Слайд 2
Общие сведения
Крупнейший представитель польского музыкального искусства.
По-новому истолковал многие
жанры: возродил на романтической основе прелюдию.
Создал фортепианную балладу.
Опоэтизировал и
драматизировал танцы — мазурку, полонез, вальс.
Превратил скерцо в самостоятельное произведение.
Сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.
В его фортепианном исполнении глубина и искренность чувств сочетались с изяществом, техническим совершенством.
Слайд 3
Творчество
Никогда — ни до, ни после Шопена —
его родина Польша не давала такого музыкального гения
Его творчество
почти целиком является пианистическим. Хотя редкий композиторский дар Шопена мог бы сделать его замечательным симфонистом.
В полонезах, балладах, Шопен рассказывает о своей стране, Польше, о красотах её пейзажей и трагическом прошлом.
Музыка его отличается смелой изобразительностью и нигде не страдает причудливостью.
После Бетховена классицизм уступил место романтизму, и Шопен стал один из главных представителей этого направления в музыке.
Часто Шопен достигает вершин трагизма, как, например, в похоронным марше в сонате op. 35, или предстает замечательным лириком, как, например, в adagio из второго фортепианного концерта.
Наиболее интимным, «автобиографическим» жанром в творчестве Шопена являются его вальсы. По мнению российского музыковеда Изабеллы Хитрик, связь между реальной жизнью Шопена и его вальсами исключительно тесна, и совокупность вальсов композитора может рассматриваться как своеобразный «лирический дневник» Шопена.
Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор(1827). Вторая, си минор, появилась десятилетие спустя. Ее третья часть – известный во всем мире похоронный марш. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.
Другие сочинения. Шопену принадлежит также ряд произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), фантазия на польскую тему, рондо-краковяк, а также вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан).
Слайд 4
Краткая биография
Отец Шопена был человеком широкого умственного кругозора
и образования, он занимался педагогической деятельностью и завоевал репутацию
одного из лучших педагогов Варшавы.
По сохранившимся свидетельствам, мать композитора была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фридерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям.
Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружен особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд.
Свою первую музыкальную пьессу Шопен написал в 8 лет. Это был Полонез, услышав,который одна из варшавских газет поместила несколько строк: «Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей.»
Войцех Живный был единственным наставником Шопена по фортепиано.
Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Эльснера.
Слайд 5
Краткая биография
Покровительство князя Антона Радзивилла и князей Четвертинских
ввело Шопена в высшее общество; обращением и внешностью Шопен
производил обаятельное впечатление.
Вот что об этом говорил Ференц Лист: «Общее впечатление его личности было вполне спокойное, гармоничное и, казалось, не требовало дополнений в каких-либо комментариях. Голубые глаза Шопена блистали более умом, чем были подернуты задумчивостью; мягкая и тонкая его улыбка никогда не переходила в горькую или язвительную. Тонкость и прозрачность цвета его лица прельщали всех; у него были вьющиеся светлые волосы, нос слегка закругленный; он был небольшого роста, хрупкого, тонкого сложения. Манеры его были изысканны, разнообразны; голос немного утомленный, часто глухой. Его манеры были полны такой порядочности, в них был признак кровного аристократизма, что его невольно встречали и принимали, как князя… В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова „скука“, не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза».
Слайд 6
Краткая Биография
С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена.
Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения.
В
Париж, где Шопена ожидала новая жизнь и слава, он переселился в 1831 г. Первый концерт Шопен дал в Париже 22-х лет. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро.
Были композиторы, что не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников как в артистических кругах, так и в обществе. Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена.
В апреле 1848 г. отправился в Лондон — концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание легких, — все это окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Париж, Шопен слег. 5 (17) октября 1849 г. его не стало.
О Шопене глубоко скорбил весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества.