Слайд 2
Алекса́ндр Сеза́р Леопо́льд Бизе́— французский композитор периода романтизма,
автор оркестровых произведений, романсов, фортепианных пьес, а также опер,
самой известной из которых стала «Кармен».
Слайд 3
Биография
Бизе родился 25 октября 1838 г. в Париже
в семье учителя пения. Он был зарегистрирован под именем
Александр-Сезар-Леопольд Бизе, но при крещении получил имя Жорж, под которым и был известен в дальнейшем. Бизе можно назвать вундеркиндом: поступил в Парижскую консерваторию за две недели до того, как ему исполнилось десять лет.
В 1857 году он разделил с Шарлем Лекоком премию на конкурсе, организованном Жаком Оффенбахом, за оперетту «Чудесный доктор» и получил Римскую премию, что позволило ему прожить в Риме в течение трёх лет, сочиняя музыку и занимаясь своим образованием. Отчётным произведением (написание которого было обязательным для всех лауреатов Римской премии) стала опера «Дон Прокопио». За исключением проведённого в Риме периода, Бизе прожил всю свою жизнь в Париже.
Слайд 4
После пребывания в Риме он вернулся в Париж,
где посвятил себя написанию музыки. В 1863 году он
написал оперу «Искатели жемчуга». В этот же период он написал «Пертскую красавицу», музыку к пьесе Альфонса Доде «Арлезианка» и произведение для фортепиано «Детские игры». Также он написал романтическую оперу «Джамиле», обычно рассматриваемую, как предшественницу «Кармен». Сам Бизе забыл о ней, и о симфонии не вспоминали до 1935 года, когда она была обнаружена в библиотеке консерватории. При первом же представлении эта работа получила похвалы раннего романтического периода. Симфония замечательна своим стилистическим сходством с музыкой Франца Шуберта, которая в тот период почти не была известна в Париже, за исключением, быть может, нескольких песен. В 1874—1875 гг. композитор работал над «Кармен». Премьера оперы состоялась в парижском театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась провалом. Свою Вторую симфонию, «Рим», Бизе не завершил. Умер Жорж Бизе 3 июня 1875 года от сердечного приступа.
Слайд 5
Оперы
«Анастасия и Дмитрий»
«Дон Прокопио» (опера-буффа, на итальянском языке,
1858—59, поставлена 1906, Монте-Карло), существует также в оркестровке Леонида
Фейгина
«Любовь-художница» (фр. L’Amour peintre, либретто Бизе, по Ж. Б. Мольеру, 1860, не окончена, не опубликована)
«Гузла Эмира» (комическая опера, 1861—62)
«Искатели жемчуга» (фр. Les Pecheurs de perles, 1862—63, поставлена 1863, «Театр лирик», Париж)
«Иван Грозный» (фр. Ivan le Terrible, 1865, поставлена, 1946, Замок Мюринген, Вюртемберг)
«Никола Фламель» (1866?, фрагменты)
«Пертская красавица» (фр. La Jolie fille du Perth, 1866, поставлена 1867, «Театр лирик», Париж)
«Кубок Фульского короля» (фр. La Coupe du roi de Thule, 1868, фрагменты)
«Кларисса Гарлоу» (комическая опера, 1870—71, фрагменты)
«Каландаль» (комическая опера, 1870), Гризельда (комическая опера, 1870—71, не окончена)
«Джамиле» (комическая опера, 1871, поставлена 1872, театр «Опера комик», Париж)
«Дон Родриго» (1873, не окончена)
«Кармен» (драматическая опера, 1873—74, поставлена 1875, театр «Опера комик», Париж; речитативы написаны Э. Гиро, после смерти Бизе, для постановки в Вене, 1875)
Слайд 6
Оперетты
Анастасия и Дмитрий
Мальбрук в поход
собрался (Malbrough s’en va-t-en guerre, 1867, театр «Атеней», Париж;
Бизе принадлежит 1-е действие, другие 3 действия — И. Э. Легуи, Э. Жонасу, Л. Делибу)
Соль-си-ре-пиф-пан (1872, театр «Шато-д’о», Па
Ангел и Товия (L’Ange et Tobia, около 1855-57)
Элоиза де Монфор (1855-57)
Очарованный рыцарь (Le Chevalier enchanté, 1855-57)
Эрминия (1855—1857)
Возвращение Виргинии (Le Retour de Virginie, около 1855—1857)
Давид (1856)
Кловис и Клотильда (1857)
Доктор Миракль (1857)
Песня веку (Carmen seculaire, по Горацию, 1860)
Женитьба Прометея (Les Noces de Promethee, 1867)
Слайд 7
История создания, премьера и первые отзывы
Жорж Бизе начал
работать над оперой «Кармен» в 1874 году. Премьера «Кармен»
состоялась во Франции городе Париже в театре «Опера-Комик» 3 марта 1875 года и закончилась полным провалом. Даже парижане, считавшиеся искушёнными зрителями, оказались не готовы к подобному реализму на сцене. Столичные французские газеты соревновались в хлесткости критических отзывов об опере «Кармен»:
В повести, действительно, гибель Кармен есть лишь справедливое возмездие за все те преступления, на которые она наталкивает Хозе, это месть за всех тех, кого она заставила убить; здесь же (в опере), наоборот, Кармен никогда не была виновницей чьего бы то ни было убийства. Единственная её вина — в том, что она совратила с прямого пути склонного к любовным авантюрам солдата, и она является почти невинной жертвой, в то время как истинный преступник — её убийца.
Скромные матери, почтенные отцы семейства! С верой в традицию вы привели ваших дочерей и жен, чтобы доставить им приличное, достойное вечернее развлечение. Что испытали вы при виде этой проститутки, которая из объятия погонщика мулов переходит к драгуну, от драгуна к тореадору, пока кинжал покинутого любовника не прекращает её позорной жизни.
Слайд 8
Но, как нередко случается, именно такие рецензии создали
«Кармен» огромную популярность и только на сцене парижской Комической
оперы только в премьерный сезон, прошло не менее пятидесяти спектаклей. Тем не менее «Кармен» надолго исчезла с парижских подмостков и была возобновлена лишь в 1883 году в редакции Эрнеста Гиро (Гиро заменил разговорные диалоги речитативами, а также добавил несколько балетных сцен использовав музыку из других произведений Жоржа Бизе). В немалой степени, возвращению оперы на парижскую сцену способствовало триумфальное шествие оперы «Кармен» по городам Европы, России и Америки. Еще в 1880 году русский композитор Пётр Ильич Чайковский напишет:
Опера Бизе — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире…
Слова Чайковского оказались пророческими. Опера «Кармен» и по сей день является одной из самых популярных театральных представлений.
В 1967 году Родионом Щедриным с использованием музыкального материала оперы была написана «Кармен-сюита».
Слайд 10
«Кармен» - вся жизнь, вся свет без
теней, без недосказанности…
Ромен Роллан
Слайд 12
Краткое содержание.
Действие происходит в Испании, около 1830 года
Слайд 13
Действие первое.
В Севилье возле сигаретной фабрики остановился драгунский
эскадрон. Солдаты любуются красивыми девушками — работницами фабрики. В
поисках драгуна Хозе приходит Микаэла, но солдаты говорят ей, что Хозе в другом эскадроне, и что скоро тот эскадрон придёт к ним на смену. Микаэла уходит. Вскоре происходит смена эскадрона. Капитан Суньига, беседуя с сержантом Хозе, выражает восхищение работницами сигаретной фабрики, но Хозе, пожалуй, единственный, кто не интересуется ими — у него есть невеста Микаэла, которая ему милее всех. Слышится фабричный звонок и девушки выходят на улицу на перерыв. Все они держат во рту сигареты. Их тут же окружают мужчины. Но вот появляется та из них, которую ждут с особым нетерпением — жгучая цыганка Кармен. Она привыкла к тому, что все мужчины вокруг не отрывают от неё взгляда, сама же она испытывает наслаждение от издевательства над ними, над их чувствами. Никто, да и она сама, не может знать, кто сегодня станет объектом её внимания, а кто завтра. Однако ей не нравится, что Хозе — единственный, кто не обращает на неё никакого внимания и бросает ему под ноги цветок. Снова звенит звонок и девушки уходят обратно на работу. Возвращается Микаэла и передаёт Хозе привет от его матери, которая ждёт его в деревне. Между ними происходит взаимное любовное признание. После ухода Микаэлы из фабрики доносится шум. Оказалось, что среди работниц возникла ссора с поножовщиной, одна из них ранила другую. Виновницей оказывается Кармен. Капитан Суньига приказывает Хозе стеречь Кармен, а сам отправляется за ордером на её арест. Однако за это время Кармен удаётся, используя всё своё обаяние, обольстить Хозе и он расслабляется. Когда Суньига приносит ордер на арест Кармен, Хозе помогает ей бежать из-под стражи.
Слайд 14
Действие второе.
Прошло два месяца. В таверне «Лилас Пастья»
Кармен с подругами Фраскитой и Мерседес плясками развлекает посетителей.
Здесь же и капитан Суньига. Он сообщает, что Хозе за то, что помог ей бежать, отбыл тюремный срок и разжалован в солдаты, и теперь вышел на свободу и скоро придёт к Кармен. В окружении толпы входит тореадор Эскамильо и тоже поражается красотой и обаянием Кармен. После закрытия таверны для обычных посетителей, в ней остаются только контрабандисты — Данкайро, Ремендадо, Кармен, Фраскита и Мерседес. Они собираются идти на очередное дело, только Кармен отказывается. Она хочет дождаться Хозе, в которого сейчас влюблена. Тогда контрабандисты предлагают ей привлечь Хозе к своим делам. Хозе приходит, однако вскоре издали послышался звук трубы, призывающей его в казарму на вечернюю проверку. Кармен вновь применяет всё своё актёрское мастерство, чтобы оставить Хозе с ней. Он долго колеблется между солдатским долгом и любовью к ней. Но тут подворачивается случай, который расставляет всё по своим местам: возвращается капитан Суньига и приказывает Хозе возвращаться в казарму. Хозе отказывается выполнить приказ и обнажает шпагу. Так он становится дезертиром и вынужден остаться с Кармен и с контрабандистами. Данкайро и Ремендадо обезоруживают Суньигу и выпроваживают его из таверны.
Слайд 15
Действие третье.
В горах недалеко от границы, по
прошествии ещё некоторого времени. Контрабандисты на очередном деле. Однако
Кармен уже охладела к Хозе, да и ему самому не по душе такое ремесло. Между ним и Кармен начались размолвки. Контрабандисты уходят к границе, оставив Хозе здесь на страже. Превозмогая страх, в горы в поисках Хозе приходит Микаэла. Она видит, как Хозе в кого-то стреляет и прячется. Однако Хозе промахнулся и перед ним возникает Эскамильо, который признаётся ему, что тоже ищет Кармен и что он всё знает про самого Хозе. Соперники готовы выяснить отношения на кинжалах, но возвращаются контрабандисты за оставленным товаром и дуэль пришлось прекратить. Забрав товар, контрабандисты хотят уйти, но замечают Микаэлу и хотят убить девушку, но Хозе спасает её. Между Хозе и Кармен происходит бурное выяснение отношений, он готов наброситься на неё, но Микаэла сообщает, что мать Хозе при смерти и ждёт его, и он останавливается. Сейчас он пойдёт к матери, но потом он клянётся найти Кармен и довести этот разговор до конца. Эскамильо уходит, приглашая всех в Севилью на бой быков, который он посвятит Кармен.