Слайд 2
В творчестве Ф. М. Достоевского человек, взятый в острых
современных жизненных положениях, предстает во всей полноте своей духовной
природы, как итог прошлого развития человечества в предвосхищении будущего.
Ф. М. Достоевский показал современного ему человека в пору острейшего политического, религиозного, морального кризиса общества.
Поэтому столь катастрофичны сюжеты его произведений, а внутренний мир его героев особенно драматичен.
Слайд 3
Детство и юность
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября)
1821 года в Москве на улице Новая Божедомка во флигеле
Мариинской больницы в казенной квартире лекаря этой больницы.
Там же прошли детские годы писателя.
В семье кроме Федора и старшего брата Михаила было еще пятеро детей.
Слайд 4
Предки Ф. М. Достоевского по отцовской линии принадлежали к
старинному дворянскому роду.
Отец, Михаил Андреевич, вышел из разночинной
среды, но благодаря способностям и упорству получил медицинское образование и в 1821 году занял место лекаря московской Мариинской больницы для бедных.
Мать писателя, музыкально одаренная, любившая и понимавшая поэзию и вместе с тем глубоко религиозная, обладавшая живым характером, была первой учительницей всех своих детей.
Слайд 5
В становлении мироощущения Ф. М. Достоевского огромную роль сыграло
социальное окружение семьи.
В ранние годы Ф. М. Достоевский читал
Ветхий и Новый Завет, понимая, что эти книги ‒ основа религиозного воспитания и только в них можно найти ответы на нравственные вопросы.
Кроме того, в круге чтения Ф. М. Достоевского с самого раннего возраста были книги А. С. Пушкина, наиболее полно отражающие русский национальный дух.
Слайд 6
27 февраля (11 марта) 1837 года умерла мать Ф. М. Достоевского, а
чуть позже он узнал о гибели А. С. Пушкина.
Эти обстоятельства, безусловно, оказали огромное влияние на юную душу будущего писателя.
В мае 1838 года братья Федор и Михаил с отцом отправились в Петербург для поступления в Главное инженерное училище.
В июне отец вернулся в Москву, после чего сыновья с ним больше никогда не виделись.
Слайд 7
Петербург показался Ф. М. Достоевскому особенно угрюмым и холодным,
а атмосфера в училище ‒ казенной, чуждой и угнетающей.
К тому же в июне 1839 года братья получают известие о смерти отца при загадочных обстоятельствах (по одной из версий следствия, он был убит кучером).
Слайд 8
Уже в эту пору Ф. М. Достоевский ставит перед
собой серьезные философские вопросы, размышляет о человеке вообще и
в письме брату в 1839 году пишет:
«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Это и станет целью всего художественного творчества Ф. М. Достоевского.
Слайд 9
1840-е годы. Начало творческого пути
В августе 1841 года Ф. М.
Достоевский получил офицерский чин и разрешение жить вне училища.
Он снял квартиру на Караванной улице и оказался жителем громадного города, до сих пор ему, в сущности, не известного, но давно тревожившего его воображение.
В августе 1844 года Ф. М. Достоевский подал прошение об отставке. Тогда же у него возник замысел романа «Бедные люди».
Слайд 10
Петербург в сознании и творчестве писателя становится не
только фоном.
Это среда, глубоко воздействующая на человека, порождающая
«дикие мечты», болезненно изломанные характеры, трагические сюжеты.
Из этой среды выведены Ф. М. Достоевским герои его повестей и романов «Бедные люди», «Двойник», «Белые ночи», «Записки из подполья», «Преступление и наказание».
Слайд 11
«Бедные люди» (1845)
В этом романе Ф. М. Достоевский стремится
показать, что человек по своей природе есть существо самоценное
и свободное и никакая зависимость от среды не может убить в нем сознание своей человеческой ценности.
В целях решения этой задачи писатель раскрывает внутренний мир героя в его письмах единственному близкому ему человеку.
Слайд 12
«Двойник» (1846)
Герой повести, титулярный советник Яков Петрович Голядкин,
стоит в том же ряду «затертых средой» героев, что
и Девушкин, и гоголевские Башмачкин и Поприщин.
С точки зрения развития социальной идеи повесть «Двойник» тесно связана с «петербургскими повестями» Гоголя и идеями «натуральной школы».
Слайд 13
В плане же психологической разработки темы «маленького человека»
Ф. М. Достоевский идет дальше Гоголя и современных ему писателей,
детально прослеживая процесс разрушения личности в герое, который не в силах соединить в себе противоречивые моральные требования общества.
Так зародилась одна из значительнейших сквозных тем в творчестве Ф. М. Достоевского ‒ тема «двойничества», раздвоенного мироощущения человека.
Слайд 14
«Белые ночи» (1848)
В это же время в творчестве
Ф. М. Достоевского вырисовывается еще один тип личности ‒ тип
мечтателя, который неизбежно возникает в условиях разобщения людей.
Особенно сильное влияние на возникновение такого типа людей оказывает Петербург, призрачный, «недействительный», облик которого погружал человека в состояние грез наяву.
Слайд 15
Кружок Петрашевского
Социально-философские искания писателя к концу 1840-х годов
тесно связываются с деятельностью кружка М. В. Петрашевского.
Поэтические представления о
социализме, утопические (фантастический, несбыточный, неосуществимый) мечтания о социальной гармонии, отчасти почерпнутые в учениях социалистов-утопистов, постепенно выливались в яркий, чувственно окрашенный образ братского единения людей на лоне природы.
Слайд 16
22 апреля (5 мая) 1849 года Ф. М. Достоевский среди «36 человек разного
звания» был арестован, заключен в камеру Петропавловской крепости и
приговорен к «смертной казни расстрелянием».
Но «в ту минуту, когда все уже будет готово к исполнению казни», должны были объявить о помиловании.
Минуты ожидания казни Ф. М. Достоевский помнил всю оставшуюся жизнь и в рассказе князя Мышкина воссоздал с необычайной выразительностью.
Слайд 17
Ф. М. Достоевский был приговорен к четырем годам каторги
с последующей службой рядовым. На пути в острог, в
Тобольске, ему и его товарищам удалось увидеться с женами декабристов ‒ П. Е. Анненковой, Ж. А. Муравьевой, Н. Д. Фонвизиной.
Встреча с этими русскими женщинами, «всем пожертвовавшими для высочайшего нравственного долга», оставила глубокий след в душе писателя, а подаренное ими Евангелие он хранил и читал всю жизнь, даже за несколько часов до смерти раскрывая его страницы.
Слайд 18
1850-е годы. Каторга. Возвращение из Сибири. Возвращение в
литературу
С января 1850 года по январь 1854 года Ф. М. Достоевский пробыл
в Омском остроге.
Политические заключенные содержались вместе с уголовниками, и писатель сполна познал все стороны каторжной жизни, выстрадал новый взгляд на народную жизнь, новую веру в человека.
После выхода из острога Ф. М. Достоевский был зачислен в войска Отдельного сибирского корпуса рядовым, затем переведен в Семипалатинск.
Слайд 19
В Семипалатинске Ф. М. Достоевский познакомился с губернским секретарем
А. И. Исаевым и его женой Марией Дмитриевной, на которой
женился вскоре после смерти ее мужа.
Брак с Марией Дмитриевной Исаевой не был счастливым.
Тогда же, на пути из Кузнецка, с Ф. М. Достоевским случился сильнейший припадок (уже не первый).
Врач поставил диагноз: настоящая падучая (эпилепсия).
Слайд 20
В произведениях сибирского периода Ф. М. Достоевский изображал уродливость,
ненормальность сферы современных ему общественных отношений.
Для этого он
с помощью рассказчика-очевидца и часто участника событий вводит читателя в самые глубины той или иной среды и выходит в итоге к широким обобщениям, к картине русской жизни в целом.
Слайд 21
«Дядюшкин сон» (1858)
В повести за скандальными происшествиями в
губернском городе Мордасове проступает картина полного разрушения всех моральных
устоев, откровенного, грубого торжества низменных чувств и корыстных желаний.
Первый план повести ‒ нравы губернского города, интриги ‒ передан бойким, «фельетонным» пером рассказчика-хроникера, «использующего» некоторые приемы гоголевской сатиры.
Слайд 22
«Записки из Мертвого дома» (1860)
В этом произведении Ф. М.
Достоевский, создавая картину каторги, также воспроизводит характерные черты общественного
целого, но уже в ином социально-нравственном ключе.
Именно здесь появляется сила, противодействующая распаду и гибели. Заключена она в народе ‒ таково главное открытие, сделанное писателем в остроге.
Слайд 23
Творчество Ф. М. Достоевского 1860-х годов
Летом 1859 года Ф. М.
Достоевский переехал в Тверь, а в конце того же
года поселился в Петербурге.
С этой поры начинается последний, самый активный в идейном и творческом плане период его деятельности.
Слайд 24
«Униженные и оскорбленные» (1861)
Последний период творчества начался с
романа «Униженные и оскорбленные».
В нем звучат многие мотивы
ранних произведений, переплетающиеся с новыми находками, создавая сложную идейно-художественную ткань, что как раз и отличает произведения последнего периода.
«Униженные и оскорбленные» герои романа не в состоянии бороться со злом, воцарившимся в жизни.
Слайд 25
В этом романе Ф. М. Достоевский дает новое, более
глубокое нравственно-философское истолкование зла: оно накапливается, концентрируется в человеке
и осуществляется через человека, а человек не просто результат влияний среды и носитель ее качеств, а сознательный творец зла либо добра или же «поле» их борьбы.
В романе впервые у писателя возникает новый тип литературного героя ‒ герой-идеолог, несущий определенное нравственное, социальное качество и в самом поступке, и в его «теоретическом» осмыслении и оправдании.
Слайд 26
Издание журналов «Время» и «Эпоха». Программа «почвенничества»
В 1860 году
Ф. М. Достоевский вместе с братом Михаилом Михайловичем получает разрешение
на издание журнала «Время».
В нем (и позднее в журнале «Эпоха») писатель воплотил в жизнь программу «почвенничества» ‒ нового направления в русской литературе и общественной мысли 1860-х годов, родственного славянофилам, проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе.
Слайд 27
Эти идеи органически вошли в его художественное сознание
и составили идейно-философскую основу его зрелого творчества.
По многим вопросам
текущей общественной и литературной жизни Ф. М. Достоевский резко расходился с представителями революционно-демократического лагеря, на страницах журналов «Время» и «Эпоха» вел острый спор с нигилистами.
Слайд 28
Поездки Ф. М. Достоевского за границу
В 1862 и
1863 годах Ф. М. Достоевский совершил зарубежные турне.
В Лондоне он
встретился с А. И. Герценом, познакомился с деятелем русского анархизма М. А. Бакуниным, побывал во Франции, Германии, Италии.
В Висбадене Ф. М. Достоевский играл в рулетку, это занятие на какое-то время стало его сильным увлечением (а впоследствии дало материал для романа «Игрок»).
Слайд 29
После первой поездки вышли публицистические очерки «Зимние заметки
о летних впечатлениях» (1863), проникнутые беспощадной критикой европейской буржуазной
цивилизации.
На этом фоне с особой остротой зазвучал славянофильский вопрос о различии Запада и России.
В апреле 1864 года умерла жена писателя, Мария Дмитриевна, а вскоре ‒ старший брат Михаил Михайлович.
Ф. М. Достоевский тяжело переживал утраты, в то же время моменты душевных потрясений обостряли его мысль до степени глубочайших прозрений.
Творчество Ф. М. Достоевского этой поры достигло новых философских высот.
Слайд 30
«Записки из подполья» (1864)
Важным шагом к проблематике больших
романов, к психологическому изображению в них человека стала повесть
«Записки из подполья».
В повести Ф. М. Достоевский заглядывает в глубины сознания современного ему «подпольного человека».
«Подполье» ‒ это потайные углы ума и совести, где совершается разложение духа, оставшегося без нравственного идеала, без твердой меры добра и зла.
Слайд 31
Действительность угнетает героя «Записок...», он погружен в свои
душевные муки и бесконечную рефлексию, унижен всюду и всеми.
Единственной сохранившейся нетронутой ценностью для героя «Записок...» остается абсолютная свобода воли личности, противостоящая столь же абсолютной несвободе мира.
Герой оказывается «антигероем» (так называет себя он сам) в моральном, общественном и литературном плане.
Слайд 32
В 1866 году с январского номера «Русского вестника» начал
публиковаться роман «Преступление и наказание», а в 1867 году он
вышел отдельным изданием.
С началом публикации романа в «Русском вестнике» совпадает знакомство Ф. М. Достоевского с А. Г. Сниткиной, его будущей женой.
Слайд 33
«Идиот» (1867‒1868)
В феврале 1867 года Федор Михайлович Достоевский обвенчался
с Анной Григорьевной Сниткиной и вместе с ней уехал
за границу, где пробыл более четырех лет.
Там продолжалась литературная деятельность писателя, там возникает замысел романа «Идиот».
В 1874 году роман «Идиот» выходит отдельным изданием.
В романе воплотилась «старинная и любимая» мысль Ф. М. Достоевского «изобразить положительно прекрасного человека».
Слайд 34
Многими своими чертами образ князя Мышкина восходит к
идеалу личности, явленному Христом. Главным пунктом нравственно-философской концепции Ф. М.
Достоевского была мысль, что самое важное, что может сделать человек со своей личностью, это как бы уничтожить свое «я», отдать его целиком всем и каждому безраздельно и беззаветно.
Тема красоты ‒ одна из главенствующих в романе.
Князь Мышкин верит, что «мир спасет красота», и выражает тем самым убеждение самого Ф. М. Достоевского.
Слайд 35
Заграничный период жизни и творчества (1867‒1871)
Это время было
насыщенным и плодотворным для Ф. М. Достоевского.
Неотразимо действовала на
него классическая живопись ‒ творения Рафаэля, Тициана, Карраччи, Лоррена, Гольбейна, картина которого «Мертвый Христос» потрясла Ф. М. Достоевского, считавшего, что «от такой картины вера может пропасть» (неслучайно она становится важной художественной деталью в романе «Идиот», отражая нравственно-религиозный кризис в сознании Рогожина).
Слайд 36
«Бесы» (1871)
Начиная работу над романом, Ф. М. Достоевский собирался
создать политический памфлет, обращенный против западников и нигилистов.
Ф. М.
Достоевский не принимал революцию как путь к достижению социальной справедливости и блага.
Слайд 37
Главная фигура в романе ‒ Петр Верховенский, убежденный,
что нет ни бога, ни бессмертия, ни нравственных законов,
ни вообще каких-либо твердых устоев в жизни и потому нужно окончательно и любыми средствами разрушить весь «балаган» и затем учредить всеобщее «равенство».
В романе «Бесы» помимо антинигилистической направленности, острой памфлетной формы реализуется громадная тема духовного распада наследников дворянской культуры, связанная с трагической судьбой Николая Ставрогина, который расплачивается собой за все поколения русских «лишних» людей.
Слайд 38
«Подросток» (1875)
В 1875 году в «Отечественных записках» началась публикация
романа «Подросток».
В 1876 году этот роман вышел отдельным изданием.
Роман
«Подросток» является важным этапом в мировоззренческой и творческой эволюции писателя.
Проблема формирования духовного человека не вынесена за рамки произведения, как в романе «Преступление и наказание», а находится в его центре.
Слайд 39
В романе «Подросток» ставится чрезвычайно важный для пореформенной
России вопрос, над которым задумывается Константин Левин в романе
Л. Н. Толстого «Анна Каренина» ‒ о судьбе и роли русского дворянства в новых общественных условиях.
Слайд 40
Последние годы жизни Ф. М. Достоевского
С января 1876 года Ф. М.
Достоевский начал регулярно издавать «Дневник писателя».
«Дневник» становится трибуной,
с которой писатель высказывал свои самые глубокие философские, политические и исторические взгляды, рассматривая сквозь их призму современность.
Слайд 41
«Братья Карамазовы» (1879‒1880)
Роман связан с давним замыслом «Жития
великого грешника», и перед его центральным героем, Алешей, также
открывался путь испытаний, который должен был привести к выстраданному праведничеству в конце эпопеи.
Слайд 42
Жизнь в романе предстает в состоянии брожения, хаоса,
на грани распада.
Плотские инстинкты, цинизм и юродство Федора
Павловича, карамазовский «безудерж» Митеньки, идеологический бунт Ивана, «инфернальная» (сатанинский, дьявольский) красота Грушеньки ‒ все безгранично, драматически напряженно, все открывает в себе возможность и необходимость очищающего страдания, возмездия за грех, веры в разумность бытия.
Слайд 43
Без разложения и умирания «карамазовщины» не высвободятся ее
собственные могучие силы, не вырастут, не принесут плодов добра
и истины.
На фоне порока и преступления, резкой контрастности света и тени крупнее и ярче выступает психологический рисунок каждого образа, а рядом с вершинами духа темнее и более зловеще зияют бездны человеческой природы.
Этот общий для всех романов писателя прием особенно значим в «Братьях Карамазовых».
Потребность человека в гармонии ‒ вечная и сильнейшая потребность его духовной природы.
Слайд 44
В июне 1880 года в Москве прошли празднества в
честь открытия памятника А. С. Пушкину, на которых Ф. М. Достоевский
произнес свою знаменитую речь о Пушкине.
Отдельным изданием вышел роман «Братья Карамазовы».
В январе 1881 года писатель возобновил работу над «Дневником писателя» и готовил к печати январский выпуск.
Слайд 45
26 января у Ф. М. Достоевского открылось горловое кровотечение вследствие
разрыва легочной артерии.
28 января (9 февраля) Федора Михайловича Достоевского не
стало.
Через три дня после его смерти, 31 января, вышел последний выпуск «Дневника писателя».
1 февраля в Александро-Невской лавре состоялись похороны Ф. М. Достоевского.
Слайд 46
Творчество Ф. М. Достоевского в мировой литературе
Влияние Ф. М. Достоевского
на последующую литературу огромно и многообразно.
Именно его творчество
послужило началом возникновения в литературе и в философии экзистенциальной (относящийся к человеческому существованию, которое рассматривается только лишь как духовное начало) проблематики ‒ особенно с начала XX столетия.
Для многих писателей с подобным мировоззрением был связан повышенный интерес к психологически сложным типам личности, к катастрофическому развитию сюжета, к трагическим коллизиям в жизни.
Слайд 47
В русской литературе сильное влияние Ф. М. Достоевского испытали
писатели модернистских течений.
Это Ф. К. Сологуб (роман «Мелкий бес),
отобразивший новый вариант русского «подполья» и неизлечимо изломанную психику придавленного жизнью человека;
в значительной степени Л. Н. Андреев (повесть «Жизнь Василия Фивейского», рассказ «Иуда Искариот», трагедия «Жизнь человека» и др.), в большинстве героев которого внутренняя жизнь протекает на грани обыденного и сверхъестественного, нормального и патологического.
Слайд 48
Для многих зарубежных писателей Ф. М. Достоевский явился, во-первых,
величайшим авторитетом в области художественного исследования психической жизни, особенно
подсознания.
Во-вторых, от него были восприняты новые мотивировки литературного героя, судьба и характер которого определялись не столько обстоятельствами действия или эстетической традицией, сколько тем, как решаются в произведении коренные вопросы бытия и какое участие в их решении данный герой принимает.
И в-третьих, под влиянием Ф. М. Достоевского претерпели решительные изменения техника эпического повествования и жанровая форма романа. Все это сказалось особенно отчетливо на творчестве немецких прозаиков начала XX века.
Слайд 49
Достаточно назвать таких писателей, как:
Т. Манн (немецкий писатель),
С. Цвейг (австрийский писатель, мастер психологической новеллы) и
Ф. Кафка (австрийский
писатель), которые, однако, при близости некоторых образных мотивов и стилевых приемов в мировоззренческих и идейных итогах творчества далеко уходят от Ф. М. Достоевского.