Слайд 2
Анализ стихотворения С.А.Есенина «Отговорила роща золотая» в 7
классе
Легоцкая Вера Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Гимназия № 5» г. Брянска
Слайд 3
«Отговорила роща золотая» - одно из самых знаменитых
стихотворений С.Есенина. Оно было написано в 1924 году.
В этой элегии развита вечная тема подчинённости человеческой жизни законам природы: и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чём», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем».
Слайд 4
Отметьте в стихотворении синтаксический параллелизм. Какова его роль
в стихотворении?
Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский
закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадёт», «не обгорят рябиновые кисти».
Слайд 5
Философский план стихотворения
Содержание стихотворения
составляют раздумья поэта о жизни. Образ рощи, говорящей языком
берёз, сам по себе поразителен, позволяет раскрыть сложное психологическое состояние автора. Тревожная грусть охватывает с первой строки (ведь «роща золотая» уже «отговорила») и особенно со второй - ведь умолкнувший язык был не только «берёзовый», но и «весёлый».
Слайд 6
Природа в стихотворении выражает человеческие чувства
Стихотворение
начинается и заканчивается картиной осенней берёзовой рощи, которая предстаёт
как живое существо, говорит «весёлым языком», да и другие образы стихотворения одушевлены, очеловечены: «журавли, печально пролетая», не жалеют ни о ком, «грезит конопляник», «горит костёр рябины». Природа в поэзии Есенина - не просто тема, а самая суть его философии, его эстетического идеала.
Слайд 7
Поэтика стихотворения
Мысль о естественном,
изначальном родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его
любимое средство художественного изображения - это олицетворение («отговорила роща», «грезит конопляник»).
Слайд 8
Поэтика стихотворения
То, что происходит
с человеком, отождествляется с явлениями природы. «Золотая роща» -
это сам Есенин, чувствующий своё « увядание», но это одновременно и его поэзия. Для него поэзия - это прекрасный сад, где слова - листья.
Слайд 9
Поэтика стихотворения
Поэт
выражает мысль о том, что человек, поэзия и природа
- это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы. Основы поэтики Есенина - народные.
Слайд 10
Поэтика стихотворения
Поэт
выражает мысль о том, что человек, поэзия и природа
- это одно неразрывно связанное целое. Стремление поэта ко всеобщей гармонии, к единству всего сущего на земле - важнейший принцип художественного мышления Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все они, по Есенину, дети единой матери-природы.
Слайд 11
Народные основы поэтики стихотворения
Природа в
его стихотворении, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески,
а человек ощущает себя деревом. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок прежде всего ощущением нерасторжимой связи с родной природой.
Слайд 12
Народные основы поэтики стихотворения
Есенин в
богатейшей поэтической культуре Серебряного века показал собственное лицо: пришёл
со своим пониманием поэтического слова, стремился к ассоциативности, неоднозначности поэтического образа, создав метафорический язык с огромной нагрузкой на тропы.
Слайд 13
Народные основы поэтики стихотворения
Эпитеты
(отговорила роща золотая, / Берёзовым весёлым языком ), метафоры
(«о всех ушедших грезит конопляник с широким месяцем над голубым прудом», «души сиреневая цветь»), олицетворение ( «журавли, печально пролетая», «отговорила роща», «грезит конопляник»), сравнение («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю тихие слова»), символ (символом матери-природы предстаёт дерево) - все эти изобразительно-выразительные средства придают стихотворению образность и эмоциональность.
Слайд 14
Синтаксические средства выразительности
Синтаксические фигуры:
параллелизм («Не жаль мне лет, растраченных напрасно, / Не
жаль души сиреневую цветь»), инверсия («роща золотая», «о юности весёлой», «рябины красной»), умолчание в последней строфе - тоже придают выразительность художественной речи, усиливают эмоциональность лирического высказывания.
Слайд 15
Роль цвета в стихотворении
Цветовая
гамма составлена из простых тонов: голубого, жёлтого, красного. Это
традиционные цвета русского искусства. В стихотворении прошлое окрашивается в голубой и сиреневый. К тому же «сиреневая цветь» заставляет вспомнить о времени цветения сирени, весне. Настоящее окрашивается в золотой и красный. Не жёлтый, а золотой, что передаёт не только цвет, но и эмоцию.
Слайд 16
Роль цвета в стихотворении
И золото уже проходит, но ещё «горит костёр
рябины красной». Тревожный красный противостоит голубому и сиреневому. Через цвет передана эволюция лирического героя. Нет возврата к старому, навсегда утрачена молодость души и свежесть чувств. И хотя поэт несколько раз повторяет, что ему не жаль прошлого, стихотворение наполнено щемящей грустью о прошлом.
Слайд 17
Песенность стихотворения
Образ-переживание оказывается противоречивым:
светлым и мрачно-тоскливым, гармоничным и тревожным; прекрасное прошлое -
безусловная ценность, сохранённая в душе, но оно несёт на себе отблеск печального настоящего. Наверно, поэтому стихотворение «Отговорила роща золотая» стало песней.
Слайд 18
Песенность стихотворения
Песенность стихотворения
подчёркивается его композиционно-кольцевым приёмом построения - первая строфа частично
повторяется в заключении. Но это не только повторение, а вывод: метафорическое уподобление поэта берёзе, обозначенное, но не раскрытое в первой строфе, получает образное завершение в последней строфе.
Слайд 19
Песенность стихотворения
Напевность стихотворения
усиливает пятистопный ямб. В нём много аллитерации и ассонансов
(«горит костёр рябины красной», «роняет тихо листья»). Рифмы по точности звучания точные, по месту ударения мужские и женские, по взаимному расположению рифмующихся строк перекрёстные.
Слайд 20
Идея стихотворения
Несмотря на щемящее чувство грусти,
пронизывающее стихотворение, оно не звучит пессимистически: его согревает вера
в душевные силы человека, мудрое приятие законов бытия. Стихотворение говорит о любви к жизни, о великом смысле жизни на земле. Эти стихи Есенина созвучны пушкинским: «Печаль моя светла...»