Слайд 2
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
(1711-1765 ГГ.)
Слайд 3
БИОГРАФИЯ
М.В. ЛОМОНОСОВА
Родился 21 ноября 1711
года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор
в семье крестьянина-помора.
Сын государственного
крестьянина,
Ломоносов вырос в условиях
северорусской культуры, тесно связанной с традициями
допетровской Руси.
Слайд 4
В 19 лет тайком от отца
М.В. Ломоносов
отправляется
из деревни
Холмогоры в Москву и
поступает в Славяно –
греко –
латинскую
академию и становится одним из лучших учеников.
Н.И. Кисляков «Юноша Ломоносов на пути в Москву»
Слайд 5
В 1736 году
Михаила Васильевича
посылают в Германию
для
изучения горного дела.
Вернувшись в Россию, он
становится академиком,
профессором химии.
Слайд 6
Круг интересов Ломоносова
был очень широк: физика,
химия, астрономия,
математика, техника,
горное
дело, геология, металлургия,
производство стекла,
мозаичное производство,
география физическая и
экономическая, история,
филология,
- и в каждой из этих научных или практических областей Ломоносов оставил
значительный след.
Слайд 7
ОТКРЫТИЯ ЛОМОНОСОВА
Организовал первую в России химическую лабораторию./Химия/
Развивал атомно-молекулярные
представления о строении вещества /физика/
Создал ряд оптических приборов.
Открыл атмосферу на Венере.
Описал строение Земли.
Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов.
Опубликовал руководство по металлургии.
Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири.
Автор трудов по русской истории.
По инициативе Ломоносова основан Московский университет (1755).
Слайд 8
22 ГОДА РАБОТАЛ ОН В АКАДЕМИИ НАУК, ВЫСТУПАЛ
С КРУПНЫМИ РАБОТАМИ ПО ХИМИИ И ФИЗИКЕ, ГЕОЛОГИИ И
ГЕОГРАФИИ, ИЗУЧАЛ АСТРОНОМИЮ, РАЗРАБОТАЛ ОСНОВЫ МЕТАЛЛУРГИИ, ОРГАНИЗОВАЛ ПРОИЗВОДСТВО И ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОЗАИКИ, СОСТАВЛЯЛ ГЕОГРАФИЧЕСКИ КАРТЫ
Слайд 9
ВЕЛИКОЕ МОЗАИЧНОЕ ДЕЛО
Граф М.И.
Воронцов, приехав из Италии, привез мозаику. Именно она вдохновила
Ломоносова на открытие стеклянной фабрики.
Слайд 10
МОЗАИЧНАЯ КАРТИНА ЛОМОНОСОВА
Ломоносов показывает Екатерине II
мозаичную мастерскую.
Слайд 11
РУССКИЙ ФАРФОР
В России фарфор был известен со
второй половины XVI века. Над способом производства фарфора из
отечественных материалов работал
М. В. Ломоносов. Первый в России фарфоровый завод был открыт в Петербурге.
Слайд 13
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его
проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц,
способных к наукам», а не только для дворян.
Слайд 14
ЗАНИМАЯСЬ ЛИНГВИСТИКОЙ, ОН РАЗРАБОТАЛ
ПЕРВУЮ НАУЧНУЮ ГРАММАТИКУ РУССКОГО ЯЗЫКА-
«РОССИЙСКУЮ
ГРАММАТИКУ»
Слайд 15
Несмотря на усиленные занятия точными науками, Ломоносов серьезно
занимался русской поэзией. Опираясь на опыт античной и европейской
литературы, Ломоносов создал стройную теорию русского стихосложения, изложенную в «Письме о правилах российского стихотворства» (1739 г.) и в основных чертах существующую в наши дни.
Слайд 16
Теория трех стилей
Михаил Васильевич Ломоносов для упорядочения письменной
речи (деловой, научной, художественной) разделил язык на "три рода
речений".
Теория "трех штилей" имела демократический характер:
она ограничила употребление старославянских слов,
приблизила литературный язык к разговорному.
Художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд 17
.
ВЫСОКИЙ СТИЛЬ
изображение грандиозных исторических событий и героических
судеб (трагедии, оды)
Слайд 18
СРЕДНИЙ СТИЛЬ
изображение жизни с использованием менее возвышенной лексики
(светские повести, сонеты, стихотворения)
Слайд 19
НИЗКИЙ СТИЛЬ
допускал изображение обыденной жизни с использованием живой
разговорной речи (комедии, басни, сатирические стихотворения)
Слайд 20
Краткое руководство к красноречию (1748 г.) - первая
риторика в русском языке, курс общей теории литературы. Трактат
«О пользе книг церковных в российском языке» (1757 г.) - первый опыт русской стилистики - является применением учения античных филологов о трех стилях (высоком, посредственном, низком) к русскому языку и жанрам русской литературы.
Слайд 21
Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире
Ломоносова. « Стихотворство - моя утеха...», - писал он
в «Российской грамматике».
Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон сотреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру; но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид,
Где Давнус царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски
И первому звенеть Алцейской лирой.
Взгордися праведной заслугой, муза,
И увенчай главу дельфийским лавром.
1747
Слайд 22
РЕФОРМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
Мы и не
замечаем, что многие из научных выражений, применяемых нами всеми
сегодня, составлены по правилам. Например, земная ось, законы движения, удельный вес, негашеная известь. Именно Ломоносов ввел в науку ряд русских слов, имевших бытовое значение, таких как: опыт, движение, явление, частица.
Слайд 23
В итоге ломоносовские научные и технические слова и
выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины. Так великий
ученый земли русской положил начало нашему точному научному
языку, без которого теперь никто не может обходиться.
Слайд 24
До Ломоносова в русской поэзии господствовало силлабическое стихосложение
( силлаби по-гречески – слог ): в каждой строке
было определённое количество слов, место ударений строго не регламентировалось.
М.В. Ломоносов утвердил силлабо-тонические стихосложения, в которых в определённых системах чередуются ударные и безударные слоги.
Слайд 25
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и
подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского
классицизма в литературе.
Слайд 27
Личность Ломоносова, его научная и литературная
деятельность сыграли
первостепенную роль
в
развитии сознания русского
общества и оставили
глубокий след в истории
русской культуры.
Слайд 29
НАГРАДЫ ИМЕНИ ЛОМОНОСОВА
Орденом Ломоносова награждаются
граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской,
социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.