Слайд 2
Николай Бердяев:
Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в
это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос,
терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?
Слайд 3
Утопия – от греч.U –нет,
topos – место -
развернутое описание общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающее тому или иному идеалу социальной гармонии
Слайд 4
Платон
Плато́н (Πλάτων) (428 или 427 до н. э.,
Афины — 348 или 347 до н. э., там же) —
древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Настоящее имя — Аристокл (Αριστοκλής). Платон — прозвище, означающее «широкий, широкоплечий».
Слайд 5
Сократ
Сокра́т (Σωκράτης, ок. 469 г. до н. э.,
Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий
философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.
Слайд 6
Томас Мор
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, более известный,
как Saint Thomas More; 7 февраля 1478(14780207), Лондон — 6 июля
1535, Лондон) — английский мыслитель, писатель. Святой Католической церкви.
Слайд 7
«Утопия»
«Утопия»
Из всех литературных и политических произведений Мора наибольшее
значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516 году Дирком Мартенсом),
причем эта книга сохранила своё значение для нашего времени — не только как талантливый роман, но и как гениальное по своему замыслу произведение социалистической мысли.
Слайд 8
Томмазо Кампанелла
Томмазо Кампанелла (итал.Tommaso Campanella, при крещении получил
имя Джованни Доменико итал.Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21
мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Слайд 9
«Город Солнца»
Книга «Город Солнца» написана через сто лет
после «Утопии» (1516 год) Томаса Мора, в один год
с «Новой Атлантидой» Френсиса Бэкона. Кампанелла был знаком с творчеством Мора, поэтому его влияние на «Город Солнца» хорошо просматривается.
Слайд 10
Френсис Бэкон
Фрэ́нсис Бэ́кон (англ. Francis Bacon); 22 января 1561 —
9 апреля 1626) — английский философ, историк, политический деятель, основоположник
эмпиризма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский
Слайд 12
Антиутопия – anti – против,
АНТИУТОПИЯ - современное течение
общественной мысли, которое ставит под сомнение возможность достижения социальных
идеалов и исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими последствиями. Осуществление утопии рассматривается как насилие над действительностью и человеческой природой.
Слайд 13
Антиутопия, как правило, изображает общество, зашедшее в социально-нравственный,
экономический, политический или технологический тупик из-за ряда неверных решений,
принятых человечеством. Антигуманный тоталитаризм, диктат, отсутствие свободы, страх, доносительство, безнадёжность борьбы - вот темы, затрагиваемые этим жанром.
Слайд 14
О чем мечтает утопия и от чего предостерегает
антиутопия
Активное воздействие на природу
Детальная регламентация жизни
Изменение архитектуры: гигантомания, прямолинейность,
отказ от традиций
Абсолютизация идеи равенства
Коллективизм, отказ от примата частной собственности и частной жизни, отсутствие традиционной семьи.
Слайд 15
Термин «антиутопия» впервые употребил британский философ Джон Стюарт
Милль в парламентской речи 1868 года.
Слайд 16
Читайте!
Хаксли «О дивный новый мир»
Оруэл «1984»
Бредбери «451 градус
по Фаренгейту»
Слайд 17
Олдос Хаксли
«О дивный новый мир» (1932)
Автор в
одной из величайших антиутопий в истории литературы искусно препарирует
капитализм, доведённый им до абсурда.
Автор изображает технократическое кастовое государство, основанное на достижениях генной инженерии, где летосчисление ведется от Рождества американского автомобильного магната Генри Форда, а зато такие понятия, как «мать», «отец», «любовь» считаются непристойными
Слайд 18
Оруэл «1984»
Роман получился кристально ясной, можно сказать,
идеальной антиутопией.
Общество непрекращающейся войны (хотя противник периодически меняется)
и тотальной всепроникающей лжи — это воспринималось отнюдь не как фантастическое допущение. Не составляло труда примерить на себя судьбу главного героя — маленького человека с максимально типичной фамилией Смит.
Слайд 19
Рей Брэдбери
«451 градус по Фаренгейту»
Кто не укладывается
в рамки, изолируются или уничтожаются; книги сжигаются, а институт
культуры извратился до примитивных комиксов и онлайн-сериалов; люди не разговаривают друг с другом ни о чём, кроме покупки каких-то вещей; взаимоотношения складываются исключительно на товарно-денежной основе.
ПОЖАРНЫЙ стал не тем, кто спасает от огня, а тем, кто СЖИГАЕТ.
Слайд 20
И вот — две чашки весов: на одной
— грамм, на другой — тонна, на одной —
«я», на другой — «Мы», Единое Государство. Не ясно ли: допускать, что у «я» могут быть какие-то «права» по отношению к Государству, и допускать, что грамм может уравновесить тонну, — это совершенно одно и то же. Замятин «Мы»
Если ты в меньшинстве — и даже в единственном числе, — это не значит, что ты безумен. Есть правда и есть неправда, и если ты держишься правды, пусть наперекор всему свету, ты не безумен.
Джордж Оруэлл «1984»
Слайд 21
Юрий Анненков,
портрет Е.Замятина
Слайд 22
Замятин Евгений Иванович
«Русскому человеку нужны были, должно быть,
особенно крепкие ребра и особенно толстая кожа, чтобы не
быть раздавленным тяжестью того небывалого груза, который история бросила на его плечи»
— Е. И. Замятин
(1884 —1937)
— русский писатель, критик и публицист.
Слайд 23
Евгений Иванович Замятин
3амятин — блестящий стилист, оказавший сильное влияние
на многих русских писателей. Он писал в стиле «орнаментальной
прозы» А. Ремизова, доведя ее до сатирического, часто гротескного сюрреализма, который называл неореализмом. В стремлении 3амятина к ясным повествовательным структурам и математическим метафорам сказывается его инженерное образование.
Слайд 24
Евгений Иванович Замятин
1884 – 1937
Один (1908)
Девушка (1911)
Уездное
(1912)
На куличках (1913)
Алатырь (1914)
Студенческий сынок (1914)
Правда истинная (1914)
О святом
грехе Зеницы-девы (1916)
Картинки (1916)
Мученица науки (1916)
Глаза (1917)
Островитяне (1917)
Пещера (1920)
Мы (1920)
Я боюсь (1921)
Арапы (1922)
Русь (1923)
О блаженном старце Памве Нересте… (1920)
Видение (1924)
Буриме (1924)
О чуде, происшедшем в Пепельную Среду… (1924)
Краткая история литературы от основания и до сего дня (1924)
Десятиминутная драма (1925)
Икс (1926)
Слово предоставляется товарищу Чурыгину (1927)
Ела (1928)
Наводнение (1929)
Мученики науки (1929)
Эпитафии 1929 года (1929)
Часы (1934)
Лев (1935)
Бич Божий (1935)
Слайд 25
Роман «Мы» как антиутопия
В 1920—1921 годах
Замятин работает над романом «Мы», который является одним из
его самых
главных произведений.