Слайд 2
Самую раннюю стадию развития индуизма, относящуюся ко II
тысячелетию до н.э., принято называть "праведическим периодом".
Это были
индусы, жившие в центральной низменности Северной Индии, и дравиды, населявшие южную часть полуострова.
Древние индусы приносили жертвы различным богам, но храмов еще не строили.
Слайд 3
С особым почтением
они поклонялись
богине-Матери
и рогатому
божеству, сидящему, наподобие йога,
в позе "лотоса".
Слайд 4
Приблизительно с 1500 г. до н.э.
начинается ведический
период,
когда народы Центральной Азии (арии) вторглись в Северную
Индию и стали постепенно продвигаться на юг.
Светлокожие победители навязали индусам
свою цивилизацию и религию,
основанную на "Ведах".
Слайд 5
В "Упанишадах", священных книгах основанных на религии Вед,
религия сводится к единому принципу
абсолютной, универсальной души.
Главное
положение этой системы в том,
что вселенная есть бог, и бог есть вселенная.
Слайд 6
Ведическая религия весьма отличается
от религии дравидов:
арии
поклонялись,
скорее, силам природы,
а не изображениям идолов.
Важнейшими
их богами были:
Слайд 10
Ведическая религия охватывала
множество других, более мелких божеств,
одним из которых был Сома,
бог наркотического растения.
Слайд 11
За ведическим периодом, около 600 г. до н.э.,
последовал период "Упанишад".
В эту эпоху индуизм начал разделяться
на два основных учения:
Учение о карме –
нравственный закон о нерушимой
причинно-следственной связи
между делами человека
и его будущей жизнью.
Согласно этому закону "поступков",
человек приобретает
хорошую или плохую карму
в зависимости от того,
как он прожил земную жизнь.
Слайд 12
Учение о самсаре подразумевает,
что жизнь человека –
бесконечный ряд перевоплощений,
рождений заново в различных образах.
Все
живое участвует в этом нескончаемом маскараде жизни,
и от того, какую "карму" заслужило живое существо
в своих предыдущих воплощениях,
зависит форма его будущего существования.
Слайд 13
Спасение - бегство из потока перевоплощений -
достигается
философскими размышлениями
над изречениями мудрецов
и медитацией (самососердоточенностью и
самосозерцанием).
Освобождение
от вечно вращающегося
"колеса жизни" (мокша, или мукти)
приходит,
когда индивидуальная душа (атман)
сливается с Брахманом, душой вселенной.
Слайд 14
В индуизме стали возникать реформистские внутренние течения.
Два
из них (буддизм и джайнизм) очень широко распространились и
стали самостоятельными религиями. Многие индуисты вернулись к поклонению единому высшему божеству.
Слайд 15
Единое божество, Брахман, оказалось представленным индуистской "троицей":
Брахма
Слайд 18
В христианскую эпоху философия индуизма
вступила в новый,
ведантический период.
Веданта - индуистская философская книга,
основанная на
более ранних "Упанишадах",
учит, что человек нуждается в освобождении.
Личность человека проходит через стадии стремления к наслаждениям и стремления к мирскому успеху.
Если личность достигает зрелости,
она обращается к идее самоотречения
и нравственного долга (дхармы).
Слайд 19
Мокша (спасение) достигается,
когда личность доводит
до бесконечного
совершенства свое бытие, сознание и ясность мысли и блаженство.
Так как Брахман - безличная, абсолютная душа, бесконечное бытие, сознание и блаженство; единственный путь достижения мокши
для человека - осознать,
что его скрытое внутреннее "я"
есть ни что иное, как Брахман.
Слайд 20
Чтобы описать этот процесс
освобождения личности через слияние
с Брахманом, индуисты пользуются традиционной формулой:
"ты есть сие"
(тат твам аси).
Таким образом, индуистское спасение
достигается отделением от своего смертного "я"
и слиянием со вселенной.
Тогда личность погружается в нирвану,
состояние бесконечного бесстрастного покоя.
Слайд 21
Известны 4 основных способа достижения нирваны:
1) Джнана-йога
- спасение через познание;
требует изучать изречения мудрецов и священные
книги, предаваться медитации, обращая свое сознание вовнутрь.
Слайд 22
2) Бхакти-йога - спасение через самопожертвование;
менее философично и
поэтому более популярно;
согласно этой доктрине, бог есть нечто
более личное -посвятивший себя сам выбирает какой-либо способ
служения божеству и надеется таким образом
достичь слияния с ним.
Слайд 23
3) Карма-йога - обретение спасения через выполнение обычаев,
человек должен в точности выполнять все ритуалы и церемонии,
жертвоприношения, паломничества и другие добрые дела, причем совершенно бескорыстно и только по искреннему внутреннему побуждению.
Слайд 24
4) Раджа-йога, представляет собой технику медитации - контроль
над телом, дыханием и мыслями.
Слайд 25
Индуистская философия рассматривает этот мир,
как временную обитель,
нечто вроде тренировочного полигона для души; существует бесконечное число
галактик и миров,
подобных нашему, и все они подчиняются
нравственному закону кармы.
Вселенная проходит через бесконечно повторяющийся
ряд циклов развития, разрушаясь и создаваясь заново.
Слайд 26
Не смотря на то, что последователи индуизма
не
обязаны регулярно ходить в храмы,
эти культовые сооружения играют
жизненно важную роль
в индуистском обществе и культуре.
Слайд 27
Танах Лот
Расположенный на большом камне,
Танах Лот является
одним из самых известных индуистских храмов на Бали.
Храм
является одним из 7 храмов,
расположенных в море.
Слайд 28
Канчипурам
Город 1000 храмов, Канчипурам является одним из старейших
городов в Южной Индии.
В городе есть несколько больших
храмов, таких как храм Варатхараджа Перумал и храм Экамбаратха.
Слайд 29
Брахидеешварар
Брахидеешварар, расположен в штате Тамил-Наду.
Он был построен
в XI веке.
Первый в мире храм, сооруженный из
гранита.
Башня храма составляет 66 метров.