Слайд 2
Фридерик Шопен
Шопен – основоположник польской музыкальной
классики. Это композитор-романтик, но особый романтик. Всё его творчество
связано с Польшей, её фольклором, историей.
Слайд 3
Жизнь Шопена как бы разделена на 2 части.
Первые 20 лет он прожил в Польше (до 1831
г.), а потом вынужден был уехать из Польши навсегда. Всю оставшуюся жизнь Шопен жил в Париже, тоскуя по Родине.
Слайд 4
Раннее творчество
Высшее достижение этого периода –
2 фортепианных концерта. В 1828 г. Шопен первый раз
выехал в концертную поездку за границу. Был в Берлине, Вене, Праге и Дрездене.
Слайд 5
В 1830 г. он наметил
с друзьями новую концертную поездку. Осенью он поехал в
Вену, а потом в Париж. В это время в Праге назревало восстание, которое Шопен горячо поддерживал. По дороге в Париж – в городе Штутгарде он узнал о разгроме восстания. Это его потрясло. Он рвался на родину, но его удержали друзья.
После этого творчество Шопена изменилось. Появился невиданный до этого драматизм.
Слайд 6
30-40 гг.
Главный период творчества.
Париж
в 30-40 годы стал культурным центром Европы. Туда стекались
все знаменитости: Бальзак, Стендаль, Гюго, Мериме, Мюссе, Делакруа (художник, который написал единственный портрет Шопена), Гейне, Мицкевич, Лист, Россини, Доницетти, Беллини и др. Там были знаменитые оперные певцы: Паста, Малибран, Виардо, а так же там были: Берлиоз, Обер, Галеви
Слайд 7
В Париже выступали исполнители-виртуозы: Калькбреннер, Тальберг,
а так же Паганини. В Париже Шопен сблизился с
поляками. Вступил в польское литературное общество. Прежде всего Шопен завоевал Париж как пианист.
У него был тончайший звук. Шопен был очень слаб, поэтому его F воспринималось как i . Он очень хорошо передавал тонкость колорита. У него было удивительное rubato. В дальнейшем Шопен мало выступал в концертах. Он играл в основном для своих друзей- поляков
Слайд 8
1838-1847гг.
Годы расцвета творчества.
Жорж Санд познакомила Шопена с
лучшими людьми Парижа.
В 1838 г. Шопен и Жорж
Санд поехали на остров Майорка.
Романтическая атмосфера вдохновила его на 2-ю балладу, полонезы и 3-е скерцо.
Слайд 9
С середины 40-х гг. в его творчестве появились
новые тенденции: спокойная созерцательность, светлая гармония.
Музыкальный язык
более сложный. Появляется больше полифонических приёмов. Многослойность мелодии. Гармония хроматизирована. Отсюда начинается путь к музыкальному эмприссионизму (Дебюсси и др.). Это воплощено в его “Колыбельной”.
В 1848 г. Шопен поехал на гастроли в Лондон. Там он давал уроки, немного выступал в салонах. Последний раз выступал на польском балу.
Слайд 10
Мазурки
Для Шопена мазурки – символ Родины.
Это- маленькие
фортепианные миниатюры, в которых Шопен наиболее близко соприкоснулся с
польским фольклором, со звучанием народного ансамбля.
Его мазурки можно разделить на деревенские (№ 3, E-dur), бальные или шлиссецкие (№5) и лирические мазурки.
Слайд 11
Полонезы
В полонезах Шопен воссоздаёт героический дух прошлого
Польши
Гораздо больше виртуозности, крупная аккордовая техника, охват крайних
регистров, часто фортепиано звучит как оркестр.
Полонезы насыщены яркими контрастами. В них есть и изобразительные моменты, напоминающие батальные сцены.
Почти все полонезы написаны в сложных 3-х частных формах.
Слайд 12
Прелюдии
Жанр привлёк Шопена своей импровизационностью, возможностью непосредственного высказывания
В
прелюдиях Шопена можно найти не только признаки разных жанров,
но и сочетание разных жанров
Они, так же как и прелюдии и фуги Баха, являются как бы энциклопедией жанров того времени.
Каждая прелюдия написана в своей тональности. Они расположены по кварто-квинтовому кругу.
Слайд 13
Произведения для фортепиано
соло
Мазурки – около 60
Полонезы – около
20
Этюды – 27
Экспромты – 4
Вальсы – около 15
Ноктюрны –
16
Прелюдии – 25
Скерцо – 4
Баллады – 4
Фантазия – 1
Баркарола – 1
Колыбельная – 1
3 сонаты
с оркестром
2 концерта
Рондо аля Краковяк
Рондо аля Мазур
Фантазия на польские темы
Анданте спинато
Большой блестящий полонез
Вариации на темы оперы Моцарта “Дон Жуан”
Фортепианное трио
Соната для виолончели с фортепиано
Слайд 14
Шопен создал свой фортепианный стиль, в котором сочетается
и виртуозность, и тонкий, глубокий лиризм. Он создал новые
типы звучания фортепиано, новый колорит звучания фортепиано, новая техника в педали.
Шопен переосмыслил разные жанры фортепианной миниатюры. По глубине прелюдия или экспромт приближаются к драме.
Шопен сделал много нового в жанре этюда. Каждый этюд – романтическая миниатюра, и вместе с тем каждый этюд – путь к овладению новыми техническими приёмами.