Слайд 2
Ямало-ненецкий автономный округ – далекий северный край, суровый
и прекрасный, земля, на которой тесно переплелись традиции коренных
народов и достижения современной науки. Облик Ямала неповторим, в нем причудливым образом сочетаются суровость северного климата и доброта местных жителей, скупость полярного солнца и щедрость северной природы, бесконечная белизна зимних дней и фантастические краски осени.
Ямал всегда притягивал путешественников и ученых своей уникальностью, природными и культурными богатствами, чистым воздухом и первозданностью природы.
Слайд 3
Коренные народы Ямало-Ненецкого автономного округа
Ханты
 Ненцы
Коми
Селькупы
Южные ханты в основном
занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и
скотоводство...
Северные коми были оленеводами, охотниками и рыбаками, южные коми занимались охотой и рыбалкой...
Северные селькупы занимались оленеводством, южные умели изготавливать керамические изделия, обрабатывать металлы, ткать холсты, выращивали зерно и табак...
Традиционными занятиями ненцев являлись рыболовство и охота зверя, птицу и диких оленей.
Слайд 4
С 18 века к традиционным занятиям добавилось
оленеводство. Помощником ненца-оленевода стала специально обученная собака – лайка.
Слайд 5
Оседлые ненцы жили в домах в поселках. Дома
ненцев отличались от домов русских немного меньшим размером и
отсутствием двора с хозяйственными постройками. Кочевые ненцы жили в чумах – разборных шестовых жилищах. Для постройки чума используют 25-50 длинных еловых шестов, расставленных по кругу под углом к центру и скрепленных между собой концами. Летом в качестве покрытия чума использовали бересту или оленьи шкуры в один слой (сейчас используют брезент), зимой чум покрывают двойным слоем оленьих шкур. Оленье стадо выпасали несколькими родственными семьями, поэтому стойбище состояло из нескольких таких чумов.
Слайд 6
Традиционные народные художественные промыслы Ямало-Ненецкого автономного округа имеют
вековые традиции и связаны с жизнедеятельностью коренных народностей Севера.
•
Пошив национальной одежды, обуви народов.
• Художественная обработка кости, бивня мамонта, оленьего и лосиного рога.
• Художественные изделия из меха, кожи, сукна и бисера (изделия обрядовые и праздничные).
• Резьба по дереву.
• Художественная обработка бересты.
Слайд 7
Памятник Мамонту
Памятник комару
Слайд 8
«СВЯЩЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ НАРОДОВ СЕВЕРА».
Вороний день
Черный ворон - мудрая
и гордая птица.
Живет эта птица очень долго – 120
лет. Ворон не любит гнездиться рядом с человеком, поэтому он улетает далеко- далеко в болото. Ханты никогда не убивают ворона. Они считают, что убив эту птицу, тут же налетят все духи, которые принесут им несчастья и беды.
На Вороньем празднике кто-то из взрослых обязательно рассказывает легенду о вороне. В мансийских преданиях вороны выступают покровительницами женщин и детей. Праздник начинается с традиционного окуривания гостей чагой и угощения клюквой. Как верят манси, этот ритуал приносит здоровье, удачу и счастье. Один из священных ритуалов - обряд поклонения духу Огня. Пожилая женщина, снимая платок с головы маленькой девочки, бросает его в огонь, поднося, таким образом, подарок духу Огня. Девочке же она повязывает новый платок, символизируя тем самым связь поколений. Неотъемлемая часть праздника - обряд, во время которого всем гостям предлагается повязать цветную ленточку на ветку березки. Одаривая березку (священное дерево) ханты и манси просят об исполнении желаний бога Торума. Напоследок гостям предлагаются традиционные угощения - горячая уха, жареная рыба. Вороний день празднуется 7 апреля и перекликается с христианским праздником Благовещения, который отмечается в этот же день и также считается в России символом пробуждения природы.
Слайд 9
Проводы Лебедя
Это осенний праздник народа ханты, посвященный отлету
лебедей. Существуют особые, известные с древности, священные места для
проведения ритуала. Нарядно одетые люди собираются там, зажигают костер, кладут подарки для Лебедя, произносят: "Ты наша священная птица, мы в гости к тебе пришли и от чистого сердца всё, что нужно, с собой принесли. Скоро настанет разлука, покинешь край свой родной. Мы ждем твоего возвращения весной. Ясного неба желаем тебе над нашей прекрасной землей!
Слайд 10
Медвежий праздник
Это самый любимый праздник хантов и манси.
Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем
он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Слайд 11
Северное сияние.
(Чудо природы.)