Слайд 2
«Как блестящий метеор, промелькнул над нивой востоковедения»
(Н.
Веселовский)
Слайд 3
План
Введение
Этапы жизни
Вклад в науку и культуру:
Изучение языка
и фольклора
Экспедиция в Кашгарию
Валиханов как художник
Развитие публицистики
Слайд 4
Идеология и взгляды:
Тема этнической идентификации
Социально-политические идеи
«Записка о
судебной реформе»
Отношение к религии
Вывод
Слайд 5
Введение
Имя при рождении: Мухамме́д-Хана́фия
Род деятельности: учёный, историк, этнограф
и фольклорист, путешественник, просветитель
Чингизид, правнук знаменитого хана Аблая
Слайд 6
Этапы жизни
1853 — Окончил кадетский корпус в Омске, где
учился и дружил с будущим известным ученым и путешественником
Г. Н. Потаниным. Поступил на службу в Сибирское линейное казачье войско, назначен к исправлению должности адъютанта при командире Отдельного сибирского корпуса Густаве Гасфорте.
1854 — Знакомство со ссыльными «петрашевцами» писателем Ф. М. Достоевским и поэтом С. Ф. Дуровым.
1856 — Экспедиция в Семиречье и на Иссык-Куль. Поездка в Кульджу. Знакомство с ученым-путешественником Семёновым-Тян-Шанским. За отличие на службе произведён в поручики.
Слайд 7
1857 — Избран в действительные члены Императорского русского географического
общества.
1858, 28 июня — Под видом купца присоединился к
каравану, направляющемуся из Семипалатинска в Кашгар.
1859, 12 апреля — вернулся с караваном в укрепление Верное.
1860 — В начале года приехал в Петербург. Доклад в Географическом обществе, интенсивная научная, общественная и литературная деятельность. Произведён в штабс-ротмистры, награждён орденом Св. Владимира.
Слайд 8
1860 — краткая поездка в Лондон и Париж.
1862 — Выбран
на должность старшего султана Атбасарского округа, но не утверждён
генерал-губернатором.
1863 — Участие в комиссии по сбору народных мнений о судебной реформе.
1864, март — июнь — Участие в походе М. Г. Черняева против Кокандского ханства. Подаёт в отставку и уезжает в Семиречье.
1865, 10 апреля — Скончался в урочище Кочен-Тоган от туберкулёза.
Слайд 10
Изучение языка и фольклора
Собрал большой по объёму материал
для словаря киргизского языка
Открыл учёному миру и широкой общественности
величайшего памятника киргизского устного творчества, насчитывающего полмиллиона строк, — эпос «Манас»
Слайд 11
Экспедиция в Кашгарию
В 21 год отправился в рискованную
экспедицию в Кашгарию. Китайские власти запретили под угрозой смертной
казни поездку в Кашгарию европейцев.
По итогам экспедиции он написал отчет «О состоянии Алтышара, или шести восточных городов Китайской провинции Нан Лу (Малый Бухарин) (1858—1859)».
Слайд 12
Валиханов как художник
Чокан Валиханов был первым казахским художником
в западном понимании. Исполнил большое количество этнографически точных жанровых,
портретных и пейзажных зарисовок, иллюстрировавших его научные и путевые дневники.
Создавал также станковые рисунки и акварели («Казахи Большой Орды», «Сартай из рода Сары Багиш» и др.).
Слайд 13
Развитие публицистики
Чокан Валиханов стал одним из основоположников казахской
демократической публицистики.
Первым в Казахстане Валиханов обратился к жанру
очерка.
Валихановская публицистика дала толчок к
зарождению, развитию и углублению нашей публицистики и специализированной отрасли - научно-познавательной журналистики.
Слайд 14
Сила и новаторство публицистических произведений Валиханова заключаются в
том, что он впервые в истории казахского народа подошел
к освещению действительности с точки зрения общенациональных интересов.
«... Интересы целой нации по строгой справедливости должны предпочитаться выгодам отдельного сословия».
Слайд 16
Тема этнической идентификации
Через призму частных биографий, благодаря
источникам, выделил в целом контуры государственной идеологической доктрины Казахского
государства.
Потанин писал: «Он говорил, что, прежде всего, любит свой киргизский народ, потом Сибирь, потом Россию, потом все человечество; одна любовь заключена была у него в другую»
Слайд 17
Научный подвиг Ш. Валиханова заключается в пропаганде национальной
культуры, презентации истории Казахстана и Центральной Азии, государств и
обществ Востока европейскому читателю, в глубоком внимании к истокам государственности народов региона и популяризации их культурного наследия.
Слайд 18
Социально-политические идеи
Политика – это власть и способы ее
устройства
Глубокая сущность философского осмысления политики Валиханова состояла в обоснование
органической связи политики с властью и способом ее устройства
Слайд 19
Любая власть – европейская, российская или азиатская –
страдает вопиющими злоупотреблениями и не останавливается перед попранием законов,
ею же принятых и ею же охраняемых. Это заложено в природе самой власти.
Слайд 20
Сумел убедительно доказать, что политико-правовая система азиатских стран
в вопиющем противоречии с принятыми в цивилизационном мире принципами
демократических форм организации политической и правовой жизни общества.
Слайд 21
Общественное устройство Средний Азии характеризовал как патологический кризис
развития, как результат дикости и невежества народов.
Слайд 22
«Записка о судебной реформе»
Валиханов считал, что при проведении
социальных реформ надо учитывать национальную специфику казахов.
Он, к
примеру, замечает: «У киргиз телесные наказания никогда не существовали. А законы родовые, по которым члены рода ответствуют за своего родича, при родовых отношениях приносят много практической пользы».
Слайд 23
Предлагал сохранить суд биев.
Выдвигал мысль о возрождении казахской
традиции выборности чиновников.
«Самый капитальный недостаток Оренбургского степного управления,
— пишет он, — конечно, заключается в том, что ордынские чиновники назначаются там не по выборам народа, а по усмотрению пограничного начальства».
Слайд 24
Отношение к религии
В работе «О Мусульманстве в степи»
писал:
«Мусульманство пока не въелось в нашу плоть и кровь.
Она грозит нам разъединением народа в будущем»
Считал, что в степи происходит период двоеверия – внедрение ислама и коренное язычество (шаманизм)
Слайд 25
«О Мусульманстве в степи»
«Что же может ожидать свежая
и восприимчивая киргизская народность от татарского просвещения, кроме мертвой
схоластики, способной только тормозить развитие мысли и чувства»
Слайд 26
Предлагал:
Отделить Киргизскую степь от ведомства оренбургского муфтия как
народ, различествующий от татар по исповеданию веры
Утвердить в звании
мулл только коренных киргиз или киргизских ходжей, если будут настоятельные просьбы о том со стороны народа
Слайд 27
Не дозволять ишанам и ходжам жить в кочевьях
киргизов без определенных занятий и иметь строгое наблюдение, дабы
они не образовали между киргизами дервишских и мистических обществ
Ишан - глава и наставник мусульманской общины, обычно принадлежащей к одному из мистических (дервишских, суфийских) орденов.
Ходжа – почетный титул мусульманина
Слайд 28
Вывод
Выдающийся ученый-просветитель, отважный путешественник, художник, фольклорист, этнограф, публицист,
человек необычайной эрудиции и «взглядов истинно гуманных» — таким
сохранился Ч. Валиханов в памяти современников, таким он вошел в историю Казахстана и России.