Слайд 2
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
БАЛЕТ
«ЩЕЛКУНЧИК»
Слайд 3
Петр Ильич Чайковский создал 10 опер, 3 балета:
«Лебединое озеро» (1876), «Спящая красавица» (1889) , «Щелкунчик» (1892),
а также им написаны романсы и симфоническ- ая музыка .
Слайд 4
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по
мотивам сказки Гофма- на «Щелкунчик и мышиный король» (1816
год); в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом.
Слайд 5
Все люди на свете любят получать подарки. В
тот день подарок сделал Пётр Ильич Чайковский . Шестого
декабря 1892 года в Мариинском театре, в Петербурге, в первый раз был показан новый балет «Щелкунчик».
Теперь все уже знают балет-сказку о смелом Щелкунчике, победившем семиглавого мышиного царя, знают и любят прекрасную музыку Чайковского. Но в тот д ень никто не знал ни балетного спектакля, ни музыки.
Слайд 6
Больше всех волновался сам автор и два его
друга, известные музыкальные издатели братья Пётр и Осип Юргенсоны
. Пётр Ильич приготовил публике сюрприз, о котором знали только они трое (не считая оркестра Мариинского театра). О том, что это был за сюрприз, вы со временем узнаете.
Слайд 7
ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
БАЛЕТ
«ЩЕЛКУНЧИК»
В начале представления звучит Увертюра.
«Увертюра»
- от французского «открывать».
Музыкальное вступление к опере или балету .
Слайд 8
В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума
начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки
с куклами и маршируют мальчики с саблями. Зрители знакомятся с доброй девочкой Мари и её дядюшкой Дроссельмейером , искусным часовых дел мастером , который умеет не только чинить часы , но и делать таинственные игрушки , с Щелкунчиком , смешным, некрасивым игрушечным человечком, и со страшным Королём мышей .
Слайд 9
Мари и Фриц, как и другие дети, с
нетерпением ждут подарков. Последний из гостей — Дроссельмейер. Его способность
оживлять игрушки не только забавляет детей, но и пугает их.
Мари хочет поиграть с куклами, но с огорчением узнаёт, что они все убраны. Чтобы успокоить девочку, крёстный дарит ей Щелкунчика. Странное выражение лица куклы забавляет её. Шалун и озорник Фриц нечаянно ломает куклу. Мари расстроена. Она укладывает полюбившуюся ей куклу спать. Фриц вместе с друзьями надевают маски мышей и начинают дразнить Мари.
Слайд 10
Самая трогательная сцена всего балета- это превращение некрасивого
Щелкунчика в сказочного прекрасного принца.
Слайд 11
Вот уже Щелкунчик превратился в
сказочного красавца принца и ведёт свою храбрую спасительницу Мари
в сказочный город — там живут игрушки, сласти, которые с удовольствием танцуют перед восхищённой девочкой...
Слайд 14
Нетерпение зрителей всё возрастает: им хочется поскорее увидеть
приезжую балерину . Когда же появится эта неведомая фея
Драже? Пётр Ильич и его друзья тоже ждут итальянку, но совсем по другой причине — с появлением феи Драже раскроется секрет, хранимый ими более года.
Слайд 15
Гремят аплодисменты. Сказочная фея Драже начинает свой танец.
Но
что это? Какие странные звуки! Как будто хрустальные горошины
падают на серебряное блюдо. Падают, подскакивают и — исчезают . Поистине волшебная музыка.
Слайд 16
« Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент,
— писал он , — с божественно чудным звуком...
я желал бы , чтобы его никому не показывали ».
Это была Челеста. Ее выписали из Франции для Чайковского.
Слайд 17
Мари и оставшиеся в
живых куклы оказываются под звёздным небом и фантастически красивой
ёлкой. Вокруг них кружатся снежинки.
Слайд 18
Мари и Принц любуются красотой звёздного неба, но
внезапно их атакуют мыши, и вновь Принц наносит им
поражение. Все танцуют, веселятся и празднуют победу над мышиным войском. Испанская, Арабская, Китайская и Русская куклы благодарят Мари за то, что она спасла им жизнь.
Слайд 19
Вокруг танцуют прекрасные феи и пажи. Появляется Дроссельмейер
и опять меняет все вокруг. Все готовятся к королевской
свадьбе Мари и Принца.
Слайд 20
И …. Мари просыпается, а Щелкунчик всё ещё
у неё в руках. Она сидит в знакомой комнате
. Увы , это был лишь сон…!!!!