Слайд 2
Сергей Сергеевич ПРОКОФЬЕВ (23.04.1891, имение Сонцовка, Бахмутский уезд,
Екатеринославская губерния (ныне село Красное Красноармейского района Донецкой области,
Украина) — 5.03.1953, Москва, РСФСР, СССР) — русский и советский композитор, дирижёр и пианист. Народный артист РСФСР (1947). Лауреат Ленинской (1957 — посмертно) и шести Сталинских премий (1943, 1946 — трижды, 1947, 1951). Один из крупнейших, влиятельных и самых исполняемых композиторов XX века.
Слайд 3
Родился в семье учёного-агронома Сергея Алексеевича Прокофьева (1846—1910).
Воспитание сына взяла на себя мать, которая была хорошей
пианисткой. Она происходила из крепостных Шереметевых, где с самого раннего детства учили, причём на самом высоком уровне, театральным искусствам и музыке. Мальчик начал заниматься музыкой с 5 лет и уже тогда проявлял интерес к сочинительству. Мать записывала сочинённые им пьесы: рондо, вальсы, песенки, «Индийский галоп». В возрасте 9-10 лет мальчик-композитор написал 2 оперы: «Великан» и «На пустынных островах». В 1902—1903 брал частные уроки теории и композиции у Р.М.Глиэра. С 1904г. учился в Петербургской консерватории у Н.А.Римского-Корсакова по инструментовке, А.К.Лядова по композиции, Я.Витола по музыкально-теоретическим дисциплинам, А.Н.Есиповой по фортепиано, Н.Н.Черепнина по дирижированию. Окончил консерваторию как композитор в 1909г. и как пианист в 1914г. По 1917г. включительно продолжал занятия в консерватории по классу органа.
Слайд 4
С 1908г. даёт первые концерты с исполнением собственных
произведений. В 1918 Прокофьев выезжает на заграничные гастроли, которые
затянулись на восемнадцать лет. Прокофьев гастролировал в Америке, Европе, Японии, на Кубе. В 1927, 1929 и 1932 гг. Прокофьев предпринял концертные поездки в СССР. В 1936г. вернулся в СССР вместе с женой-испанкой Линой Кодина, ставшей Прокофьевой. Прокофьев с семьёй — женой и сыновьями Святославом и Олегом обосновался в Москве. В дальнейшем он выезжал за границу (в Европу и США) лишь дважды: в сезонах 1936/37 и 1938/39.
Слайд 5
Прокофьев вошёл в историю музыки как новатор, начавший
вслед за Стравинским отход от ладовых гармоний романтизма XIXв.
В результате чего композитор добился новых сверхмощных звучаний, основанных на диссонирующих медных духовых и сложных полифонических узорах струнной группы. Это особенно чувствуется во 2-й (1924) и 3-й (1928) симфониях, а также в операх «Игрок», «Огненный Ангел» и «Любовь к трём апельсинам».
С начала 1930-х гг. музыкальный стиль Прокофьева становится более умеренным, сочетая в себе модернизм, импрессионизм и поздний романтизм. Композитор уменьшил долю резких и мрачных звучаний в своих сочинениях. Музыка стала более светлой и мелодичной, сочетая в себе как новаторские, так и традиционные приёмы композиции. Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и 5-я симфония (1945).
Слайд 6
Типичные примеры: балет «Ромео и Джульетта» (1938) и
5-я симфония (1945).
С 1941г. Прокофьев жил уже отдельно от
семьи. А через несколько лет советское правительство объявило его брак недействительным, и без оформления развода 15.01.1948г. композитор официально женился второй раз, женой стала Мира Мендельсон. А первая супруга была арестована в 1948 и сослана — сначала в Абезь (Коми АССР), затем в мордовские лагеря, откуда вернулась в 1956г.; позднее она сумела выехать из СССР, умерла в возрасте 91 года в Англии в 1989г.
Слайд 7
Прокофьев написал и симфонические сюиты — музыку к
фильмам «Александр Невский» (1938) и «Иван Грозный» (1944—1945). Они
выполнены в стилистике позднего романтизма, немного отличаясь от собственного стиля Прокофьева. Это свидетельствует о его исключительно высоком композиционном мастерстве и умении писать в разных академических стилях.
Слайд 8
В 1948г. Прокофьев подвергся разгромной критике за формализм.
Его 6-я симфония (1946) и опера «Повесть о настоящем
человеке» подверглись резкой критике, как не соответствующие концепции социалистического реализма.
С 1949г. Cергей Сергеевич почти не выезжает с дачи, но даже при строжайшем медицинском режиме пишет балет «Каменный цветок», Девятую фортепианную сонату, ораторию «На страже мира» и многое другое. Последним сочинением, которое довелось композитору услышать в концертном зале, стала Седьмая симфония (1952).
Слайд 9
Сергей Сергеевич скончался в Москве в коммунальной квартире
в Камергерском переулке от гипертонического криза 5.03.1953г. Так как
он умер в день смерти Сталина, его кончина осталась почти незамеченной, а близкие и коллеги композитора столкнулись в организации похорон с большими трудностями.