Слайд 2
ОЧЕНЬ ЧАСТО ЗА СОБЫТИЯМИ
И ЗА СУТОЛОКОЙ ДНЕЙ
СТАРИНУ НЕ
ВСПОМИНАЕМ,
ЗАБЫВАЕМ МЫ О НЕЙ
ХОТЬ И БОЛЕЕ ПРИВЫЧНЫ
НАМ ПОЛЁТЫ НА
ЛУНУ,
ВСПОМНИМ РУССКИЕ ОБЫЧАИ,
ВСПОМНИМ НАШУ СТАРИНУ.
Слайд 3
Я приглашаю всех в
путешествие по
России в центры народных промыслов.
И сегодня я хочу воспеть и восславить
« Сердце доброе,
Щедрость да разум,
Руки искусные люда русского»
Слайд 4
Дымка
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь
народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские
Гжель
Что только не делают в Гжели: чашки,
кувшины, вазы, фигурки людей и животных. Только два цвета присутствуют в росписи: белый-цвет снега, голубой-цвет неба.
«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее»
М.В.Ломоносов
Слайд 7
Гжель
Гжель – это деревня под Москвой.
Там уже 200 лет делают посуду, игрушки, которые расписаны
только синей краской.
Слайд 8
Гжель
Это специальный стиль Гжели
– роспись кобальтом по белому фаянсу. Кобальт – это
синяя краска. По такой росписи все сразу узнают гжельскую посуду и игрушки. Недаром эту посуду называют бело-голубым чудом. А как же удалось сделать такой белый фаянс? Гжельские гончары добавляли в глину известь – так получился белоснежный гжельский фаянс.
Квасник
Слайд 9
Золотая Хохлома
Из торгового села Хохлома разлетались
жар-птицам чашки да ложки по всей земле.
Плывёт по лету
Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Не сумрак в вазах и солонках,-
Напоминает Хохлома
Родную милую сторонку,
Где рощи словно терема,
Где резвый Керженец струится…
Как солнце в небе, Хохлома
Ясна, чиста и круглолица!
Хохлома – это деревня под Нижним Новгородом.
В ней делают деревянную посуду, которая выглядит как золотая. Как же это получается? У хохломских мастеров – свой способ «золочения». Посуду натирают оловянным порошком, покрывают олифой и нагревают в печи. Олифа от высокой температуры желтела, а олово, которое просвечивало сквозь неё, становилось похожим на золото.
Братина
Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, чёрный, золотой
и иногда зелёный. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор.
Хохлома – самый древний русский промысел. Ему 700 лет.
Слайд 13
Финифть - это русское название эмали
При изготовлении
финифти эмаль используется в сочетании с
металлом, причем эмаль является основным материалом, а металл - «подложкой», основой.
Слайд 14
Наибольшей известностью по сей день пользуется ростовская финифть
Производство
финифти в Ростове началось еще в 1760-х годах с
организации мастерской при архиерейском доме.
Мастера занимались изготовлением образков и украшением предметов церковного обихода.
Слайд 15
Интересно, что революции 1917 года не уничтожили ростовскую
финифть. Напротив, была организована артель, чьей задачей было производство
художественной эмали. В 20-30-е годы ХХ столетия эта артель активно выпускала разнообразные шкатулки, броши, пудреницы, рамки для фотографий и так далее - с росписью по эмали. Изготавливались также портреты политических деятелей, писателей, музыкантов, жанровые композиции и цветочный орнамент. Угасла деятельность финифтяной артели лишь во время Великой Отечественной войны, но ненадолго - сразу после окончания войны работа возобновилась. С 1960 года артель была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», и в этом качестве работает по сей день.
Слайд 17
В настоящее время «Ростовская финифть» - единственное предприятие
в России, выполняющее декоративную роспись по эмали.
Работы ростовчан
имеются в Музее народного искусства в Москве, в Государственном Историческом музее, государственном Русском музее.
Слайд 18
Матрешка -
уникальная русская игрушка. Вместе с
русской березкой и русским самоваром она стала символом России.
Русская матрешка – добрая посланница дружбы и любви. Она душа России.
Слайд 20
Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку
была и остается творением человеческих рук. Чудо света –
потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ.
Слайд 21
Сюжеты росписи — цветочные,
растительные орнаменты, пейзажи.
Разнообразна
форма подносов.
Слайд 22
Но вскоре жостовские мастера стали делать металлические подносы
с росписью масляными красками и лаковым покрытием. В 1928
году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной росписи.
Слайд 24
Металл для самоваров
Самовары делали из красной и зелёной
меди, мельхиора, томпака
Иногда самовары золотили, серебрили
Но основной металл для
самоваров - латунь
Слайд 26
Вологодские кружева
То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер
над полем пшеницы...
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим
кружевницы.
Слайд 27
Вологодские кружева...
Над
коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни
слова,
Нити тонкие выплетают.
Слайд 28
Кружева – к узелку узелок,
Нам родные рисуют картины:
Полевой
расцветает цветок
И качает ветвями рябина.
Словно сказка, они хороши!
В них
умелой работы прилежность,
Красота нашей русской души,
Терпеливая женская нежность.
Вологодские кружева...
Над коклюшками пальцы летают,
И узоры, как песни слова,
Нити тонкие выплетают.
Слайд 29
Павловский Посад
Для всех красавиц отрада –
Платки из Павловского
Посада
Слайд 33
Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250
лет назад, ещё в XVIII веке.
Слайд 35
В самую холодную пору, когда в
небе, окутанном темными тучами, кружатся крупные хлопья снега, когда
деревья сгибаются под тяжестью хрустящих белых шапок, когда мороз, не щадя никого, начинает пощипывать за щеки - вас надежно согреет оренбургский пуховый платок.