Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Архаические пласты музыкальной культуры

Содержание

ВведениеСохранилась ли в нас – людях 21 века - память о музыкальной архаике?
Архаические пласты музыкальной культурыЛектор – кандидат искусствоведенияЧащина С.В. ВведениеСохранилась ли в нас – людях 21 века - память о музыкальной архаике? Этимология (происхождение) словаАрхаика – от греч. archaikуs — старинный, древний, др.-греч. αρχι — старший, главный (отсюда архитектура, археология),греч. ἀρχή (архэ)— начало, принцип, Периодизация первобыта Как восстановить знания об утраченной музыке?Археологические находки + исторические реконструкцииЭтнографические и фольклористические Самый младший или  самый старший вид искусства? Теория «натурального макета» А.Д.Столяра Важнейшие черты первобытной культуры1. Синкретизм (греч. гр. synkretismos соединение, объединение) – нерасчленённость Важнейшие черты первобытной культуры2. Анимизм – вера в одушевленность всех явлений и Обожествление инструментов Лоб лоб — обрядовые деревянные пластинки «гуделки» (из коллекции Н. Обожествление инструментовБарум — сигнальный барабан (деревня Волгу, Берег Маклая) Обожествление инструментов Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов В СИНКРЕТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ ОБРЯДА. Автореферат дис-ции Основные мировоззренческие концепты, связанные со звукомЗвук - принадлежность живой материи (так как Основные мировоззренческие концепты, связанные со звукомЗвучание - средство коммуникации людей с миром Звучащее=сакральноеПодобно Мировому дереву, «звук-звучание-музыка» соединяет сферы реальной и духовной жизни самодийских народов, Музыкальный язык  шаманского обряда «Музыкальный язык шаманского обряда обладает строгой предназначенностью, Суть канонизации«…многообразие напевов, используемых в нганасанских шаманских ритуалах, практически исчерпывается типами мелодий: слушатьhttp://tibet-cd.narod.ru Самый древний инструмент? Музыка в системе культуры1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической цельности
Слайды презентации

Слайд 2 Введение

Сохранилась ли в нас – людях 21 века

ВведениеСохранилась ли в нас – людях 21 века - память о музыкальной архаике?

- память о музыкальной архаике?


Слайд 3 Этимология (происхождение) слова
Архаика –
от греч. archaikуs — старинный,

Этимология (происхождение) словаАрхаика – от греч. archaikуs — старинный, древний, др.-греч. αρχι — старший, главный (отсюда архитектура, археология),греч. ἀρχή (архэ)— начало, принцип,

древний,
 др.-греч. αρχι — старший, главный (отсюда архитектура, археология),

греч. ἀρχή (архэ)— начало, принцип,


Слайд 4 Периодизация первобыта

Периодизация первобыта

Слайд 5 Как восстановить знания об утраченной музыке?
Археологические находки +

Как восстановить знания об утраченной музыке?Археологические находки + исторические реконструкцииЭтнографические и

исторические реконструкции
Этнографические и фольклористические исследования 18-21 вв.
Теоретические и исторические

исследования культурной антропологии, музыковедения.
Насколько достоверно?

Слайд 6 Самый младший или самый старший вид искусства?

Самый младший или самый старший вид искусства?

Слайд 7 Теория «натурального макета» А.Д.Столяра

Теория «натурального макета» А.Д.Столяра

Слайд 8 Важнейшие черты первобытной культуры
1. Синкретизм (греч. гр. synkretismos

Важнейшие черты первобытной культуры1. Синкретизм (греч. гр. synkretismos соединение, объединение) –

соединение, объединение) – нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность

в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития
В психологии = синкретизм мышления (хар-рен для детей до 2-х лет) + синкретизм мышления первобытного человека.
В культурологии = синкретизм культуры (нерасчлененность различных видов деятельности, особенно магии, охоты и в целом трудовой деятельности, бытовой, социальной, художественной),
В искусствознании = невыделенность искусства из синкретичного целого человеческого поведения + невыделенность отдельных видов ис-ва, слиянность танца, музыки, слова, изо.

Слайд 9 Важнейшие черты первобытной культуры
2. Анимизм – вера в

Важнейшие черты первобытной культуры2. Анимизм – вера в одушевленность всех явлений

одушевленность всех явлений и процессов на земле.
Частные формы:


– тотемизм – вера в происхождение человеческого рода от определенного вида животных, реже растений,
фетишизм – вера в сверхъестественную связь объекта и высшей силы.
Синтетическое музыкальное-речевое-пластическое действо-обряд как способ общения с духами.


Слайд 10 Обожествление инструментов
Лоб лоб — обрядовые деревянные пластинки

Обожествление инструментов Лоб лоб — обрядовые деревянные пластинки «гуделки» (из коллекции

«гуделки» (из коллекции Н. Н. Миклухо-Маклая, Музей антропологии и

этнографии, Ленинград)

Слайд 11 Обожествление инструментов
Барум — сигнальный барабан (деревня Волгу, Берег

Обожествление инструментовБарум — сигнальный барабан (деревня Волгу, Берег Маклая)

Маклая)


Слайд 12 Обожествление инструментов

Обожествление инструментов

Слайд 13 Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов В СИНКРЕТИЧЕСКОМ

Добжанская О. Шаманская музыка самодийских народов В СИНКРЕТИЧЕСКОМ ЕДИНСТВЕ ОБРЯДА. Автореферат

ЕДИНСТВЕ ОБРЯДА. Автореферат дис-ции на соиск. уч. ст. д-ра

ис-ведения по специальности 17.00.02 Музыкальное искусство. – М., 2008.

«звук-звучание-музыка» для комплексного представления феномена музыки, в котором соединяется
звуковой материал,
творческий процесс и
форма (результат процесса).
Применительно к фольклорной культуре данное триединое понятие расшифровывается следующим образом:
звук – сонорный эффект (возглас, хлопок, тон вокальной мелодии),
звучание – способ звукового поведения (музицирование, пение и др.),
музыка – результирующая форма звукового выражения (песенная импровизация, колыбельная и др.).


Слайд 14 Основные мировоззренческие концепты, связанные со звуком
Звук - принадлежность

Основные мировоззренческие концепты, связанные со звукомЗвук - принадлежность живой материи (так

живой материи (так как только живое имеет свой «голос»);


Звучание - атрибут и символ движения («дорожные» песни, поющиеся эпизоды эпических сказаний и шаманского ритуала);
Звучание - атрибут «одушевленности», так как мелодия – это звуковое воплощение души (традиция личной песни);
Звучание - атрибут красоты (например, «звенящая» упряжка, «звенящая» женщина);


Слайд 15 Основные мировоззренческие концепты, связанные со звуком
Звучание - средство

Основные мировоззренческие концепты, связанные со звукомЗвучание - средство коммуникации людей с

коммуникации людей с миром духов (шаманские духи-помощники воплощаются исключительно

с помощью звуковых манифестаций – пения специальных песен, имитации голосов животных, игры на бубне и др.);
Целительные свойства звука (пение в шаманском ритуале и эпосе);
Духовные свойства звучания - физического воплощения концепта Мирового дерева (космической вертикали для связи между мирами космоса). Песня как медиатор между миром людей и миром духов (в шаманстве), между разными социальными группами людей (иносказательное песенное общение юношей и девушек), между явью и сном (колыбельная).


Слайд 16 Звучащее=сакральное
Подобно Мировому дереву, «звук-звучание-музыка» соединяет сферы реальной и

Звучащее=сакральноеПодобно Мировому дереву, «звук-звучание-музыка» соединяет сферы реальной и духовной жизни самодийских

духовной жизни самодийских народов, она является носителем космической, или

транс-культурной информации (идентификации человека, социума, первопредка, сверхъестественного мира), обеспечивает единство мировоззрения традиционной культуры, служит инструментом социальной и духовной активности.

Слайд 17 Музыкальный язык шаманского обряда
«Музыкальный язык шаманского обряда

Музыкальный язык шаманского обряда «Музыкальный язык шаманского обряда обладает строгой предназначенностью,

обладает строгой предназначенностью, и не используется вне обрядовых жанров»
«Важнейшим

отличием речи шаманских духов является ее омузыкаленность. Каждому шаманскому духу-помощнику сопутствует определенная мелодия, строго закрепленная за ним в качестве индивидуального музыкального маркера-"лейтмотива", по которой его безошибочно узнают участники обряда, знакомые с шаманской традицией. Начиная пение, шаман как бы перевоплощается в то существо, чью песню он поет»

Слайд 18 Суть канонизации
«…многообразие напевов, используемых в нганасанских шаманских ритуалах,

Суть канонизации«…многообразие напевов, используемых в нганасанских шаманских ритуалах, практически исчерпывается типами

практически исчерпывается типами мелодий:
предковых (наследственных),
полученных в период инициации.

Помимо этого, в ритуале Дюлсымяку Костеркина встречаются 2 песни-импровизации, созданные непосредственно в процессе шаманского ритуала. Однако подобное «песнетворчество» Дюлсымяку порицалось представителями старшего поколения нганасан, которые расценивали эти моменты новизны как «незнание шаманских песен» и «неумение держаться верной дороги». Возможно, появление импровизирующихся во время ритуала песен знаменует собой упадок шаманской традиции и поэтому порицается ее блюстителями. Можно сделать вывод, что классическое нганасанское шаманство признавало мелодику только первых двух типов и ориентировалось на традиционные мелодические образцы; мелодическая импровизация не применялась» Устные сообщения информантов, зафиксированные в полевых материалах автора 1991-1996 годов.

Слайд 19 слушать
http://tibet-cd.narod.ru

слушатьhttp://tibet-cd.narod.ru

Слайд 20 Самый древний инструмент?

Самый древний инструмент?

  • Имя файла: arhaicheskie-plasty-muzykalnoy-kultury.pptx
  • Количество просмотров: 150
  • Количество скачиваний: 0