Слайд 2
Давным-давно в древней-древней Греции жил-был козлоногий бог
по
имени Пан. Любил он вино, музыку, и, конечно, женщин.
И вот идет он по своему лесу - вдруг нимфа по имени Сиринкс. Пан к ней... А красавица-нимфа невзлюбила козлоногого-то и бежать. Бежит-бежит, а Пан ее уже настигает.
МИФ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Слайд 3
Взмолилась Сиринкс к своему отцу – речному богу,
спаси меня,
мол, батюшка,
от посягательств козлища, даром что
он тоже бог. Ну отец ее и превратил в тростник. Срезал Пан тот тростник и сделал себе из него дудку. И давай на нем играть. Никто не знает, что не флейта это поет, а сладкоголосая нимфа Сиринкс.
Слайд 4
С тех пор и повелось, что многоствольные флейты,
похожие на заборчик из укорачивающихся тростниковых трубок, называют флейтами
Пана - от имени древнегреческого бога полей, лесов и трав.
А в самой Греции ее до сих пор называют сиринкс.
У каждого народа для этого инструмента названия свои. У русских - кувички, у грузин - ларчеми, в Литве - скудучай, в Молдавии и Румынии - най или мускал, у латино-американских индейцев - сампоньо, английские флейты Пана - panpipes или pan-flute. Некоторые называют флейту Пана свирелью.
Слайд 5
Бывают флейты Пана диатонические и хроматические,
и даже
пентатонические. И все они по-своему хороши. На хроматических больше
нот, на диатонических легко играть,
а пентатонические - как ни играй, получится красивая мелодия. Правда, либо китайская, либо индейская .
Флейты Пана у разных народов и устроены по-разному. Чаще всего отдельные трубочки флейты скрепляют между собой прочно. А у сампоньо они просто связаны в два ряда, и любую трубку, вышедшую из строя, легко заменить.
Трубочки русских кувичек вообще не соединяют между собой
и используют всего от 2 до 5 трубочек, просто набирая в руки,
а недостающие ноты восполняют голосом.
Слайд 6
СТАРИННАЯ ЛЕГЕНДА
Однажды в город Гаммельн пришли крысы. Они
причиняли жителям города неисчислимые бедствия. И вот явился крысолов,
взявшийся избавить город от беды. Магистрат заключил с ним договор, по которому обязался выплатить 1000 талеров, если он сумеет избавить город от крыс. Крысолов заиграл на волшебной флейте и крысы вышли из своих нор, вошли в реку и утонули.
СТАРИННАЯ ЛЕГЕНДА
Слайд 7
Но жадный магистрат не захотел заплатить Крысолову положенную
ему сумму. Тогда Крысолов жестоко отплатил жителям Гаммельна: он
снова заиграл на своей флейте и все дети послушно пошли с ним и навсегда исчезли иэ Гаммельна. Рассказывают, что где-то далеко в горах живут счастливые люди, не знающие несправедливости, корысти и несчастий, и будто эти люди говорят на гаммельнском диалекте.
Слайд 8
Блок-флейта - инструмент, на котором играют все -
от детей до профессионалов. Этот инструмент легок в освоении,
сладкозвучен, удобен. Блок-флейту можно встретить на концерте старинной музыки, так как это популярнейший инструмент средневековья, у хиппи на Арбате, у начинающих музыкантов-духовиков.
Слайд 9
Блок-флейта разновидность продольной флейты с восемью игровыми отверстиями,
одно из них располагается на нижней стороне инструмента и
выполняет роль октавного клапана для повышения звуков на октаву вверх.
Говоря же проще - это дудка. Корпус конический - это важное отличие от другого инструмента, сопилки, у которой корпус цилиндрический. С нижней стороны флейты отверстие одно - для большого пальца. Дуют в свисток.
Слайд 10
Флейта - это один из самых древних духовых
инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта
и Греции. Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении.
Ф л е й т а
Слайд 11
Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант
держит горизонтально.
Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году
немецким мастером Теобальдом Бёмом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.
Слайд 12
Диапазон ее – от «до» первой и до
«до» четвертой октавы, нижний регистр глуховатый, мягкий; средний и
часть верхнего очень красивы, обладают нежным и певучим тембром; самые высокие звуки пронзительные, свистящие.
Слайд 13
Волынка - один из древнейших музыкальных инструментов, родом
с Ближнего Востока. На ней играли древние халдеи, ассирийцы,
египтяне и греки, что отображено в каменных барельефах тех времен. Своими громогласными протяжными звуками волынка поднимала дух суровых римских воинов и была одним из любимых инструментов великого и ужасного Нерона.
Волынка
Слайд 14
И вполне возможно, что именно римляне завезли волынку
в Британию и Шотландию, ну а сейчас, как известно,
волынка - национальный символ Шотландии. В шотландских войсках громкий звук волынки, гулко раздающийся в горах, потеснил рожки и барабаны. Волынщик был подобен знамени полка, и, по традиции, пока он был жив, шотландцы не сдавались. Впрочем, играли на волынке и в мирное время.
Слайд 15
Раз в году после сбора урожая в одно
шотландское селение на праздник с гор спускался маг. В
эти дни проходил ритуал посвящения юношей в мужчины. Самый достойный должен был отправится в горы и в одной из пещер найти волшебную волынку. Существовало поверие, что когда зазвучит волынка, люди забудут все ссоры и обиды, а тот, кто будет играть, найдёт свою половинку, предназначенную ему судьбой и узнает своё предназначение. По окончании праздника маг относил волынку опять в горы до следующего года.
СТАРИННОЕ ПОВЕРИЕ
Слайд 16
Существовала волынка и на Руси, где у неё
было и еще одно название – «дуда». На дуде
играли скоморохи. Впрочем, до XIII века гораздо чаще именовали скомороха «игрец», «глумец», «гудец», «сопельник» или просто-напросто «волыночник». Но на Руси обстоятельства складывались не в пользу волынки, ее постоянно преследовало духовенство.
Слайд 17
Интерес к этому инструменту появлялся в разные времена,
в XIX веке существовал даже ансамбль русских волынок, но
затем в XX волынка опять не пришлась ко двору. Но в жизни ничто не исчезает бесследно, мы не оставляем надежды способствовать возрождению и появлению школы игры на русской волынке, ну а пока шотландская....
Слайд 18
Магия звучания шотландской волынки, заключается в пронзительном тембре,
громкости и постоянном сопровождении основной мелодии бурдонным тоном, который
исходит из трёх труб, лежащих на плече исполнителя. Ещё одна особенность – это натуральный строй внутри лада чантера (мелодической дудки) волынки.
Чантер - мелодическая трубка с игровыми отверстиями.
Бурдон - трубка, поддерживающая постоянный звук. Количество их может варьироваться.
Хорошо темперированный строй дал бы плоское созвучие интервалов относительно бурдонного тона, натуральный строй даёт очень сильное ощущение распевности.