ПВО, исхудавшие завсегдатаи филармонии. Исполнение симфонии длилось 80 минут. Всё это время орудия врага безмолвствовали: артиллеристы, защищавшие город, получили приказ — во что бы то ни стало подавлять огонь немецких орудий.
Слайд 25
НЕ
И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижерская палочка
поднялась –
Над краем передним,
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал.
…И в зале – шквал,
и на фронте – шквал...
«Пушки говорили,
но музы не молчали»
Н. Савков
Слайд 26
Д.Д. Шостакович. Симфония № 7 «Ленинградская»
1 часть «Нашествие».
2
часть «Человек и война».
3 часть «Родина в годину испытаний».
4
часть «Через борьбу – к победе».
Первая часть рисует непосредственное столкновение двух сил. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович раскрыл как борьбу двух миров: мира созидания и разрушения, добра и зла.
Симфония по содержанию и по форме новаторская. Картины мира и войны возникают и развёртываются в симфонии по законам остро конфликтной драматургии.
Слайд 27
Экспозиция
образ Родины и
русского народа
1 часть
главная партия
побочная партия
Слайд 28
Какой образ рисует главная тема? Каков её
характер?
Музыка героическая и величественная, энергичная, маршеобразная, мужественная звучит у
струнных, рисует образ героического народа.
Какая по характеру побочная партия?
Мелодия лирическая, певучая, светлая, тихая, плавная, спокойная. Мелодия у скрипок, а фон - альты и виолончели. Это показ мирной жизни нашего народа.
В чем особенность построения экспозиции?
Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их. Побочная партия продолжает линию главной, таким образом, Шостакович расширяет показ образа Родины.
Слайд 29
Лев Болеславский.
«Шостакович. Седьмая»
Звук.
Лёгкий
далёкий звук,
Вдруг
Переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый
шаг,
Вдруг
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысяч чужых сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь обращая в прах-
ВРАГ!
Эпизод – тема нашествия
Слайд 30
В какой форме написан эпизод нашествия и что
рисует он?
Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину. Эпизод нашествия
построен в форме вариации. Маршевая тема звучит 12 раз (основная тема и одиннадцать оркестровых вариаций). Первоначальную тему, на фоне мерной барабанной дроби, исполняют струнные. Последующие вариации звучат у разных инструментов, меняются регистры, динамика, гармония. В последних двух вариациях музыка достигает наибольшей силы звучности.
Слайд 31
«Теме нашествия» противостоит “тема сопротивления” , она строится
на интонациях главной и побочной партий. Образу фашистов противостоит
образ Родины. Это борьба добра и зла.
Реприза. Идёт война, гибнут люди. Музыка изменилась, она передает скорбь, страдание и в тоже время протест против зла. Звучит как реквием павшим, но не побежденным героям.
Первая часть завершается кодой. Тема главной партии звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире.
2 часть
В
музыке противостоят жестокой разрушительной силе духовное богатство человека, ценность и красота жизни, глубина мыслей и сила человеческой воли.
4 часть, финал
В финале звучат скорбные траурные мотивы, тема
1 части воспринимается как возвращение к мысли о борьбе и её победоносном исходе, в который свято верил композитор.
Слайд 36
Драматургия симфонии заключается в столкновении двух образов –
образ нашествия (зла) и образ сопротивления (добра).
Слайд 37
Во время исполнения симфония транслировалась по радио,
а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не
только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.
Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…»
Галина Лелюхина, флейтист: «Были репродукторы, немцы все это слышали. Как потом говорили, немцы обезумели все, когда это слышали. Они-то считали, что город мёртвый».
Слайд 38
Великая музыка сумела выразить то, что объединяло людей
в то трудное время: веру в победу, жертвенность, безграничную
любовь к своему городу и стране.
Мы восхищаемся и гордимся мужеством и стойкостью людей того времени. Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю.