Слайд 2
Спустя почти сто лет после написания М.И. Глинкой
первой русской оперы «Иван Сусанин», Джордж Гершвин
написал первую национальную американскую оперу «Порги и Бесс»
Слайд 4
Композитор сделал героями своей оперы жителей маленького афроамериканского
поселка. Он несколько месяцев провел среди беднейшего населения, живя
сними одной жизнью, изучая их быт, нравы, художественное творчество.
Слайд 5
По замыслу композитора все роли в этой опере
должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые
артисты.
Слайд 6
Опера написана по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард
«Порги». Гершвина в этой пьесе привлекала идея противопоставления простых
обитателей бедняцкого поселка миру богатых людей.
Слайд 7
Главным принципом сценической драматургии является контраст.
Два центральных образа
олицетворяет собой две стороны драматического конфликта. Это Порги -
бедный калека, Спортинг Лайф – торговец наркотиками, аморальная личность.
Слайд 8
Они борются за любовь простой женщины – Бесс,
в которую оба влюблены.
Слайд 9
В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг
Лайфом, в поисках «шикарной» жизни.
Порги в финале оперы поет
песню о том, что он собирается пересечь континент в поисках своей любви.
Слайд 10
Большую роль в опере играет хор, который эмоционально
сопереживает событиям – страдает, радуется, плачет и тоскует.
Хоры звучат в важные моменты оперы – на пикнике, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются в сольные номера – в колыбельную Клары, в куплеты Спортинг Лайфа.
Слайд 11
Опера начинается коротким, ярким оркестровым вступлением, полный синкопирующих,
острых ритмов. Вслед за ним звучит фрагмент, исполняемый на
фортепиано, напоминающий блюз.
Хор подхватывает основной мотив вступления и из него словно вырастает Колыбельная Клары (Summertime» – летнее время).
Слайд 13
Вопросы для слушания
Послушайте вступление к опере и колыбельную
Клары. Сравните их музыку. Почему композитор поле оркестрового вступления
вводит фортепианный фрагмент?
Почему в начале оперы звучит колыбельная? Какие особенности колыбельной можно выделить в этом фрагменте?
Слайд 15
Сравните два варианта исполнения «Колыбельной». Чем концертное исполнение
отличается от исполнения в оперном спектакле?
Слайд 16
Развитие традиций оперного спектакля.
Дж.Гершвин остался верным оперным традициям
значительно обогатив и изменив их.
Гершвин «подслушав» выкрики уличных торговцев
(типичные для негритянского квартала восклицания), многоголосицу толпы мастерски воплотил их характерных ритмоинтонациях.
Слайд 17
Образы героев в каждом действии раскрываются с разных
сторон. Гершвин не делит персонаж на положительные и отрицательные.
Их характеры как часто бывает в жизни складываются из разных черт., раскрываются в различных по стилистике вокальных номерах.
Слайд 18
Во втором действии развиваются образы Порни, Бесс и
Спортинг Лайфа.
В песни Порги «Богатство бедняка» слышны типично блюзовые
интонации. В состав оркестра Гершвин впервые ввел банджо – инструмент, используемый для аккомпанемента блюза, инструмент белых ковбоев.
Слайд 20
В то же время дуэт Порги и Бесс
«Ты моя жена выдержан в классических интонациях. Музыка раскрывает
всю глубину чувств главных героев.
Слайд 22
Яркой сценой является хор «Я не могу сидеть».
Оживленный темп и танцевальные ритмы, ансамблевые вставки (голоса Порги,
Бесс) рисуют картину народного веселья.
Слайд 24
Вопросы для слушания
Какие черты характера Порги выражаются в
музыке? В чем особенности мелодии, ритма песни Порги?
Какими чувствами
наполнена музыка дуэта Порги и Бесс? К какой музыке – серьезной или легкой можно отнести дуэт?
Слайд 25
Следующей звучит песенка Спортинг Лайфа. Он циник и
негодяй, обладающей щегольской внешностью. Его песенка игрива и незамысловата.
Он издевается над религиозными чувствами прихожан. «Все о чем вам проповедуют и все о чем говорит Библия – все это необязательно. Все так и есть на самом деле». В музыкальную ткань номера вплетены выкрики толпы.
Слайд 27
Вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход отправляется в Нью-Йорк»
не оставляет равнодушным зрителей.
Она насыщена обольстительными интонациями, спокойными ритмами.
Герой явно любуется собой, подчеркивая свое превосходство над другими. В этом также заключается контрастная драматургия оперы.
Слайд 29
Вопросы для слушания
Какой музыкой обрисован соперник Порги? Почему
хор подхватывает интонации его насмешливой (богохульной) песенки)?
Какими средствами композитор
подчеркивает отрицательный характер персонажа?
Какую выразительную функцию выполняет хор? В чем особенности интонирования хоровых номеров?
Слайд 30
Центральные номера III действия являются две арии Порги
и хор. Ария Порги «О, Бесс, где моя Бесс»
темпераментна, эмоциональна, полна чувств утраты Бесс. Музыка проникнута чувством любви и нежности к героине.
Слайд 31
Финальная ария Порги и хор «Господи, я на
твоем пути» почти оптимистичны. Когда Порги с наивной оптимистичностью
осведомляется где находится Нью-Йорк и выражает готовность проползти на своей запряженной козой тележке тысячи километров , отделяющих его от Бесс, поражаешься мужеству и оптимизму этого человека.
Слайд 32
В мелодике замечательного хора чувствуются ноты духовного гимна,
которым собравшиеся провожают Порги.