позднего классицизма и ампира был Жан Огюст Доминик Энгр (1780 - 1867). Ученик Давида, Энгр в 1806 -1824 гг. жил и работал в Италии. В 1834 г. был назначен директором Французской Академии. Энгр создавал картины на литературные и мифологические сюжеты, среди которых «Апофеоз Гомера», «Юпитер и Фетида». Портреты Энгра отличает точность наблюдений, глубина психологической характеристики («Наполеон-император», «Мадемуазель Ривьер»). Часто живописец использует ню (изображение обнаженного тела, чаще всего женского); образы его героинь навеяны мифологией, историей, экзотикой востока («Источник», «Большая одалиска», «Турецкая баня»).
льётся вода — аллегорическое изображение источника жизни (см. «Фонтан
молодости»). Устоявшемуся во французском изобразительном искусстве типу «нимфа источника» Энгр даёт новую трактовку. Это второй вариант композиции, которая, видимо, была задумана в 1807 году — именно этим временем датируются два рисунка фигуры Венеры из музея Энгра в Монтобане. В 1808—1848 годах художник работал над картиной «Венера Анадиомена», поза девушки из «Источника» повторяет позу богини, но она уже не выжимает мокрые волосы, а держит терракотовый кувшин с льющейся из него водой.
Слайд 13
НАПОЛЕОН НА ТРОНЕ. Наполеон сидит на императорском
троне в традиционной позе верховного бога Юпитера, чей геральдический
орел искусно выткан на ковре. Знаки зодиака на кайме ковра указывают на роль Юпитера как царя небес. Император облачен во все регалии и увенчан лавровым венком, он держит скипетр, жезл судьи (длань правосудия) и меч Карла Великого. Фигура императора (1806) статична и обладает портретным сходством; современники понимали, что Энгр уподобил императора одновременно Юпитеру и знаменитой фигуре Бога-Отца из Гентского алтаря.