Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему по учебному предмету Музыкальная литература ДПОП в области музыкального искусства

Содержание

Клавирная музыка И. С. Баха – вершина клавирного искусства XVII – XVIII веков. Музыка для клавира создана И. С. Бахом в основном в городах Кётене и Лейпциге.Клавирные произведения И. С. Баха: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК,
Клавирное творчество И. С. БахаМедиапособие по музыкальной литературе зарубежных страндля учащихся второго Клавирная музыка И. С. Баха – вершина клавирного искусства XVII – XVIII Новаторство И. С. Баха в области клавирной музыки Трактовал клавир не только Применяя достижения скрипичного искусства, И. С. Бах способствует образованию нового жанра – Инвенции И. С. Баха.Годы создания: 1720 – 1723 И. С. Бах написал пятнадцать двухголосных и пятнадцать трёхголосных инвенций.Слово «инвенция» переводится Инвенция до мажорТема инвенции – простая мелодия, построенная вначале по звукам до-мажорной Инвенция до мажор. BWV 722. Инвенция фа мажорТема инвенции лёгкая, подвижная, жизнерадостная. Напоминает призывный возглас трубы.Одноголосной теме Клавирные сюиты И. С. БахаПамятник И. С. Баху в ЛейпцигеСтаринная сюита – Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев (по характеру, темпу, метроритму, фактуре). Обязательные танцы старинной сюиты Французская сюита до минор. BWV 813АллемандаГлавная роль принадлежит верхнему голосу: Мелодичная, распевная, звучит мягко, неторопливо. Динамическая контрастность голосов указывает на наличие двух клавиатур клавесина: КурантаПодвижный французский трёхдольный На фоне нисходящего баса звучит выразительная мелодия, обогащённая тонким орнаментом.Старинный испанский трёхдольный Жига до-минорной сюиты – живая, подвижная: ЖигаАнглийская жига – матросский танец, грубоватый Хорошо темперированный клавир (ХТК). BWV 846 – 893Хорошо темперированный клавир – итог И. С. Бах написал ХТК для клавира новой конструкции, на котором клавиатура ЭкспозицияТема проводится поочередно в каждом голосе. Первое проведение темы – в основной Прелюдия и фуга до минор из первого тома ХТК.Ритм – чёткий, энергичный; Гармонически насыщенная полнозвучная фактура, приподнятая выразительность интонаций мелодии, упругий ритм придают теме Фуга-Энергичная, оживлённая, имеет сходство с прелюдией.-Трёхголосная, названия голосов такие же как в Клавирные сочинения И. С. Баха имеют педагогическую ценность. Многие из них были  1. Клавир – это………………………………………………………………………..2. В какие периоды творчества И. С. Бахом были 8. Старинная сюита основана на принципеа) единства образовб) контрастного сопоставления танцев 9. 11. Включал ли И. С. Бах эти танцы в свои сюиты?а) даб) 17. Восстанови соответствие между разделом фуги и её содержанием: 18. Для кого из этих композиторов ХТК стал образцом для аналогичных циклов Клавирное творчество И. С. БахаМедиапособие по музыкальной литературе зарубежных страндля учащихся второго
Слайды презентации

Слайд 2 Клавирная музыка И. С. Баха – вершина клавирного

Клавирная музыка И. С. Баха – вершина клавирного искусства XVII –

искусства XVII – XVIII веков.
 
Музыка для клавира создана И.

С. Бахом в основном в городах Кётене и Лейпциге.

Клавирные произведения И. С. Баха: сюиты, инвенции, концерты, два тома ХТК, «Гольдберг-вариации», «Музыкальное приношение», «Каприччио на отъезд моего возлюбленного брата», «Искусство фуги», Хроматическая фантазия и фуга и др.


Слайд 3 Новаторство И. С. Баха в области клавирной музыки

Новаторство И. С. Баха в области клавирной музыки Трактовал клавир не


Трактовал клавир не только как домашний инструмент, но и

как концертный.

Расширил круг образов, привнеся в неё лиризм и глубокую философию.

Расширил круг жанров, традиционных для этого инструмента: одно из самых смелых и новаторских произведений Баха – Хроматическая фантазия и фуга.

Хроматическая фантазия и фуга – концертное произведение, рассчитанное на большую аудиторию и пространство концертного зала. Создано для усовершенствованного клавесина с двумя мануалами и педалью.


Слайд 4 Применяя достижения скрипичного искусства, И. С. Бах способствует

Применяя достижения скрипичного искусства, И. С. Бах способствует образованию нового жанра

образованию нового жанра – клавирного концерта.
Под влиянием скрипичного

концерта И. С. Бах сочинил клавирные концерты, а под влиянием органного искусства – фантазии и фуги, прелюдии и фуги.

Добиваясь певучести инструмента, И. С. Бах реформировал технику игры: вместо обычного в то время использования при игре трёх пальцев, ввёл в постоянное употребление первый и пятый пальцы.


Слайд 5 Инвенции И. С. Баха.
Годы создания:
1720 – 1723

Инвенции И. С. Баха.Годы создания: 1720 – 1723

Слайд 6 И. С. Бах написал пятнадцать двухголосных и пятнадцать

И. С. Бах написал пятнадцать двухголосных и пятнадцать трёхголосных инвенций.Слово «инвенция»

трёхголосных инвенций.
Слово «инвенция» переводится как «выдумка», «изобретение».
Инвенция –

это небольшая пьеса полифонического склада.

Каждая инвенция построена на одной теме, которая определяет основной характер произведения. Тема неоднократно проводится во всех голосах.


Слайд 7 Инвенция до мажор
Тема инвенции – простая мелодия, построенная

Инвенция до мажорТема инвенции – простая мелодия, построенная вначале по звукам

вначале по звукам до-мажорной гаммы. Заканчивается она квинтовым возгласом.


Со вступлением второго голоса первый не прекращает движения. Такое продолжение мелодии в первом голосе называется противосложением.

В инвенции встречаются музыкальные построения, где тема не звучит ни в одном голосе.
Такие отрезки называются интермедиями.


Слайд 8 Инвенция до мажор. BWV 722.

Инвенция до мажор. BWV 722.

Слайд 9 Инвенция фа мажор
Тема инвенции лёгкая, подвижная, жизнерадостная. Напоминает

Инвенция фа мажорТема инвенции лёгкая, подвижная, жизнерадостная. Напоминает призывный возглас трубы.Одноголосной

призывный возглас трубы.
Одноголосной теме в верхнем голосе «отвечает» нижний

голос, имитирующий её октавой ниже.

Нижний голос имитирует не только тему, но и её продолжение. Такая непрерывная имитация называется канонической или каноном.


Слайд 11 Клавирные сюиты И. С. Баха
Памятник И. С. Баху

Клавирные сюиты И. С. БахаПамятник И. С. Баху в ЛейпцигеСтаринная сюита

в Лейпциге
Старинная сюита – многочастное циклическое произведение, состоящее из

танцевальных пьес, предназначенных для концертного исполнения или обучения.

И. С. Бах написал шесть Английских, шесть Французских сюит, шесть Партит, сходных по своему строению с сюитами.


Слайд 12 Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев (по

Цикл основан на принципе контрастного сопоставления танцев (по характеру, темпу, метроритму,

характеру, темпу, метроритму, фактуре).
В единое целое танцы объединяют:

тональность, двухчастная форма каждого танца, жанр, контрастность.

Часто между сарабандой и жигой помещались другие танцы: менуэт, гавот, бурре, полонез, лур, паспье.

Иногда включались и нетанцевальные пьесы: вступления, токкаты, арии и др.


Слайд 13 Обязательные танцы старинной сюиты

Обязательные танцы старинной сюиты

Слайд 14 Французская сюита до минор. BWV 813
Аллеманда

Главная роль принадлежит

Французская сюита до минор. BWV 813АллемандаГлавная роль принадлежит верхнему голосу: Мелодичная, распевная, звучит мягко, неторопливо.

верхнему голосу:
Мелодичная, распевная, звучит мягко, неторопливо.


Слайд 15 Динамическая контрастность голосов указывает на наличие двух клавиатур

Динамическая контрастность голосов указывает на наличие двух клавиатур клавесина: КурантаПодвижный французский

клавесина:

Куранта
Подвижный французский трёхдольный танец.
В старину исполнялся парой танцоров.


Слайд 16 На фоне нисходящего баса звучит выразительная мелодия, обогащённая

На фоне нисходящего баса звучит выразительная мелодия, обогащённая тонким орнаментом.Старинный испанский

тонким орнаментом.
Старинный испанский трёхдольный танец в характере медленного торжественного

шествия. Исполнялась при погребении героев, знатных людей.

Сарабанда, входящая в сюиту до минор, сосредоточенна и печально-торжественна.

Сарабанда


Слайд 17 Жига до-минорной сюиты – живая, подвижная:
Жига
Английская жига

Жига до-минорной сюиты – живая, подвижная: ЖигаАнглийская жига – матросский танец,

– матросский танец, грубоватый и весёлый.
Звучит в самом быстром

темпе по сравнению с другими частями.

Слайд 18 Хорошо темперированный клавир (ХТК). BWV 846 – 893
Хорошо

Хорошо темперированный клавир (ХТК). BWV 846 – 893Хорошо темперированный клавир –

темперированный клавир – итог многолетней работы композитора, длившейся почти

четверть века.

В 1722 году (Кётен) И. С. Бах объединил в цикл созданные в разное время 24 прелюдии и фуги во всех тональностях.

Спустя 22 года композитор создает второй цикл под названием «24 новые прелюдии и фуги», составившие его вторую часть (Лейпциг).


Слайд 19 И. С. Бах написал ХТК для клавира новой

И. С. Бах написал ХТК для клавира новой конструкции, на котором

конструкции, на котором клавиатура была поделена на 12 равных

полутонов, то есть хорошо темперирована.

Композитор доказал, что в равномерно-темперированном строе все 24 тональности равноправны и звучат одинаково стройно.

Прелюдии и фуги в ХТК расположены в хроматическом порядке (До мажор – до минор, До диез мажор – до диез минор и т. д.).

Прелюдия и фуга – свободная импровизационная прелюдия и строгая фуга – «малый цикл», перенесённый из органной музыки в клавирную.


Слайд 20 Экспозиция
Тема проводится поочередно в каждом голосе.
Первое проведение

ЭкспозицияТема проводится поочередно в каждом голосе. Первое проведение темы – в

темы – в основной тональности, ответ – в основной

тональности или тональности доминанты
(в трёхголосной фуге: T-D-T, в четырёхголосной: T-D-T-D).
 

Строение Фуги

Развивающая
(свободная) часть
Начинается с проведения темы в новой тональности.
Тема проводится в разных голосах, в разных тональностях, в любой последовательности.
 

Заключительная часть
Тема звучит в основной тональности в разных голосах – по очереди или в стреттном проведении.
Между проведениями темы в экспозиции и свободной части обычно звучат интермедии.


Слайд 21 Прелюдия и фуга до минор из первого тома

Прелюдия и фуга до минор из первого тома ХТК.Ритм – чёткий,

ХТК.
Ритм – чёткий, энергичный; темп – быстрый; фактура –

единообразная (шестнадцатые).

Тема прелюдии – замкнутый четырёхтакт – гармоническое движение от тоники к субдоминанте, затем к доминанте, замыкающееся тоникой: Т – S – D – Т. 

Прелюдия


Слайд 22 Гармонически насыщенная полнозвучная фактура, приподнятая выразительность интонаций мелодии,

Гармонически насыщенная полнозвучная фактура, приподнятая выразительность интонаций мелодии, упругий ритм придают

упругий ритм придают теме характер мужественной воли, сдержанной патетики.


Слайд 23 Фуга
-Энергичная, оживлённая, имеет сходство с прелюдией.
-Трёхголосная, названия голосов

Фуга-Энергичная, оживлённая, имеет сходство с прелюдией.-Трёхголосная, названия голосов такие же как

такие же как в хоре: сопрано, альт, бас.
-Тема -

изящная, грациозная.
-Темп – умеренный.
-Ритм – танцевальный.

Слайд 24 Клавирные сочинения И. С. Баха имеют педагогическую ценность.

Клавирные сочинения И. С. Баха имеют педагогическую ценность. Многие из них

Многие из них были созданы для занятий его жены,

сыновей и учеников.

Именно И. С. Баху фортепианная музыка обязана своим блестящим будущим. Великий композитор был её основоположником.

В XX веке ХТК стал образцом для аналогичных циклов прелюдий и фуг во всех тональностях: прелюдии и фуги Дмитрия Шостаковича, Родиона Щедрина, «Ludus Tonalis» Пауля Хиндемита.


Слайд 25  1. Клавир – это………………………………………………………………………..
2. В какие периоды творчества

 1. Клавир – это………………………………………………………………………..2. В какие периоды творчества И. С. Бахом

И. С. Бахом были созданы клавирные сочинения?
3. В чём

заключалось реформирование И. С. Бахом техники игры на клавире?
4. «Инвенция» в переводе……………………………………………………………………
5. Инвенции И.С. Баха построены на
а) одной теме
б) двух темах
в) трёх темах
6. Сюита» в переводе…………………………………………………………………….
7. Какие танцы составляют основу старинной сюиты?

Проверь свои знания: из предложенных ответов выбери правильные,
внеси в текст пропущенную информацию, ответы запиши в тетрадь


Слайд 26 8. Старинная сюита основана на принципе
а) единства образов
б)

8. Старинная сюита основана на принципеа) единства образовб) контрастного сопоставления танцев

контрастного сопоставления танцев

9. Помещал ли И. С. Бах

в старинную сюиту другие танцы и нетанцевальные пьесы?
а) да
б) нет
 

10. Менуэт, гавот – это танцы
а) французские
б) австрийские
в) немецкие
 


Слайд 27 11. Включал ли И. С. Бах эти танцы

11. Включал ли И. С. Бах эти танцы в свои сюиты?а)

в свои сюиты?
а) да
б) нет
12. Что означает аббревиатура «ХТК»?
13.

I том ХТК написан в городе…………………………………………………………..
14. В каком городе написан II том ХТК?
15. Цель создания ХТК
а) педагогические цели
б) накопление профессионального опыта
в) утверждение равноправия всех тональностей
 
16. «Фуга» в переводе……………………………………

Слайд 28 17. Восстанови соответствие между разделом фуги и её

17. Восстанови соответствие между разделом фуги и её содержанием:

содержанием:


Слайд 29 18. Для кого из этих композиторов ХТК стал

18. Для кого из этих композиторов ХТК стал образцом для аналогичных

образцом для аналогичных циклов прелюдий и фуг во всех

тональностях?
а) Дмитрия Шостаковича
б) Фридерика Шопена
в) Пауля Хиндемита
г) Родиона Щедрина
 
19. Количество прелюдий и фуг в ХТК
а) двадцать четыре
б) тридцать шесть
в) сорок восемь
 
20. Они расположены
а) по квинтовому кругу тональностей
б) в хроматическом порядке
 

  • Имя файла: prezentatsiya-po-uchebnomu-predmetu-muzykalnaya-literatura-dpop-v-oblasti-muzykalnogo-iskusstva.pptx
  • Количество просмотров: 150
  • Количество скачиваний: 6