Слайд 2
Слово «эпитет» имеет древнегреческое происхождение и означает «приложенный».
По сути, это дополнение к основному слову или понятию,
предназначенное для того, чтобы делать его более выразительным и ярким.
Эпитет выражается преимущественно именем прилагательным, но также наречием («нежно смотреть»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первая любовь»), глаголом («желание забыться»).
Слайд 3
Эпитет, как правило, стоит перед основным словом, но
это не обязательно.
Это может быть не одно слово,
а целое выражение, которое придает устойчивому понятию новый смысловой или эмоциональный оттенок и создает более яркую атмосферу, чем сделали бы это прилагательные.
Слайд 4
В литературном творчестве эпитеты используются чрезвычайно широко. Наиболее
насыщены ими поэтические произведения, однако в прозе и даже
в повседневной речи тоже активно используется этот мощный речевой инструмент.
Как и любые другие изобразительные средства, эпитеты с течением времени развивались и совершенствовались, что можно увидеть, проанализировав литературные произведения прошлого и современности.
Слайд 5
В народном творчестве и в наиболее ранних литературных
творениях эпитеты, как правило, описывают свойства предметов и явлений,
выделяя их ключевые особенности, но практически не касаясь эмоциональной, личностной составляющей: красна девица, червонное золото, несметные богатства.
С развитием литературы роль и структура эпитетов усложнялась, приобретая новые свойства и функциональное наполнение. Наиболее ярко это выразилось в творчестве поэтов Серебряного века и последующего периода: глупая тарелка вылязгивала, грань предела, лениво-страстный шиповник и пр.
Слайд 6
Современная литература, в особенности постмодернистские произведения еще более
усложнили как структуру, так и смысловое наполнение эпитетов, допуская
подчас весьма необычные выразительные приемы: цвел диатез, пеленки золотились.
Нередко с помощью эпитетов воссоздается атмосфера исторической эпохи, социальной группы или этнический колорит. Это мощный инструмент для передачи словами визуальных образов, их эмоционального и художественного наполнения
Слайд 7
Если эпитеты оказываются расположенными в тексте вертикально, то
есть оторвано друг от друга, то это только усиливает
их конкретное звучание и придает особую глубину тексту. Вот, к примеру, в стихотворении А. Блока эпитеты заканчивают строку:
Все, как было. Только странная
Воцарилась тишина.
И в окне твоем – туманная
Только улица страшна.
Эпитет "странная" создает эффект разрыва тишины, а после слова «туманная» у читателя возникает ощущение таинственности, гулкого эха.
Слайд 8
Различают простые эпитеты, состоящие из одного прилагательного, например
: «голубиные облака» (С. А. Есенин). Или же слитные,
состоящие из двух - трех корней, но воспринимающиеся на слух как одно целое, например: «убедительно-лживый рассказ». ( А. К. Толстой)
Есть эпитеты авторские, встречающиеся довольно редко, несущие дополнительную экспрессивную нагрузку, передающие особый смысл не просто слова, а часто целой группы слов: «В блюдечках - очках спасательных кругов» (В. Маяковский).