Слайд 2
Александр Сергеевич Грибоедов
(1795-1829)
Слайд 3
Биография Грибоедова
Грибоедов родился в Москве в 1795 году
в обеспеченной родовитой семье. Отец – Сергей Иванович Грибоедов
(1761-1814)
По свидетельству родственников ,в детстве Грибоедов был очень сосредоточен и необыкновенно развит.
В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним мальчиком , он поступил в университет . Александр Сергеевич окончил словесное отделение философского факультета Московского университета . Александр был «вундеркиндом» ,окончившим университет в 15 лет.
В 1808 году получил звание кандидата словесных наук ,но не оставил учебу, а поступил на физико-математический факультет .
Летом 1812 года, во время Отечественной войны 1812 года ,когда неприятель приблизился к границе России ,Грибоедов вступил в Московский гусарский полк.
Слайд 4
Судьба- проказница шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым счастье от
безумья,
Всем умным горе от ума.
Слайд 5
Творчество Грибоедова
Творчество Грибоедова кратко вряд ли удастся описать
,ведь этот человек написал не
одно увлекательное и интересное произведение
. А . С. Грибоедова в какое-то время на-
зывали самым умным человеком .
Но больше всего он запомнился людям ,после написания своей юмористической коме-
дии «Горе от ума».
Его жизнь была наполнена приятными и положительными эмоциями . За все, за что бы
не брался Грибоедов ,у него хорошо получалось .
Писать он еще начал ,обучаясь в Московском университете ,но публике его произведения
не были представлены .В то время он регулярно выпускал корреспонденции. Больше все-
го произведений Грибоедов написал в жанре комедия.
Одним из отличительных моментов творчества можно назвать то, что Александр Сергее-
вич полностью отказался от романтизма ,по которому фанатели его предшественники .Ему
по душе был реализм.
Слайд 6
«Горе от ума»
«Горе от ума» – это уникальное
произведение ,где писатель смог себя проявить как
индивидуальность .Тут
он рушил представления о классической комедии и писал, так
как считал нужным, никого не слушая.
Не смотря на то, что после выхода комедии она собрала много критики ,это произведение
одно из самых удачных среди тех, которые создавались в девятнадцатом веке .
В «Горе от ума» сталкиваются два поколения ,и Грибоедов правдиво описывает то , как
жили люди разных времен. Он подбирает слова , которые могут правильно описать состо-
яние героев и самого автора .На этой комедии можно проследить , как мир переходит от
классицизма к реализму.
Фразы ,которые произносили Грибоедовские герои ,нашли применение и в современном
мире. Об этом еще говорил Пушкин после прочтения комедии , и правду они давно стали
крылатыми выражениями .
Слайд 7
Смысл названия
Первоначально пьеса задумывалась как
драма с названием «Горе уму» и только потом стала
комедией «Горе от ума».При изменении названия произошло и изменения идеи произведения . В первом названии ум пассивен ,он ничего не может изменить – отсюда драматический конфликт. Во втором названии ум активен ,он сам навлекает на себя горе и поэтому смешон.
Слайд 9
Софья Павловна Фамусова
Считается одной из самых загадочных
героинь
в русской литературе . В свои
17 лет она
не только «расцвела прелестно»,
но и проявляет завидную независимость
мнений ,немыслимую для таких людей , как
Молчалин ,Скалозуб или ее отец.
Красива , умна ,горда ,мечтательна, остроум-
на (дает точные характеристики гостям в
дома отца).Ее любит Чацкий ,а когда-то
,видимо ,и она его любила .Обладает пылким
сердцем и готовностью пожертвовать собой
ради любимого (реакция Софьи на падение
с лошади Молчалина)
Слайд 10
Скалозуб
С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб –
самый
желанный жених для Софьи .Он говорит о
нем так:
«И золотой мешок ,и метит в генералы!»
Скалозуб надежный защитник старины , как и все
представители фамусовского общества.
Представляет тип аракчеевского офицера : ограни-
ченный и грубый солдафон ,однако не лишенный
высокомерия .
«Говорящая фамилия» – человек с оскалом.
Слайд 11
Репетилов
Фамилия образована от французского слова
«повторять» .Этот человек
не имеет своих
убеждений ; он не понимает того
,что говорят ,а
просто повторяет пересуды со значительным
видом («шумит и только», «пустомеля»)
Появляется наперекор законам театра классицизма
в последнем действии ,когда борьба закончена и гости разъезжаются .В его репликах и поступках ,
словно в кривом зеркале ,отражаются сценическое
поведение Чацкого(по сути это пародия на Чацкого).
Слайд 12
Загорецкий
Такой человек всегда находится рядом с
Фамусовыми ,
Хлестовыми и им подобными.
Он всегда готов предложить свои услуги,
услужить
им (его сомнительные нравственные
качества никого не смущают : «везде ругают, а
всюду принимают».
Слайд 13
Алексей Степанович Молчалин
Секретарь Фамусова . Живет у него
в доме и
прилежно выполняет свои обязанности.
«Говорящая» фамилия подчеркивает
немного-
словность персонажа « вот он на цыпочках и
небогат словами» («ведь нынче любят бессловесных»)
Безвестный ,безродный тверской мещанин ,он уже
стал секретарем московского «туза» ,получил три
награды ,чин асессора ,дающий право на потомствен-
ное дворянство и стал возлюбленным дочери своего
хозяина.
Слайд 14
Павел Афанасьевич Фамусов
«Говорящая» фамилия в переводе с французского
языка
означает «всем знакомый ,пресловуто извест-
ный».
Хозяин дома ,богатый московский барин
,крупный
чиновник , член Английского клуба – известный че-
ловек в кругу московского дворянства .
Убежденный крепостник .Как и все люди его круга ,
уверен ,что нет другого идеала , кроме богатства и
власти.
Слайд 15
Александр Андреевич Чацкий
Умен ,остер, красноречив , уверен в
себе .
Его ум ,связанный с передовыми взглядами ,
с просвещением
,со стремлением искать блага
не для себя ,а для Отчизны ,приносит герою
страдания.
Презирает чинопочитание и карьеризм .Считает,
что человек заслуживает уважение не по проис-
хождению и чину ,а за его личные достоинства.
Осуждает крепостнические порядки .
Герцен писал: «Это -декабрист ,это человек ,
который завершает эпоху Петра Первого».
Но он не просто борец-декабрист ,он еще и ро-
мантик по своей природе.
Слайд 16
Жанровое своеобразие
Черты комедии :
1)Использован комический прием
несоответствия в изображении образов:
Фамусова он является управляющим ,но к
обязанностям относится халатно;
его речи не соответствуют его поведению :говорит ,что «монашеским известен
поведением»,а сам волочится за служанкой ).
Скалозуба (его образ не соответствует и служебному положению и уважению,
которое ему оказывают в обществе).
Молчалина (несоответствие его мыслей и поведения :он циничен ,но угодлив и
обходителен).
Чацкого (несоответствие между умом и ситуацией ,в которую герой попадает).
2) Показаны комические ситуации (разговор глухих) ,пародийные образы (Репетилов),использован прием гротеска (спор гостей о сумасшествии
Чацкого).
3)Язык пьесы – язык комедии (разговорный, меткий ,остроумный , легко запоминается)
Слайд 17
Черты драмы
1) Драматический конфликт главного героя и общества.
2)Трагедия любви Чацкого и трагедия любви Софьи.
Вывод:
В пьесе присутствуют элементы и комического и драматического начала .Это
комедия особая , созданная на русской почве – 1-я грустная комедия . Чацкий-
1-й типичный русский герой – страдающий ,ищущий. Таких героев в русской
литературе стали называть «лишними людьми».
Слайд 18
Любовный конфликт
Складывается из взаимоотношений следующих героев:
Чацкий- Софья
Софья - Молчалин
Молчалин- Лиза
Любовная драма завершается разоблачением любовной ,интриги, которую вел Молчалин .Развязка любовного конфликта влияет на
основной конфликт пьесы : Чацкий оставляет неразрешенными все общественные противоречия и уезжает из Москвы.
Слайд 19
Общественный конфликт
Столкновение двух разных общественных идеалов и позиций.