Слайд 2
План
1. Что такое сребролюбие?
2. Особенности страсти сребролюбия.
3. Что
собой представляет сердце человека,
пораженное страстью сребролюбия?
4.
Является ли богатство само по себе злом?
5. Средства избавления от сребролюбия.
Слайд 3
Что такое сребролюбие?
*Сребролюбие – есть великое зло;
*сребролюбие –
есть страсть ненасытная;
*сребролюбие есть признак неверия и звероподобной души
(святитель Тихон Задонский).
Слайд 4
Свойства сребролюбия.
При сребролюбии человек не удовлетворяется даже
и тогда, когда имеет уже множество материальных благ. Его
алчность бывает настолько ненасытной, что он не успокоился бы и в том случае, если бы обладал богатством всего мира.
Слайд 5
Иуду страсть сребролюбия довела даже до предательства Спасителя
мира
Слайд 6
ОСОБЕННОСТЬ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ
Страсть к приобретению возбуждает ссору между
братьями, наполняет пустыни убийцами, моря разбойниками, порождает клеветников в
городах (Святитель Василий Великий).
Слайд 7
Всякий порок бывает противен Богу и нарушает гармонию
души человека, но ни один из них так не
овладевает сердцем, как сребролюбие.
Слайд 8
Что собой представляет сердце человека, пораженное страстью сребролюбия?
*не
может быть любви к Богу и ближнему, потому что
жажда обогащения изгоняет ее;
*человек незаметным образом отвращается от своего Спасителя, хотя и устами исповедует Его;
*в определенный момент его жизни, когда пред ним будет поставлен вопрос: спасение или богатство, то безусловно такой человек изберет последнее.
Слайд 9
Разновидности сребролюбия
Преподобный Иоанн Лествечник называет сребролюбие «тьмоглавым бесом»,
ведь существует множество разновидностей этого недуга:
жадность,
скупость,
любостяжание,
мшелоимство,
лихоимство,
скверноприбытчество,
корыстолюбие.
Подчеркнутые понятия редко
встречаются в обиходе, но они относятся к тяжким порокам человека, поэтому разберем их подробно.
Слайд 10
Жадность -
стремление удовлетворить непомерные, ненасытные желания…
(Толковый словарь Ефремовой)
Слайд 11
Скупость -
чрезмерная, доходящая
до жадности бережливость, избегающая расходов.
Слайд 12
Любостяжа́ние
(любовь к приобретению) — излишнее попечение о богатстве
и приобретении земных благ. Любостяжание есть забота о земных благах сверх
необходимого для жизни, когда человек больше заботится о себе, пренебрегая любовью к Богу и ближнему
Слайд 13
Мшелоимство -греховная страстьгреховная страсть, заключающаяся в стремлении приобретать все новые
и новые вещи, без их видимой пользы для себя,
собирание ненужных вещей. Разновидность страсти сребролюбия.
Мшелоимство есть форма вещелюбия, когда вещи приобретаются ради самих вещей. Мшелоимство, по слову св. Игнатия Брянчанинова – это заведение различных предметов прихоти и роскоши. Виды мшелоимства разнообразны – от взяток вещами, пристрастия к подаркам, бесполезного коллекционирования до собирания хлама
Один старый батюшка объяснял это слово от прилагательного «замшелый» – поросший мхом: заплесневелый хлеб в хлебнице, старое молоко в холодильнике, прогорклая крупа, которую хранили «на черный день», старые ненужные вещи – всякое бессмысленное и разорительное накопительство в духе Плюшкина. Это часто бывает грех корысти не только богатого, но и бедного.
Слайд 14
Сверноприбытчество
Это понятие в христианской религии представляет собой получение
какого-либо дохода неправедным, то есть скверным способом.
Слайд 15
Лихои́мство
1) чрезмерная алчность к
приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние,
соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник1) чрезмерная алчность к приобретению материальных благ за счёт обирания людей; 2) деяние, соответствующее этой форме алчности; 3) греховная «страсть иметь все больше и больше, от которой умножение стяжаний без разбора средств, чрез обман в сделках и торговле, чрез неправый рост и воровство» (Св. Феофан Затворник); разновидность страсти сребролюбия. Лихоимство – это страсть крайне развращенных людей, у которых безбожие кроется в сердце, хотя устами и исповедуют Бога; и есть признак человека, преобразившегося в хищного зверя, который без разбора на всякое животное нападает, чтобы насытиться плоти и крови его; или даже хуже самих зверей, как учит святой Иоанн Златоуст. Ибо звери, насытившись, более не устремляются на животных, а они никогда насытиться не могут, но всегда алчут и жаждут чужого добра; и чем более собирают, тем более желают и похищают.
Слайд 16
Корыстолюбие -
стремление к личной выгоде,
обогащению, наживе, жадность к деньгам.
Слайд 17
Святой праведный Иоанн Кронштадтский напоминает нам: «Главный недуг
юноши богатого, о коем говорится в Евангелии, был тот,
что он страстно предан корысти, сребролюбию - с ног до головы, и сердце его не Вино, говорит святитель, одному служит лекарством, если он употребляет его с воздержанием, а другому, невоздержанному, — ядом; или, например, огонь можно употребить и на доброе, и на злое, т. е. все зависит от внутреннего устроения человека. Исходя из этого, святитель считает, что даже тот, кто ничего не имеет, "но ненасытно желает" богатства, осуждается наравне с безумными сребролюбцами.
Слайд 18
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ БОГАТСТВО САМО ПО СЕБЕ ЗЛОМ?
Согласно учению
святителя Тихона Задонского, богатство само по себе не является
злом, потому что оно есть дар Божий, служащий на пользу человеку. Спаситель не запрещает Своим последователям пользоваться благами земными, но все же Он на первое место поставляет блага небесные: "Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам" (Мф. 6, 33), т. е. человек должен приобрести добродетели, которые бы господствовали в его душе и покоряли себе все прочие стремления.
Слайд 19
СРЕДСТВА ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ СТРАСТИ СРЕБРОЛЮБИЯ
*самоотречением;
*искоренением самолюбия;
*путем исполнения
нравственных законов.
Слайд 20
Никто не может взять с собой что-нибудь в
вечность; гроб мал как нищего, так и богатого восприемлет
и вмещает.
Научиться довольствоваться тем, что Господь посылает для его пропитания и благополучия (схиархимандрит Иоанн (Маслов)).