Слайд 2
Содержание:
Связь музыки с религиозной жизнью
Музыкальные библейские жанры
1) Пассионы
2) Оратории
3) Кантаты
Сюжеты некоторых
произведений
1) опера «Юдифь»
2) опера «Руфь»
3) пассион «Страсти по Матфею»
4) опера «Ave Maria»
Слайд 4
Связь музыки с религиозной жизнью
О глубокой связи музыки с религиозной жизнью свидетельствует тот
факт, что важнейшие этапы священной истории сопровождались гимнотворчеством. Об этом же говорят разнообразные песенные жанры, такие как новые песни, песни восхождения и вообще все виды псалмов. Правда, Ветхий Завет знал и светскую музыку, но центральное место в ветхозаветной общине играла музыка духовная, в частности, храмовая. Нередко музыка сопровождала вдохновенные речи пророков. Певцами и музыкантами в Храме были левиты, возглавляемые особыми руководителями хоров и оркестров. Пение носило речитативный характер. Отсутствие в древности нот не позволяет восстановить храмовую ветхозаветную музыку, но отголоски ее сохранились в древнем синагогальном пении, донесенном традицией до более поздних времен. В этот период музыкальное искусство в ветхозаветной Церкви не исчезло. Распевное чтение Библии и молитв в синагогах стало одним из источников певческой культуры Христианской Церкви.
Слайд 5
Музыкальные библейские жанры
Между 16
и 18 вв. на Западе окончательно складывается музыкальный библейский
жанр П а с с и о н о в, «Страстей», зародившийся еще в 4 в. Темой пассионов являются события последних дней Страстной Недели (Тайная Вечеря, предательство Иуды, суд над Христом, Распятие). Родоначальником пассионов Нового времени считается немецкий протестант Генрих Шютц (1585-1672). Шютц, по словам А.Швейцера, «обратился целиком к Библии, погрузился в ее богатство, чтобы черпать там драматические тексты, которые не мог получить у стихоплетов своего времени». Вершиной пассионного творчества явились «Страсти» Иоганна Себастьяна Баха. Они включают хоралы, арии, речитативы с музыкальным сопровождением. Текст их выходит за формальные рамки Евангелия, сохраняя дух, а не букву.
Слайд 6
Музыкальные библейские жанры
О р а
т о р и и на сюжеты Священного Писания
занимают видное место в мировом музыкальном наследии. Они сформировались в эпоху католичества. Реформы (16-17 вв.) и предназначались для исполнения вне храма. Участие солистов, хора и оркестра открыло авторам ораторий возможность разворачивать грандиозные панорамы, создавать мощные эпические образы. Так, характеризуя ораторию Г.Ф.Генделя «Иуда Маккавей», Р.Роллан писал: «В этой победной эпопее порабощенного народа, восставшего и вытеснившего угнетателя, отдельные индивидуальности почти сливаются с героической душой народа».
Слайд 7
Музыкальные библейские жанры
Подобно ораториям, к а
н т а т ы пишутся для солистов, хора
и оркестра, но в отличие от ораторий они проще по композиции и связаны с каким-либо одним текстом. Библейские кантаты появились в 17 в. Одна из первых принадлежит И.С.Баху, а позднейшая, написанная на текст Ин 1:1, — австрийскому композитору А.Хайлеру (1965).
На библейские сюжеты создано немало о п е р. Первая была написана итальянским композитором К.Монтеверди («Магдалина», 1617). Существуют также в о к а л ь н о - и н с т р у м е н т а л ь н ы е и ч и с т о - и н с т р у м е н т а л ь н ы е произведения с библейской программой.
Слайд 8
Опера «Юдифь»
Юдифь - тема оперы
заимствована из предания, не вошедшего в канонический текст Библии.
Город Ветилуя осажден ассирийскими войсками, возглавляемыми Олоферном. Голод и смерть грозят жителям. Смелая Юдифь отправляется в лагерь врага. Олоферн покорен ее красотой. Он устраивает пиршество и, опьянев, засыпает. Юдифь отрубает ему голову и возвращается в Ветилую. Войска ассирийцев, увидев голову своего военачальника, водруженную над крепостной стеной, в ужасе разбегаются.
Непревзойденной исполнительницей партии «Юдифи» была Ф. Литвин, создавшая мощный образ народной героини. Легко преодолевая трудную тесситуру этой партии, великая певица раскрывала мужество, чистоту и нравственное благородство Юдифи, пожертвовавшей своей честью, разделившей ложе с тираном, для того чтобы освободить от ига свой народ. Литвин выступала в «Юдифи» вместе с Шаляпиным в Париже, партию Ахиора исполнял И. Ершов. Замечательными исполнительницами «Юдифи» были также Н. Ермоленко-Южина и М. Валицкая.
Слайд 9
Опера «Руфь»
Руфь - первая
уже полноценная опера - лирическая опера «Руфь» (в 3-х
действиях с прологом) - была написана Ипполитовым-Ивановым в грузинский период. История ее создания сама по себе занимательна и овеяна определенной мифологией. По легенде, юного Мишу Иванова родители однажды летом 1875 года привезли в гости к А.К.Толстому, с которым были в дружеских отношениях. Узнав о любви подростка к музыке, Толстой в шутку поинтересовался, не хочет ли он, подобно другому Михаилу Глинке, написать оперу, еще одну «Жизнь за царя»? На что мальчик ответил, что хотел бы лучше написать оперу на библейский сюжет. И тогда Толстой, проникшийся симпатией к юному дарованию, набросал в тетрадке текст для либретто будущей оперы «Руфь». После смерти Толстого вдова отдала черновики наброски будущему композитору, а тогда еще студенту консерватории, и идея создания оперы была реализована. Помимо А.К.Толстого, к разработке этого либретто приложил руку поэт Д.Н.Цертелев, а консультировал композитора по части драматургии сам А.Н.Островский.
Опера основана на сюжете Ветхого Завета - книги Руфи. Опера, по мелодике представляющая собой смесь русских, ближневосточных и еврейских мотивов, была положительно встречена критиками и музыкальной общественностью. В ней присутствовали не только серьезные вокальные партии, но и интересные хоровые фрагменты.
Слайд 10
Пассион «Страсти по Матфею»
Сюжет «Страстей по Матфею» охватывает события последних трех
суток жизни Христа - тайная вечеря, предсказание о предательстве Иуды, установление таинства причастия, моление Христа о чаше на горе Елеонской, взятие Христа под стражу, суд над Христом, шествие на Голгофу, распятие Христа, смерть и погребение.
«Страсти по Матфею» И.С.Баха для солистов, двух хоров и двух оркестров. Впервые исполнены в 1727 г. Либретто составлено из Библейских текстов, поэзии немецких авторов (Пикандера и др.), а также традиционных лютеранских хоралов. Произведение состоит из 78 музыкальных номеров, в том числе речитативов, арий, хоралов и хоров, общей продолжительностью - около 3 часов. После смерти Баха его музыка была забыта. Возрождение музыки Баха началось с исполнения «Страстей по Матфею», организованного Феликсом Мендельсоном-Бартольди в Берлине в 1829 году.