Слайд 4
Известный прежде всего как скульптор, Габо пробовал свои
силы
практически во всех сферах художественного творчества, и не без
успеха. Художник экспериментировал в области синтеза скульптурных и архитектурных форм.
Имел опыт в области сценического оформления.
С именем мастера связано несколько дизайнерских проектов по оформлению интерьеров, а также новая концепция автомобиля.
Известен целый ряд графических работ Габо, увлекшегося в
поздние годы ксилографией; живописные полотна также
составляют часть его наследия.
Слайд 7
Габо вырос в большой состоятельной еврейской семье, жившей
в Брянске. Точные дата и место рождения скульптора не
известны. Родители Габо зарегистрировали дату рождения своего четвертого сына как
5-ое августа 1890 года.
Семья Певзнеров дала миру двух выдающихся творческих личностей - художника и скульптора Нотана (Антуана,
Антона) Певзнера и Неемию (Наума) Певзнера.
Наум вырос в среде, где ценность технического прогресса была непреложной, а все окружавшие его любимые и авторитетные люди имели техническое образование.
Самым ранним талантом, открывшимся у Габо, оказался талант поэтический. Со школьных лет и до конца своей жизни он создавал литературные произведения, некоторые из которых позже были опубликованы в печати.
Слайд 8
В 1904 году старший брат Марк забирает Наума
в Томск, с целью подготовки к соответствующему классу гимназии
или реального училища, но через год гимназист возвращается в Брянск.
С 1907 по 1910 годы Наум учится в гимназии в Курске и заканчивает ее с особой наградой «За достижения в области литературы и творчества».
С 1907 года Наум начинает экспериментировать с рисунком, делает первые опыты в живописи.
В 1910 году Наум Певзнер уезжает за границу, учится в Мюнхене,
сначала на медицинском факультете университета,
затем в Инженерно-политехнической школе.
Во время учебы увлекается пропагандой нового видения художественных произведений как системы абстракций.
Возвращаясь в Брянск на каникулы, много рисует, пишет акварелью и маслом, в том числе портреты своих родственников.
Слайд 9
В Германии он посещает лекции известного швейцарского искусствоведа,
ученого Генриха Вельфлина по истории искусства.
Путешествует по Италии,
где главной
целью являются музеи, знакомится с искусством старых мастеров.
В 1914 году художник уезжает
из Германии, так как оставаться там
было небезопасно. Некоторое время живет со старшим братом в Копенгагене, затем переезжает в Христианию (ныне Осло).
В 1915-1916 годах Наум Певзнер занимается созданием первых конструктивистских скульптур, подписывая их псевдонимом - Габо.
Сэр Наум Габо – Автопортрет
1907-1912
Слайд 10
Наум Габо. HAMLET. 1912
Жанр: живопись
Слайд 11
Наум Габо. CHRISTMAS («Рождество»). 1914 Жанр: живопись
Слайд 12
Как правило, конструкции Габо абстрактны, или, как говорил
сам художник, абсолютны, однако среди них есть несколько близких
к
натуралистическим работам –
«голов».
Конструкция лишена привычных признаков красоты женского лица:
нежной кожи, изящной формы глаз, даже поверхности щек, все-таки перед нами образ прекрасного женского лица; мы узнаем образ в прообразе.
Слайд 13
Наум Габо. HEAD NO. 2. Дата завершения: 1916
Стиль:
Конструктивизм Жанр: скульптура
Слайд 15
Наум Габо.
MODEL FOR «CONSTRUCTED TORSO»
Дата завершения: 1916.
Стиль: Конструктивизм
Жанр: скульптура
Слайд 16
Наум Габо.
HEAD IN A CORNER.
Дата завершения: 1917
Стиль: Конструктивизм
Жанр: скульптура
Слайд 17
Наум Габо. TESTA DI DONNA. 1917-1920
Слайд 18
В 1917 году Наум Габо вместе с братом
Антоном возвращается в Россию и снимает студию в Москве,
работает соредактором газеты «ИЗО».
В 1919-22 годах делает образцы монументальной утилитарной пластики, в частности проект радиовышки в Серпухове.
В 1920 году Наум Габо с братом Антоном Певзнером выпустили
«Реалистический манифест», провозглашавший новый стиль, идеи которого значительно повлияли на искусство и архитектуру XX века. Главная мысль манифеста:
«Пространство и время - единственные формы, в которых строится жизнь, и стало быть, должно строиться искусство».
Впоследствии Габо развил идеи манифеста в концепцию
«конструктивной скульптуры».
Слайд 19
«Все ложь – действительна одна только жизнь и
её
законы».
«Не врать о будущем невозможно, а врать о нем
можно сколько угодно».
«И мы заявляем, что крики о будущем для нас то же, что и слезы о прошлом - подновленная мечта».
«Мы не ищем себе оправдания ни в прошлом, ни в будущем».
«Дело – высшая и вернейшая истина».
«Действительность – высшая красота».
«Необходимость – высшая и справедливейшая из моралей».
Слайд 20
В конце 1922 года художник обосновывается в Берлине,
куда выехал при содействии А.В. Луначарского для участия
в 1-й
Русской художественной выставке в галерее Van Diemen. Входит в авангардистское объединение «Ноябрьская группа»; примыкает к движению «Стиль». Выступает с докладами, участвует в авангардистских выставках в Германии и Голландии.
В дальнейшем Габо создает беспредметные скульптуры, применяя широкий спектр конструктивно-технологических приемов и разнородные материалы (алюминий, сталь, гранит, фосфоритная бронза, позолота, картон, зеркало, плексиглас, металлические пружины, проволока, акрил и нейлон).
Слайд 21
Первая кинетическая конструкция Н. Габо -
KINETIC CONSTRUCTION. 1919-1920.
Стиль:
Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Скульптор конструирует прозрачные и
полупрозрачные формы, объекты
с отверстиями,
нишами и разрывами, объемные композиции, образованные множеством натянутых нитей, кинетические конструкции.
Слайд 22
Кинетическое искусство, кинетизм
(от греческого Кinesis -движение), — направление
в искусстве, обыгрывающее эффекты
реального движения всего произведения или отдельных
его
составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и
движения можно создать произведение искусства.
Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие.
Слайд 23
Наум Габо . CIRCULAR RELIEF. Дата завершения: 1925
Стиль:
Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Слайд 24
Наум Габо.
MODEL FOR «ROTATING
FOUNTAIN».
Дата завершения: 1925
Стиль: Кинетическое искусство
Жанр: инсталляция
Слайд 25
Наум Габо. MODEL FOR «CONSTRUCTION IN SPACE «TWO
CONES» .
Дата завершения: 1928
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Слайд 26
Наум Габо. MODEL FOR «TORSION». Дата завершения :
1928
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Слайд 27
Конструктивизм принято считать русским (точнее говоря, советским) явлением,
возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений
нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не может быть ограничен рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы, как модерна, так и оголённого конструктивизма.
Слайд 28
Наум Габо . MODEL FOR «TORSION» . Дата
завершения: 1921
Стиль: Конструктивизм Жанр: инсталляция
Слайд 29
Наум Габо . COLUMN.
1923 (реконструирована
в 1937).
Слайд 30
Наум Габо . RED CAVERN. Дата завершения: 1926.
Стиль:
Конструктивизм Жанр: инсталляция
Слайд 31
Наум Габо .
FACE IN A HEADDRESS. 1926.
Жанр: живопись
Слайд 32
Проекты:
В 1925 году Наум Габо исполняет проекты монументов
для аэропорта, для Института физики и математики в Берлине,
проект праздничного оформления Бранденбургских ворот - в 1929 году.
Выставки:
В 1924 проводит с братом Антоном выставку «Русские
конструктивисты: Габо, Певзнер» в парижской галерее Реrcier,
в 1926 - вместе с Певзнером и Ван Дусбургом - выставку в галерее Little
Revue в Нью-Йорке, в 1930 году открывает первую персональную выставку под названием «Конструктивная пластика» в Ганновере.
Оформление театральных постановок:
В 1926-27 гг. совместно с братом оформляет для Русского балета
С. П. Дягилева постановку «Кошечка» А. Соге с использованием жести, зеркал и упрощенной геометрической конструкции сцены.
20-е годы
Слайд 34
В 1932-35 годы Габо живет в Париже, становится
одним
из организаторов авангардистского объединения «Аbstraction- Creation». В 1935 году
поселяется в Лондоне. Спустя год женится на англичанке Мириам Израэльс,
в 1941 у них родится дочь Нина-Серафима.
В 1936 выставляется в Чикаго (совм. с А. Певзнером), в Лондоне (выставка «Абстрактное и конкретное»).
В 1937 вместе с Б. Никольсоном и Л. Мартином издает журнал
«Circle: International Survey of Constructive Art»,
в котором публикует ряд теоретических статей («Конструктивная идея искусства», «Скульптура: резьба и конструирование
в пространстве» и др.)
В 1938 впервые посещает США в связи с устройством персональных выставок в Хартфорде и в галерее в Нью-Йорке.
Слайд 35
Наум Габо.TWO CUBES (Demonstrating the Stereometric Method).
Дата завершения:
1930
Стиль: Коструктивизм Жанр: скульптура
Слайд 36
Наум Габо. КОНСТРУКЦИЯ В НИШЕ. 1930
Стиль: Конструктивизм
Слайд 37
Наум Габо. SKETCH FOR A CARVING IN STONE
(1931)
Эскиз для работ по камню
Наум Габо.
CONSTRUCTION FOR A POND.
1931
Слайд 38
Наум Габо. МОНУМЕНТ ДЛЯ АЭРОПОРТА. Около 1932-1948.
Слайд 39
Наум Габо.
CONSTRUCTION ON А LINE. 1935
Слайд 40
Наум Габо. CONSTRUCTION
IN SPACE (CRYSTAL).
1935-1937
Слайд 41
Наум Габо. КОНСТРУКЦИЯ «КАМЕНЬ С ВОРОТНИКОМ». 1936-1937
Стиль: Коструктивизм Жанр:
скульптура
Слайд 42
Наум Габо. TRANSLUCENT VARIATION ON SPHERIC THEME.
1937 (реконструирована
в 1951)
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: инсталляция
Слайд 43
Наум Габо. КОНСТРУКЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ. 1937
Стиль: Кинетическое искусство Жанр:
инсталляция
Слайд 44
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: инсталляция
Наум Габо. CONSTRUCTION ON A
LINE. Дата завершения: 1937
Слайд 45
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Наум Габо. MODEL FOR «SPHERIC
THEME». Дата завершения: 1937
Слайд 46
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Наум Габо.
CONSTRUCTION IN SPACE
(CRYSTAL).
1937-1939
Слайд 47
В 1944 году Наум Габо становится членом Союза
исследователей дизайна (Design Research Unit)
и разрабатывает дизайн автомобилей «Jowett».
С
1946 года живет в США, американское гражданство принимает в 1952 году. В Уотербери, что недалеко от Нью- Йорка, он открывает мастерскую, которая становится своеобразным центром конструктивизма.
Слайд 48
Наум Габо. CONSTRUCTION IN SPACE WITH CRYSTALLINE CENTRE.
Дата
завершения: 1940
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Слайд 49
Наум Габо. SPIRAL THEME.
Дата завершения: 1941
Стиль: Кинетическое
искусство
Жанр: скульптура
Слайд 50
Наум Габо.
LINEAR CONSTRUCTION IN SPACE NO.1 (VARIATION). 1943
Слайд 51
Наум Габо. NOCTURNE. 1943
Жанр: живопись
Слайд 52
Наум Габо. CONSTRUCTION IN DEPTHS. 1944
Стиль: Конструктивизм Жанр: живопись
Слайд 53
Наум Габо.
LINEAR CONSTRUCTION
IN SPACE NO. 2 .
1949-53
Стиль: Конструктивизм
Жанр:
скульптура
Слайд 54
В 1950-е годы талантливый художник получает международное признание.
Исполняет ряд престижных заказов: конструкцию для Музея искусств
в Балтиморе
(1950-51), барельеф для Рокфеллеровского
центра в Нью-Йорке (1956),
скульптуру для здания «Bijenkorf» _
в Роттердаме (1956-57).
Слайд 55
Получает 2-й приз международного конкурса за проект
«Монумента неизвестному
политзаключенному» (Лондон, 1953), премию Фонда Гуггенхейма (1954), медаль Художественного
института
в Чикаго (1954).
Слайд 57
Наум Габо. ЛИНЕЙНАЯ КОНСТРУКЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ № 4
. 1950
Стиль: Коструктивизм Жанр: скульптура
Слайд 58
Наум Габо.
Без названия. 1950
Наум Габо.
Без названия. 1950
Слайд 59
Наум Габо.
Без названия.
Около 1955-1956
Наум Габо.
Без названия.
Около 1955-1956
Слайд 60
Наум Габо. Без названия. Около 1956-1973
Слайд 61
Наум Габо. LINEAR CONSTRUCTION IN SPACE NO. 2.
1958
Стиль: Конструктивизм Жанр: скульптура
Слайд 62
Наум Габо.
LINEAR CONSTRUCTION
NUMBER 4 IN BLACK AND GRAY.
1954-1959
Слайд 63
Наум Габо. CONSTRUCTION IN SPACE. 1957 – 1967.
Слайд 64
Наум Габо.
LINEAR CONSTRUCTION
IN SPACE NO. 3, WITH RED.
1957
– 1958.
Слайд 65
Медали сразу нескольких американских
университетов художник получает в 60-е
годы.
В 1960-70-е Наум Габо обращается к живописи и ксилографии.
Читает лекции на архитектурных факультетах.
В 1962 приезжает в Москву и Ленинград,
встречается с братьями Алексеем, Еремеем и Марком.
В 1965-66 годах передвижная ретроспективная выставка его работ проходит по маршруту: Амстердам – Мангейм – Дуйсбург – Цюрих – Стокгольм – Лондон;
в 1970-72 – по маршруту: Копенгаген – Берлин – Ганновер –
Гренобль – Лиссабон.
Скончался Наум Габо 23 августа 1977 года в Уотербери (штат Коннектикут, США).
Слайд 67
Наум Габо.
БРОНЗОВАЯ СФЕРИЧЕСКАЯ ТЕМА.
Около 1960
Слайд 68
Наум Габо. ПРОСВЕЧИВАЮЩАЯ
ВАРИАЦИЯ СФЕРИЧЕСКОЙ ТЕМЫ. 1961
Слайд 69
Наум Габо. QUARTZ STONE. 1964-1965
Наум Габо. КРАСНЫЙ КАМЕНЬ.
1964
- 1965
Слайд 70
Наум Габо.
MODEL FOR «CONSTRUCTION IN SPACE» SUSPENDED».
Дата завершения:
1965
Стиль: Кинетическое искусство Жанр: скульптура
Слайд 72
Наум Габо.
ЛИНЕЙНАЯ КОНСТРУКЦИЯ
№ 2. 1970-1971
Слайд 76
Самой большой частью наследия скульптора обладает лондонская
галерея Тейт.
Берлинская галерея (Berlinische Galerie)
приобрела целый ряд
произведений скульптора.
Галерея Йельского университета, унаследовавшая коллекцию Анонимного общества К. Драер и М. Дюшана, обладает рядом ранних произведений Габо.
Американские музеи, такие как Музей современного искусства
в Нью-Йорке (МОМА) и музей Соломона Гугенхайма, художественные
музеи Далласа и Филадельфии.
Слайд 77
Европейские коллекции, такие как Кѐльнский музей Людвига, Национальная
галерея Берлина,
Музей современного искусства Гренобля, государственный музей Амстердама
хранят в своих собраниях произведения скульптора..
Большая часть его наследия принадлежит наследникам - единственной дочери Нине Габо-Уильямс и зятю Грему Уильямсу, проживающим в графстве Кент
в Англии, и частным собраниям по всему миру.
Слайд 78
Фонтан у больницы Святого Томаса в Лондоне. "REVOLVING
TORSION" kinetic sculpture/fountain
Слайд 79
В 2000 году вышла в свет первая монография,
посвященная жизни и творчеству скульптора:
«Конструируя современность: искусство и карьера
Наума Габо». Ее авторы, британские искусствоведы Мартин Хаммер и Кристина Лоддер посвятили более 25 лет работе над этим фундаментальным исследованием. Эта монография открыла новый этап в истории изучения творчества скульптора.
Слайд 81
В 2011 году вышла первая русскоязычная монография
о выдающемся
скульпторе и архитекторе Науме Борисовиче Габо-Певзнере:
Н.З. Сидлина. Наум Габо.
Проследить историю становления и развития таланта Габо, превращения студента Технической школы Мюнхена в одного из самых значительных скульпторов модернизма, дают возможность не только сохранившиеся произведения, но и богатейшая документация семейного архива мастера.
Слайд 83
Лейкинд, О. Л. Художники Русского Зарубежья 1917-1939: биограф.
словарь / О.Л. Лейкинд, К.В. Махров, Д.Я. Северюхин. -
СПб. , 2000. - 720с.:ил.
Деятели науки и культуры России начала XX в. и Брянский край [о Науме Габо] // История Брянского края. XX век / О.В. Горбачев, Ю.Б. Колосов, В.В. Крашенинников и др.- Клинцы, 2003.- С. 69-70.
3. Габо //БРЭ.- М., 2006.- Т. 6.- С. 216.
Слайд 84
Сидлина, Н.З. Взаимодействие науки и искусства в творчестве
Наума Габо, 2004: введение диссертации (часть автореферата) [Электронный ресурс]
/Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat .- Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vzaimodeistvie-nauki-i-iskusstva-v- tvorchestve-nauma-gabo#ixzz3dyhBO6qv, свободный.
http://es.wn.com/naum_gabo/imageswikipedia.ru
http://www.jamesbutterwick.com/archive/gabo/gabo06.html
http://www.wikiart.org/ru/naum-gabo/model-for-torsion-1928
http://www.eleven.co.il/article/13166
https://staging.artsy.net/artwork/naum-gabo-opus-nine-we-58#!