Слайд 6
В 1957 г. французский профессор Ф. Фабр сконструировал
устройство, позволяющее наблюдать работу голосовых складок в процессе естественной
фонации.
Установка состоит из двух приборов - глоттографа и соединенного с ним осциллографа.
Данный метод исследования очень удобен, так как позволяет проследить колебания голосовых складок в процессе естественной фонации, не причиняя болезненных или неприятных ощущений обследуемому.
Слайд 7
Глоттография регистририрует длительность фазы раскрытия и смыкания голосовых
складок, их колебания в следующих фазах - закрытия, контакта,
раскрытия и максимального раскрытия
Слайд 8
Глоттографическая кривая у людей со здоровым голосовым аппаратом
имеет четко выраженную периодичность по циклам кривой можно судить
о равномерных колебательных движениях голосовых складок, фазы их раскрытия были чуть больше фаз закрытия, а максимального раскрытия примерно равнялись фазам контакта
Слайд 9
У пациентов с выраженной голосовой патологией различной природы
обнаруживается неоднородность циклов кривой с дополнительными зубцами в фазах,
преобладанием фаз раскрытия и максимального раскрытия над фазами закрытия и контакта голосовых складок. В тяжелых случаях нарушения голоса периодичность отсутствовала, и фазы колебаний не определялись (рис. 5).
После восстановления голоса показатели глоттограмм приближались к таковым у здоровых людей — выявлялась периодичность с четко выраженными фазами колебаний (рис. 6).
Слайд 10
Аудитивная оценка голоса
Голосовые качества оцениваются по таким показателям,
как:
атака звука,
охриплость,
падение силы и звучности,
напряжение
наружных мышц шеи,
появление рефлекторного кашля,
прорывы звучного голоса или, наоборот, полное его выпадение.
тип дыхания.
Слайд 11
Аудитивная оценка голоса проводится в беседах с детьми
в непринужденной обстановке, во время наблюдений за ними в
режимные моменты или в играх со сверстниками и, конечно, при целенаправленном обследовании.
Слайд 12
Аудитивным методом оцениваются следующие характеристики
1. Сила и динамический
диапазон голоса:
а) голос тихий — громкий;
б) возможность изменять его
по силе — от слабого до громкого и наоборот.
2. Звучание голоса по качественным признакам:
а) голос звонкий — глухой;
б) голос осиплый — чистый.
Слайд 13
3. При оценке интонации рассматриваются такие показатели: мелодика,
темп речи, ударение, тембр.
3.1. Мелодика:
а) голос низкий - высокий;
б)
монотонный - модулированный (доступность звуковысотных изменений, т. е. понижения и повышения тона).
3.2. Темп речи:
а) быстрый - медленный;
б) способность ускорять или замедлять темп.
3.3. Ударение - интенсивность звучания в речи отдельных слогов.
3.4. Тембр:
а) голос звонкий - глухой;
б) звучный - тусклый;
в) назализованный - чистый.
Слайд 14
В ПРОГРАММУ ОБСЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТСЯ НЕСКОЛЬКО КОМПОНЕНТОВ
1. Анализ анамнестических
сведений
2. Исследование голоса и интонационной стороны речи с использованием
специальных проб
2.1. Проверка акустических характеристик голоса (высоты, окраски звука) и интонации при произнесении как изолированных гласных, согласных, так и их сочетаний.
Слайд 15
2.2. Произнесение слов, обозначающих название той или иной
предметной картинки. При выборе картинок учитывается максимальный набор в
их названиях гласных и сонорных: мак, малина, мыло, машина, лимон, дом, самолет, юла, лиса, мел.
2.3. Повторение за логопедом коротких фраз типа: Мама мыла Милу. Мила любила молоко. Нина ела малину. Мама купила лимон.
Слайд 16
2.4. Произнесение тех же фраз с различной интонацией
— утвердительной, вопросительной и восклицательной.
2.5. Произнесение тех же фраз
с вопросительной интонацией с логическим ударением на разных словах. Например: Мама мыла Милу? Мама мыла Милу? Мама мыла Милу?
Слайд 17
2.6. Чтение наизусть коротких стихотворений:
Мама мыла Милу мылом,
Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло не любила.
Мила мыло
уронила,
Уронила Мила мыло,
Уронила Мила мыло,
В мыльной пене утопила.
Мишку Мила не домыла.
Слайд 18
2.7. Инсценирование сказок с целью проверки умения детей
передавать голосовыми реакциями характер персонажей и интонационно оформлять собственную
речь.
Слайд 19
При достаточно большом количестве известных в настоящее время
инструментальных и объективных методов исследования, аудитивный метод оценки голоса
по-прежнему остается главным и ведущим.